Есть ли у монады "Я"

Jan 30, 2024 23:13


Из «Монадологии», небольшого текста - 90 нумерованных тезисов (Это №№  10-12):

«Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее подвержено изменению - а следовательно, и сотворенная монада, а также что это изменение в каждой монаде непрерывно.

Из сказанного следует, что естественные изменения монад происходят в силу внутреннего ( Read more... )

перевод, Лейбниц

Leave a comment

kaktus77 January 31 2024, 00:10:36 UTC
Имхо, здесь тоже просто про то, что изменилось в монаде.
Появляется в ходе изменений нечто ("деталь"), что выделяет некий вид монад.

И вообще, монада- логическая категория (система, по нашему). Откуда там какие-то субьекты и Я всякие?

Reply

gignomai January 31 2024, 08:13:21 UTC

Но это Вы своё сюда подставляете. "Деталь" по Лейбницу вовсе не появляется. Она, как и сама монада, есть изначально и вечно. И субъектность монады не я и не Фишер придумали, это у самого Лейбница, прямым текстом многажды повторяется.

Reply

kaktus77 January 31 2024, 15:26:34 UTC
Появляется нечто или изменяется нечто - это не принципиально. Зависит от точки зрения.

А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.
И что здесь от Лейбница и что от переводчика.

Reply

gignomai January 31 2024, 18:07:06 UTC

Появляется нечто или изменяется нечто - это не принципиально. Зависит от точки зрения.
-------------

Так у Л. эта "деталь", как я понял, и не меняется. Сказано, что она - деталь того, что меняется и что она объемлет все состояния. Единое во многом. Я понял так, но буду еще проверять.

А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.И что здесь от Лейбница и что от переводчика.
-----------------------
О "субъекте" (например, о субъекте изменений или пассивном субъекте восприятий пишет сам Л., я посмотрел в оригинал. Но что все-таки имеется в виду, согласен, надо уточнять.

Reply

kaktus77 January 31 2024, 19:04:11 UTC
Я понимаю так:

1) субстанции меняются и меняются в силу внутренних причин и механизмов.
2) это изменение простых субстанций приводит к их разнообразию.
3) разнообразные простые субстанции можно разнести по видам (это как раз про единое во многом).
4)некая "деталь" субстанции и позволяет относить ее к тому или иному виду.
5) то есь развитие этой детали в ходе изменения субстанции и приводит к видообразованию (в исторических рамках)..

==например, о субъекте изменений

Субькт изменений - это то, что изменяется.
Тогда говорили "субьект", когда мы сегодня сказали бы "обьект"

Reply

gignomai January 31 2024, 19:44:36 UTC

О Вашем понимании пока воздержусь - думаю.

А с субъектом, по Лейбницу, не так. Монада меняется сама, ее ничто не может изменить извне ("нет окон"). Самоактивация, самодеятельность, саморазвитие. А значит, никак не объект - субъект.

Reply

kaktus77 January 31 2024, 20:47:49 UTC
Не понял, почему у обьекта не может быть самоактивации и саморазвития?

Reply

gignomai February 1 2024, 07:49:05 UTC

Я так понимаю, что в субъект-объектной парадигме объект - это то, с чем что-то делают, объект действий (познавательных или иных). А субъект - тот, кто делает.

Reply

kaktus77 February 1 2024, 10:29:05 UTC
Ну откуда у Лейбница субьектно-обьектная парадигма?
О том и речь, что ему навешивают совершенно левые понятия.

Reply

gignomai February 1 2024, 12:17:17 UTC

Здесь ключевое, по-моему, для понимания Лейбница: он ищет, как уйти от декартовского дуализма, как объяснить саморазвитие и сохранение в нем, во множестве сменяющихся состояний все той же индивидуальности. И вопросы: 1) можно ли это мыслить без противопоставления активного субъекта пассивному объекту и 2) как это точно мыслит Лейбниц. Во всяком случае, оппозиция активного и пассивного у него точно есть, активной силы и пассивной силы вгутри монады.

Reply

kaktus77 February 1 2024, 12:48:37 UTC
==можно ли это мыслить без противопоставления активного субъекта пассивному объекту

Конечно. Всегда так мыслили, и вроде получалось :)

А что у Л. есть и чего нет - это надо по тексту смотреть. И важно не подставлять свои современные понятия.

Reply

gignomai February 1 2024, 14:08:59 UTC

Что не подставлять - это ясно. Попробуем ))

Reply

kaktus77 February 1 2024, 14:11:40 UTC
==оппозиция активного и пассивного у него точно есть, активной силы и пассивной силы вгутри монады.

Не нашёл такого.

==: он ищет, как уйти от декартовского дуализма,

Это да. И как раз "уходит" от этого дуализма, противопоставления субьекта и обьекта.

Там же вся идея в единстве духовного и телесного, откуда и монады - атомы природы, в которых уже заложено это единство. Но не как "я", конечно, а как некие атомы восприятия, агрегирование и усложнение которых и рождает субьектонсть (в современном смысле).

Reply


Leave a comment

Up