Здесь много не только костёлов, но и усадеб. Вернее, здесь было много усадеб, а сейчас много следов этого. Это и одичавшие парки, и руины. И целые постройки, приспособленные для различных современных нужд, зачастую не имеющих с первоначальным предназначением ничего общего. Наиболее сохранившейся является усадьба графа Страженского в Комарово (ранее - Комаровщина), построенная на рубеже XIX-XX веков.
Ранее усадьба принадлежала Хоминским. Обе фамилии относятся к гербу Лис, но корона с 16 зубцами указывает на графский титул.
Вообще у белорусских усадеб три варианта судьбы. Имеющие в глазах государства историческую или архитектурную ценность, поддерживаются и даже восстанавливаются в качестве музеев (примером может служить усадьба Франтишека Богушевича, посещённая нами в прошлую поездку в пограничье). Усадьбы, которым повезло меньше, лежат в руинах (одна из них будет показана позднее). Но многие усадьбы, не заинтересовавшие государство, не остались без внимания местных организаций и населения. В этом случае речь идёт не о музеефикации, поддержании первоначального облика и целостности ансамбля, а об утилитарном применении отдельных строений. При этом часто случается, что амбар может ценится больше усадебного дома. Таких примеров можно немало найти и в Поозёрье. Однако, усадьба Сулистровских являет собой более удачный случай. Здесь, не смотря на использование различными учреждениями, сохранился целый комплекс зданий и парк.
Основной усадебный дом относится к началу XX века.
Флигели построены чуть позднее - в 20-е годы, уже при поляках.
В том, что слева, после капитального ремонта (в районе 2006 г.) разместилась школа. Ранее помещалась в деревянном строении 1935 года.
Судя по гнезду на трубе, камин по прямому назначению не используется, а сохранён, как декоративный элемент.
Хозяйственные постройки по дороге к усадебным домам превратились в магазины. В бывшем амбаре разместился "Горячий хлеб", в строении поменьше - продуктовый.
В отдалении, через дорогу и пруд виден бывший дом для работников усадьбы.
Маленькие домики слева с солнечными батареями на крыше, когда-то были мастерскими.
Пруды рукотворные, для их заполнения были построены гидравлические затворы. Правда, это сооружение у верхнего пруда сейчас выполняет чисто декоративные функции - под дорогой вода течёт по трубам.
А это плотина нижнего пруда. Уровень воды можно регулировать установкой в пазы досок разной ширины.
Так плотина выглядит снизу
Между усадьбой и прудами разбит парк. Увы, фотографии громадные размеры деревьев не передают.
За парком по мере возможностей ухаживают учащиеся сельскохозяйственного лицея, расположенного с другой стороны усадьбы. Сухих и упавших деревьев не наблюдается, а пни маскируются вот таким образом.
Появляются тут и новые сооружения.
Интересно, каково назначение "домика" возле водонапорной башни? Ростом он примерно до пояса.
Среди строений фермы через дорогу есть коровники, построенные в начале прошлого века.
Белорусское Поозёрье
Часть 1.
Несостоявшееся пограничье.Часть 2.
Мядель. Божьей Матери Шкаплерной (1754)Часть 3.
Нарочь (Кобыльник). костёл святого апостола Андрея Боболи (1901)Часть 4.
Константиново. костёл Вознесения Девы Марии (1896 г.)Часть 5.
Комарово. Усадьба графа Страженского.Часть 6.
"Довмонтов город"... на Свири (1653*1909)Часть 7.
Засвирь. Сарматский след в Поозёрье (1714)Часть 8.
Руины усадьбы Скирмунтов в ШеметовоЧасть 9.
Шеметово. Костёл Девы Марии (1816*1902)