тем паче, что

Jun 10, 2017 11:14

Комментный хвост моего поста о лице-ипостаси - это почти целиком многоветвистое обсуждение всех мыслимых возможностей с  kiprian_sh.
Но вот в разговор включился alexandrg. И возник новый, крайне интересный для меня поворот темы - что понимать под свойством, под уникальностью и под неповторимостью.

Read more... )

свойство, ипостась, лицо

Leave a comment

Comments 64

kiprian_sh June 11 2017, 09:04:18 UTC
Дорогой Владимир, вот Вы пишете: "Итак, ипостась, или лицо, по преп. Иоанну Дамаскину, который, как принято считать, подвел итоги классике святоотеческого богословия (и антропологии, которая не мыслилась вне богословского контекста) есть "то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и ОПРЕДЕЛЕННЫМ образом, отличным от способа обнаружения однородных существ. ... то, что, СОСТОЯ ИЗ СУБСТАНЦИИ И АКЦИДЕНЦИЙ существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь""

У меня возник вопрос. Вас не устраивает то значение, которое в словаре прп. Иоанна и других отцов имеет употребляемое ими буквосочетание? Но оно (буквосочетание) уже "отягощено", многими веками сложившейся семантической определенностью (ипостась = индивид). Не лучше ли для Ваших целей использовать просто другой словесный знак? У знака "ипостась" нет же некоего собственного правильного/неправильного значения, чтобы спорить здесь со свв. отцами о нем.

Reply

gignomai June 12 2017, 09:03:04 UTC
Дорогой Киприан, я об этом думал.
Я, как уже писал, до поры до времени стараюсь не касаться христологии и триадологии, а применительно к антропологии могу и не пользоваться словом "ипостась", мне достаточно слова "лицо". Оно, правда, тоже уже "отягощено", многими веками сложившейся семантической определенностью (лицо = индивид), но тут уж я ничего не могу поделать, поскольку выбор слов все-таки не есть дело нашего произвола, "лицо" "отягощено" и другими, нужными мне смыслами, в частности тем, что этим словом обозначают человека-индивида, но не обозначают индивидуальную вещь.

Reply

kiprian_sh June 12 2017, 09:19:48 UTC
Очень хорошо!
И еще не забывайте, что слово "лицо" обозначает "переднюю часть головы человека, сверху ограниченную границей волосистого покрова головы, внизу - углами и нижним краем нижней челюсти, с боков - краями ветвей нижней челюсти и основанием ушных раковин" :)

Reply

gignomai June 12 2017, 10:04:49 UTC
Не только. Еще и 2) а) перен. Индивидуальный облик, отличительные черты кого-л., чего-л. б) Наиболее показательная, выражающая сущность явления, предмета сторона чего-л. 3) а) Человек как член общества. б) устар. Человек, занимающий высокое общественное положение, пользующийся авторитетом, известностью и т.п.; особа, персона. в) Человек с его специфическими особенностями; личность. г) Действующее лицо; персонаж. 4) а) перен. Наружная, передняя сторона чего-л. б) Верхняя, лицевая сторона ткани, одежды (противоп.: изнанка). 2. ср. Грамматическая категория, обозначающая отношение производителя действия к говорящему, выражаемая формами глагола и личными местоимениями (в лингвистике).

И, полагаю, между всеми этими значениями есть неслучайные связи :)

Reply


gignomai June 12 2017, 09:59:44 UTC
Ответ alexandrg (переношу из прошлого поста ( ... )

Reply

gignomai June 12 2017, 10:00:34 UTC
1. Если словом "ипостась" называть человека-индивида, то люди различаются не только свойствами (что такое "различаться числом" я не понял ( ... )

Reply

alexandrg June 12 2017, 14:44:30 UTC
+++1. Если словом "ипостась" называть человека-индивида, то люди различаются не только свойствами (что такое "различаться числом" я не понял ( ... )

Reply

gignomai June 12 2017, 15:22:39 UTC
По-моему, уже ясно, в чем мы расходимся ( ... )

Reply


Leave a comment

Up