Что меня, как психолога, напрягает в Вальдорфской педагогике.

Nov 25, 2017 18:30


Дисклеймер: Я осознаю, что делаю выводы исключительно на примере нескольких известных мне российских вальдорфских школ и понятия не имею, к примеру, как развивалась/развивается вальдорфская педагогика в других странах.  Однако, некоторые выводы мне в голову приходят, и я хочу их здесь изложить.

1. Первое, что напрягием меня в вальдорфском обучении, ( Read more... )

детская комната, школа, психология, обучение, мысли

Leave a comment

artjom_w March 10 2018, 20:47:54 UTC
Можно подумать, такие исследования в обычных школах проводят, и там всё хорошо. Вообще, на фоне имеющейся проблематики детского суицида, детских зависимостей и прочих "неприятностей", я бы в принципе не доверял психологии как науке, раз она не может обеспечить положительные практические результаты.

"В Вальдорф, хочется надеяться, дети приходят непокоцанные." - как раз наоборот. Вальдорфские школы, как правило, на самофинансировании, и родители платят за обучение дополнительные деньги не от хорошей жизни. В нашей вальдорфской школе примерно половина перешли из обычной школы из-за проблем с обучением, со здоровьем и т.п. У меня 2 дочери перешли в ВШ из гимназии. Старшая просто засыхала, в 14 лет выглядела, как старушка, падала в обмороки из-за анемии, о желании учиться я уже и не говорю. В ВШ она помолодела (дико так говорить о 14-летнем подростке, но по-другому не скажешь), начала улыбаться, завела подруг, с которыми дружит до сих пор, через много лет после выпуска. Пока она училась в ВШ, у неё не было ни одного приступа анемии. Младшую дочь перевели из гимназии тоже на фоне многочисленных проблем. И тоже не пожалели: исчезла ругань по вечерам из-за плохих оценок и невыученных уроков, нам перестали говорить. что у нас неполноценный ребёнок, а мы должны обеспечить его соответствие таким-то и таким-то критериям, или чтобы он делал то-то и то-то. В ВШ учителя нам помогали, предупреждали о возможности возникновения тех или иных проблем, подсказывали, что сделать (в основном все рекомендации касались изменения нашего поведения, что и понятно: воспитывают не слова, а поступки). Мы подружились со своими детьми, относительно легко преодолели подростковые трудности, на которых в других семьях просто судьбы ломались.

Так что Ваши сомнения и подозрения представляются мне, уж извините, высосанными из пальца. Практические результаты говорят сами за себя. И, вообще, у нас не настолько богатое педагогическое разнообразие, чтобы гнобить всё, хоть сколько-нибудь отличающееся от госпрограммы.

По поводу верности ВШ Штайнеру с Вами соглашусь. Это, пожалуй, единственное, что напрягало меня в ВШ. но объяснение тут до смешного простое: франшиза. Если коротко, ВШ - это торговый знак. ВШ должна состоять в ассоциации, должна участвовать в повышении квалификации своих учителей, посылая их на определённые семинары и т.д.. т.е. соблюдать определённые "стандарты обслуживания". Если она это выполняет, она - ВШ, она указана во всемирном списке ВШ. Если нет - то она просто какая-то школа, обучающая не по государственной программе. Вот и весь секрет самовоспроизведения.

Reply


Leave a comment

Up