Что меня, как психолога, напрягает в Вальдорфской педагогике.

Nov 25, 2017 18:30


Дисклеймер: Я осознаю, что делаю выводы исключительно на примере нескольких известных мне российских вальдорфских школ и понятия не имею, к примеру, как развивалась/развивается вальдорфская педагогика в других странах.  Однако, некоторые выводы мне в голову приходят, и я хочу их здесь изложить.

1. Первое, что напрягием меня в вальдорфском обучении, ( Read more... )

детская комната, школа, психология, обучение, мысли

Leave a comment

Comments 35

estellla November 25 2017, 13:41:30 UTC

Не копала глубоко в теорию. И побаивалась вальдофа, как системы обучения.
Но сын пошел в вальдофский класс, сложилось так. Правда школа государственная как раз, там еще и требования программы есть. Ни первого, ни второго эффекта не наблюдаю. Может еще от учителя зависит.
По первому пункту - там скорее не регресс, а выход на новый уровень с опорой на образы и т.д.
По второму - за первым классом следует второй, там другие задачи. И то что в первом классе было - это скорее поддерживание нормальной, дружеской атмосферы в классе. По факту. Ощущения слияния и нарушенных границ я не чувствую.

Reply

getnewpost November 25 2017, 15:19:42 UTC
нормальное исследование бы провести, назамерять всякие социальные штуки, трудноуловимые - доверие, ожидания, самооценку и т.п ( ... )

Reply

artjom_w March 10 2018, 20:47:54 UTC
Можно подумать, такие исследования в обычных школах проводят, и там всё хорошо. Вообще, на фоне имеющейся проблематики детского суицида, детских зависимостей и прочих "неприятностей", я бы в принципе не доверял психологии как науке, раз она не может обеспечить положительные практические результаты ( ... )

Reply


snowleo_hatula November 25 2017, 16:05:06 UTC
Звучит убидительно, но в другую сторону. :) В этом мире так мало детей и взрослых, которые в контакте с собственным телом и своими чувствами, зато так много отгороженных от всего мира и замкнутых на себе людей, что именно этот метод обучения (если он действтиельно такой и дает такие эффекты) показан 95% детей. Оставшиеся 5 в самом деле благополучны настолько, что выстоят в любой системе. :)

Reply

getnewpost November 25 2017, 16:10:56 UTC
вот не соглашусь про то, что детей в контакте со своими чувствами мало... это неестественно даже для самых жестких и тоталитарных времен. Развитие побеждает всегда. Многие дети в той или иной степени травмированы или деформированы, но вот контакт с собой, со своим телом и желаниями сохраняют до последнего. Это тот рубеж, который ребенок сдает последним даже при самом жестком давлении.
отсутствие контакта с телом для ребенка 7 лет это не про воспитание, а про нервную систему. Врожденная особенность(не имею ввиду детей из дома ребенка и прочую жесткую депривацию - физическое насилие и т.п.)
Лишний упор на образы и чувства дает отгороженность ту же но с другой стороны - то что называют шизоидной акцентуацией. (впрочем и тут конституциональные особенности первая скрипка, без них развитие побеждает)

Reply

snowleo_hatula November 25 2017, 22:21:21 UTC
Вам виднее. Во всяком случае - как оно в целом. :) может, контакт со своим телом у всех здоровых 7-ми леток и есть, но вот слов, выразить чувства и даже просто ощущения, большинству точно не хватает. И это про образование, а не про что-то врожденное ( ... )

Reply

artjom_w March 10 2018, 21:09:00 UTC
У нас тоже были такие опасения. Типа, тепличные условия, вырастут неприспособленные. Но, насчёт взросления - не путаем ли мы понятия? У нас дочь, когда ей было 14 лет (тогда она училась в гимназии) выглядела как старушка, которая перенесла все муки мира, и ждёт теперь от жизни только одного - избавления. Не так давно видел утром в автобусе девочку лет 9-10, с книжкой (какая-то хрестоматия со сказками) и лицом "за 5 минут до суицида" - столько в нём безысходной тоски. Но это нормально, она учится по утверждённой программе, не противоречащей господствующей психологической теории.

Reply


remimartin November 25 2017, 18:46:42 UTC

Что еще кроме Вальдорфа вы бы порекомендовали для ребенка второго типа? Мальчик у нас умный, но вот эмоционально и телесно он сам с собой не дружит.

Reply

getnewpost November 26 2017, 14:49:39 UTC
общая рекомендация для всех кто телесно плохо себя ощущает - это творчество самого разного вида - пение, рисование, танец, театр, игры и т.п. Ну и помнить что умненьким на первом месте не учёба а самовыражение. Интеллект богатырский никуда не денется ( ... )

Reply


yulia_mmm November 25 2017, 18:57:04 UTC
вожу ребенка в сад в вальдорфскую группу, так у меня ощущение, что уже в три года ребенок перерос вальдорфскую педагогику. а уж про школу даже представить страшно.

