- Трудно в Греции сейчас. С теми долгами, что мы на себя повесили и нашим правнукам не расплатиться, - говорит хозяин одного из отелей на всем известном острове Санторини.
- У нас тут еще нормально. Остров маленький, туристы приезжают. А на большую землю поедешь, там совсем другую Грецию увидишь.
- Мы знаем, что нас считают ленивыми. Немцы так часто о нас говорят. А они высокомерные. Недавно была пара из Германии, здоровались сквозь зубы. Я им и то, и сё, стараюсь. Они потом вернулись домой и отзыв ужасный о моем отеле написали. Вот понять не могу, люди платят 20 евро за ночь и хотят комфорт на сотню. Еще и смотрят в твою сторону, как на мусор. Разве в греках здесь дело?
Соглашаюсь, не в греках. И не очень понимаю, чем же так не угодил гостеприимный островной отель той немецкой паре. Хозяева приветливы, о постояльцах заботятся, в аэропорт приезжают встретить, провожают, когда уезжаешь. В номерах чисто, есть все необходимое (и даже больше). Еще и расположение у отеля идеальное. Что надо? Не знаю.
Но мой знакомый уже переключился на другую тему, улыбается.
- Не могу долго раздражаться. Мы же солнечная страна, пасмурными долго ходить не умеем. Расскажи лучше, как твой день прошел, куда ты ездила сегодня?
Я этот разговор вспомнила, когда смотрела документальный фильм "OXI, an Act of Resistance" 2014 года. Британский режиссер Кен Макмаллен посвятил свою картину современной Греции. Он исследует причины и последствия экономического и социального кризиса в стране с помощью произведений античной культуры.
Фильм показывали поздно, по каналу "Культура". Была у меня надежда пересмотреть его в Интернете потом, но безуспешно. Не нашла. Остались слова одного из героев, наскоро записанные на первом попавшемся клочке бумаги: "Европа - что означает это слово? Европа - это не фрау Меркель или деньги лондонского Сити. Европа - это люди. И культура. А не споры о том, кто богаче и важнее". Перед показом фильма режиссер сказал в интервью ведущему программы Кириллу Разлогову:
- Европейцы используют Грецию для какого-то эксперимента. Эксперимента, который я бы назвал странным словом "аскетизм".
Мне трудно рассуждать о финансовых взаимоотношениях Греции и Евросоюза, но ощущение тревожности в Афинах меня не покидало. В воздухе витало "выживание". Даже если небо голубое, солнце светит и тебе улыбаются, чувствуется, что жизнь здесь не сахар. Вспоминаются наши девяностые. Я очень хочу вернуться в Афины и увидеть изменения к лучшему. Как и во всей Греции. В Италии и Испании. В моих любимых европейских странах. Я ведь не коллекционирую страны, мне интереснее узнавать больше о любимых.
P.S. Этот пост был задуман, как рассказ об афинском блошином рынке в районе Монастираки, но мысль пошла совсем в другую сторону!
Блошка, как блошка. С ворохом бесполезных и полезных кому-то вещей.
Все, что нужно очарованным странникам и дизайнерам в поиске эдакого.
Но было мне впервые грустно на блошином рынке.
Серый, холодный день без солнца сделал свое черное дело и осколки чьей-то жизни навевали исключительно печальные мысли.
Теперь картинки.
Площадь Монастираки.
Шмоточные лавки.
Чьи-то куклы.
Чей-то идол.
Серьезная дама.
Меломанам.
Что-то пасторальное.
Моя дача по таким скучает.
Перекусить.
Рокки?
Не знаю, что написать.
Почти селфи.
Холодно. Но я собираюсь в сторону Акрополя.
Типичная такая туристка, с путеводителем и картой.
Еще о материковой Греции:
Монастыри Метеоры Кастраки в ноябре Афины - город, который я не поняла На Акрополь Осколки греческого быта Многоликие Афины и целых два P.S.