Из «Монадологии», небольшого текста - 90 нумерованных тезисов (Это №№ 10-12):
«Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее подвержено изменению - а следовательно, и сотворенная монада, а также что это изменение в каждой монаде непрерывно.
Из сказанного следует, что естественные изменения монад происходят в силу внутреннего
(
Read more... )
Comments 37
Примерно это пытаются сказать.
В схоластике - дифференциальный признак.
Reply
Не понял. Это Вы к чему?
Reply
Reply
Значит, это обращено к Лейбницу? Ему надо было "кроме" указать?
Reply
Reply
Да вроде бы не так. Он именно противопоставляется атомизму как чисто материальному учению. Для него монада это целое, в котором материя и идея, тело и душа неразрывны. Она есть за счет того, что воплощена в теле, и она именно такова, за счет идеи-души.
Reply
Reply
Ну... Делимость делимости рознь. Он отрицает делимость в смысле невозможности существования частей друг без друга, они не субстанциальны. Но это не значит, что внутри неделимого в этом смысле целого нет различий.
Reply
Появляется в ходе изменений нечто ("деталь"), что выделяет некий вид монад.
И вообще, монада- логическая категория (система, по нашему). Откуда там какие-то субьекты и Я всякие?
Reply
Но это Вы своё сюда подставляете. "Деталь" по Лейбницу вовсе не появляется. Она, как и сама монада, есть изначально и вечно. И субъектность монады не я и не Фишер придумали, это у самого Лейбница, прямым текстом многажды повторяется.
Reply
А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.
И что здесь от Лейбница и что от переводчика.
Reply
Появляется нечто или изменяется нечто - это не принципиально. Зависит от точки зрения.
-------------
Так у Л. эта "деталь", как я понял, и не меняется. Сказано, что она - деталь того, что меняется и что она объемлет все состояния. Единое во многом. Я понял так, но буду еще проверять.
А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.И что здесь от Лейбница и что от переводчика.
-----------------------
О "субъекте" (например, о субъекте изменений или пассивном субъекте восприятий пишет сам Л., я посмотрел в оригинал. Но что все-таки имеется в виду, согласен, надо уточнять.
Reply
Субъект - subject - объект.
Обычная путаница.
Субъект - то, чему приписывается предикат.
Reply
Нету здесь этой путаницы.
Это Вы путаете два значения subject - логико-грамматическое и онтологическое.
Reply
Воля Ваша.
Если бы он имел в виду то же, что Вы, зачем бы ему дальше писать:
30. Равным образом через познание необходимых истин и через их отвлечения мы возвышаемся до рефлексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется "я"
Reply
Не понял, как это противоречит моему пониманию. "Деталь" - я, определяющее действия монады, делающее ее субъектом (онтологическим) ее действий. В рефлексии это осознается. Ну да, если результат рефлексии оформить в высказывании, то это я будет в нем субъектом-подлежащим, а действия - предикатами.
Reply
Leave a comment