Дисклеймер: Я осознаю, что делаю выводы исключительно на примере нескольких известных мне российских вальдорфских школ и понятия не имею, к примеру, как развивалась/развивается вальдорфская педагогика в других странах. Однако, некоторые выводы мне в голову приходят, и я хочу их здесь изложить.
1. Первое, что напрягием меня в вальдорфском обучении, именно как психолога - обилие регрессивных методик обучения.
Обучение на основе подражания, телесное проживание букв, цифр, географии и прочего, множественные образы, игры с цветом и смешение цветов, волшебная сказка как метод обучения(!) и т.д. и т.п. Все вышеперечисленное - это регрессивные методики, погружающие ребенка в телесный и эмоциональный опыт раннего детства.
То есть вальдорфская педагогика берет семилетнего ребенка, со свежесформированным умением сознательно интегрировать, анализировать и рефлексировать - и окунает его обратно, в детскую непосредственность и детское бессознательное интегральное восприятие.
Педагогически это оправданные методы для определенного типа детей -
детей очень творческих, начавших рано развиваться в этом направлении - рисовать, танцевать , писать стихи. Яркий пример такого ребенка - индийский фильм
"Звездочки на земле" . Менее яркие и более обычные дети такого типа встречаются регулярно и обычно им даже никто не ставит дислексию/дисграфию :)
Но, важная ремарка - ИМХО, хотя таким творческим детям хорошо и правильно обучаться творческими методами, но НАХОДИТЬСЯ им полезно в окружении других детей, которые обучаются другими методами. Так как своей интуитивной чувствительностью и непосредственным восприятием они могут улавливать не только свою картину мира, не только свои методы восприятия и обучения, но и методы других детей. Таким образом, у творческого ребенка развитие будет более гармоничным, они научатся не только творить(а они это и так умеют, без обучения) но и анализировать, рефлексировать, делать выводжы не свойственными им методами мышления. Картина мира их будет шире, разнообразней. А это всегда лучше чем узконаправленное развитие.
Также, не педагогически, но психологически, Вальдорф был бы прекрасен и полезен для детей противоположного склада - детей раннеинтелектуализированных, с трудом фантазирующих и играющих, с трудностями связи с собственным телом. Для обучения им такие методы совершенно не нужны, но для развития полезны и эмоциональная регрессия и постоянное перепроживание раннего опыта, урезанного в силу личностного и неврологического склада ребенка.
К сожалению, дети второго склада, скорее попадут в Монтессори-школу или престижную гимназию, и ни о каких регрессивных методиках им не узнать, пока они не станут взрослыми и не придут в телесную или арт-терапию :)
Большинству же детей, находящихся где-то в промежутке между творческими и раннеинтелектуализированными детьми, регрессивные методики обучения в таком изобилии совершенно не нужны. У них достаточно других интеллектуальных инструментов для обучения, кроме подражания и проживания, и у них контакт с собственным телом и собственными чувствами и без регрессивных методик достаточно хорош. Есть ли смысл все время окунать их в детскую непосредственность, если они и так достаточно непосредственны и плюс кроме непосредственности имеют также и опосредованные, более зрелые способности к анализу и синтезу?
2. Второе НО, вытекающее из первого - благодаря эмоциональной регрессии Вальдорфская педагогика делает ребенка более зависящим от окружения, более мягким для деформаций, более склонным к некритическому, аффективному восприятию происходящего.
Концепция первого класса Вальдорфа прямо так и звучит - "Слияние с миром"
Слияние с миром - это вообще-то особенность совсем раннего детства, и к семи годам она порядком уже отошла в прошлое и осталась исключительно для самых близких - родителей, сиблингов. Даже слияние с друзьями, дедушками-бабушками в возрасте 7+ уже не очень позитивный процесс и как правило служит инструментом добирания привязанности и преодоления расставания с самыми близкими.
А тут, пожалуйста, сливайся с целым миром... да даже с целым классом детей и то как-то перебор. Дети в 7 лет вообще-то уже способны строить взаимодействие на межличностном и внутригрупповом уровне не хуже взрослых, а где то даже и лучше. Не нужно им это слияние, они без слияния лучше друг с другом построят отношения.
Очень бы мне хотелось увидеть/провести лонгитюдное исследование Вальдорфских младшеклассников именно в разрезе эмоционального регресса. Как на самом деле это переживается детьми? Становятся ли учитель, однокласники конкурирующими привязанностями относительно родителей, сиблингов? Родители, правда, в школах, подобных Вальдорфу, тоже часто попадают в глубокое неосознанное слияние