Reply

getnewpost November 26 2017, 14:31:41 UTC
о , а расскажите про ваши ощущения "перерастания", очень интересно :)

Reply


katyarka November 26 2017, 12:27:10 UTC
Я живу в Шотландии, моя старшая дочка в возрасте 8-9 лет ходила в Вальдорфскую школу. От моего восхищения вальдорфской педагогикой я перешла к полному ее неприятию, увидев, как это работает на практике. Моя дочка с одной стороны, супер-творческая натура, и ей бесконечные ограничения в творчестве (только 2-3 краски, никаких четких форм, мелких деталей и пр) казались истинным мучением. При этом она очень любит учится, а у нас, к сожалению, под красивыми теориями скрывался невероятно низкий уровень обучения. Дети, которые в 8-9 лет не умели читать и складывать числа до 10 считались абсолютно нормальными, учить год таблицу умножения, с прыжками и песнями, и так её и не выучить - тоже в порядке вещей. И именно на таких детей и был ориентирован процесс обучения. Вообще, методики обучения, которые были использованы, вполне подошли бы для младшей группы детского сада, а не для 10-ти летних детей. Но это всё ерунда, по сравнению с отношениями между одноклассниками, абсолютно неуправляемыми детьми, которым давали "познавать мир" без границ и ( ... )

Reply

getnewpost November 26 2017, 14:29:49 UTC
То что Вы описываете, действительно весьма неприятно... я тут думаю даже не сама Вальдорфская система виновата а тот факт, что под личиной Вальдорфских педагогов весьма уютно непрофессиональным и даже профнепригодным педагогам. Впрочем об определяющей роли учителя еще Штайнер говорил.
Отношения между учениками это тем более на совести взрослых - токсичненько значит там было. Учитель, взрослый, всегда имеет решающую роль в том, как будет внутри развиваться динамика в группе детей, у вас судя по всему динамика была деструктивная и токсичная. Врядли дело в запретах или их отсутсвии, дело скорее в позиции взрослого по отношению к детям, а они уж дальше транслируют друг другу. буллинг в школе всегда исходит от учителей.

ну и да кстати, ограничение средств самовыражения это вы правильно подметили. С одной стороны "нет запретов" с другой стороны то нельзя, это нельзя, телевизор нельзя, да еще и рисовать что хочешь нельзя... это уже даже не вальдорф, это кондовая такая дрессура, только в других декорациях.

Reply

katyarka November 26 2017, 16:09:08 UTC
По поводу буллинга - когда я увидела это в нашей Вальдорфской школе и детском саду, я была уверена, что это, как Вы пишете, проблема этой конкретной школы, учителей и учеников. Но почитав разные англоязычные форумы(Англия-Шотландия), я с ужасом обнаружила, что это супер-типично именно для Вальдорфских школ! Даже гугл мне выдавал первую подсказку после Steiner school...bullying. Многие мамы давали объяснение этому именно с точки зрения Вальдорфской философии. У нас никаких объяснений не давали, просто ничего не делали. Я была этому очень удивлена, так как вообще в шотландских школах проводятся огромные анти-буллинговые акции, мероприятия, лекции итд. Сейчас дочка ходит в очень хорошую частную школу, там огромное значение придается взаимоотношениям между детьми, целый урок этому посвящен. Да и в обычных школах тоже много об этом говорят, иногда даже перегибают палку.

Reply

getnewpost November 28 2017, 12:02:03 UTC
потому наверное в Вальдорфских школах эта проблема и цветет - что они даже не говорят про это, не считают проблемой? В других школах хотя бы говорят про это, хотя говорения недостаточно чаще всего.
Я сама, лично, глубоко убеждена что любых произвольно взятых детей можно втравить в буллинг, самых зрелых, самых воспитанных, любых... было такое исследование, которое даже проводило параллели между высоким(!) эмоциональным интеллектом и повышенным риском стать булли. В отличие от широко распространенного мнения что булли становятся неблагополучные дети , это исследование показало что более склонны выступать агрессорами дети хорошо распознающие эмоции других людей, вне зависимости от их воспитания и благополучия. То есть даже благополучные, попадая в среду с определенными отношениями и имея особенную чуткость к взаимоотношениям, становятся булли. А неблагополучные становятся булли чаще именно потому что находятся в токсичной среде. не неблагополучие и "несчастность" толкают детей к буллингу а токсичная среда.

Reply


Leave a comment

Up