На Акрополь

Mar 04, 2015 20:01

Говорят, когда Зигмунд Фрейд оказался на афинском Акрополе, он воскликнул: «Значит, все, изучаемое в школе, вправду существует!»
Точно-точно. Об этом же подумала и я, оказавшись у колонн Парфенона.
И вспомнила, как в 5 классе курс истории Древней Греции казался бесконечной сказкой.
Разве же это уроки, когда темой становятся рассказы о Зевсе и его крутом нраве, об афинских героях или неутомимом Александре Македонском? Что вы, это - удовольствие сплошное. Учила бы и учила.
А теперь, спустя ... не скажу сколько лет, "сказки" приобретают вполне реальные очертания.
Я на Акрополе.





Мой "афинский" план был простым: Акрополь.
Еще мусаку попробовать, но это во вторую очередь.
Акрополь следует за тобой повсюду, как гора Арарат в Ереване. Чуть выберешься из уличного лабиринта на более-менее открытое пространство, и вот он - возвышается на скале из известняка, окруженный современными Афинами.
Символ Древней Греции, давшей миру демократию и пропорции классического искусства. Духовное наследие той эпохи и все то, что дорого душе каждого грека.
А лично для меня еще и компания для утреннего кофе на террасе отеля. Доброе утро, Акрополь.
Стоишь под солнцем и дождями с непокрытой головой.




В 1867 году Марк Твен разглядывал Акрополь в подзорную трубу с борта круизного теплохода. Прибывшие в Афины американцы уже готовились сойти на берег, когда выяснилось, что им этого сделать не позволят - в городе введен карантин на одиннадцать дней. Запрет не остановил писателя и его спутников. Ночью они бежали с корабля, выбрались из порта, пересекли виноградники и распаханные поля, и, наконец, оказались у Акрополя. Неугомонные гости разбудили охранников и в обмен на взятку проникли на территорию. Разве может какой-то карантин препятствовать желанию увидеть Акрополь?




Сегодня Акрополь - это голая каменистая поверхность с несколькими полуразрушенными памятниками.
Архитекторы и археологи XIX столетия с трудом выработали общую концепцию, каким же они хотят видеть Акрополь. Было решено, что Акрополь должен быть тесно связан с эпохой "афинского чуда" и временем правления Перикла (V в до н.э.).

Греческий биограф историк Плутарх, живший в начале II века н. э., писал, что масштабное строительство в Афинах в V веке до н. э. радовало не только горожан, но и весь греческий мир. В то же время оно раздражало врагов. Перикла обвинили в использовании средств союзников, которые должны были пойти на оборонные меры в случае войны с Персией, для украшения города: «мы позлащаем свой город и украшаем его кумирами и храмами, стоящими тысячу талантов, как бы горделивую женщину драгоценными каменьями».

Перикл не слушал недругов и нашел занятие всем: великим зодчим и искусным художникам, ваятелям, плотникам, столярам, каменщикам, мастерам золотых дел, малярам, токарям, купцам, мореходам, содержателям лошадей, извозчикам, ткачам, кожевникам, исправителям дорог, рудокопам. Всеобщая занятость давала достаток горожанам. Надо всеми строениями главным надзирателем был Фидий. За сравнительно короткий период на Акрополе возвели Парфенон (храм девственной богини Афины, 447-432 г. до н. э.), Пропилеи (храм-ворота, 437-432), храм Афины Ники, также известной как Ника Бескрылая, и, наконец, Эрехтейон (храм Эрихтония). Их могли бы строить несколько поколений, однако хватило времени правления одного человека. Афины стали бурлящим котлом, местом, где талантливые люди старались себя проявить.




За долгие века алтари, гробницы и скульптурное убранство исчезли или подверглись переделке. Статуи, включая афинскую бронзу, вывезли в Византию. Здания и скульптуры разграбили. Золото и слоновую кость содрали, а сам мрамор растащили на строительный материал. Языческие храмы стали христианскими церквями. В XVII столетии территорию Акрополя атаковали венецианцы: их снаряд разнес турецкий пороховой склад в Парфеноне. Во времена турецкой оккупации внутри Парфенона построили мечеть. В Эрехтейоне разместился гарем. Античные памятники облепили низенькие турецкие домики. Сами греки, рассматривали древние сооружения как полезный источник строительного материала и известняка. Пока Греция не получила независимость и государство не установило над Акрополем свой контроль, все распоряжались этим местом как им вздумается. Особенно иностранцы.




Взять, к примеру британского лорда Элгина. В 1799 году, когда увлечение европецев наследием античности было в самом разгаре, его назначили британским послом при османском правительстве. Греки считают, что чужеземец, пользуясь полномочиями посланника, получил разрешение у турецких властей на похищение их самых ценных произведений искусства.
Элгин и его помощники сняли большую часть внутреннего фриза Парфенона, скульптуры и отдельные сцены с наружной части. «Мраморы» отправили в Англию. Там их выкупило правительство и поместило их в Британский музей.

С одной стороны, Элгин спас вывезенные предметы от эрозии, вызванной загрязнением воздуха, которой подверглись остальные скульптуры афинского Парфенона. С другой стороны, можно и греков понять. Они считают, что вывезенные ценности являются частью античного наследия и должны вернуться на Акрополь и в музеи Афин, где здания и скульптуры составляют единую композицию. Споры по этому вопосы не утихают до сих пор.

Територию Акрополя от лишних построек очистили. Найденные скульптуры и фрагменты выставили в музее Акрополя. Комплекс огородили и продолжают восстановительные работы до сих пор. Но реконструкция античных памятников основана в большей степени на догадках и мы никогда не увидим, как же на самом деле выглядел Акрополь в V веке до н. э. или в любой другой период своей истории.




На холме Ареопаг в древности заседал аристократический совет старейшин, а в эпоху демократии - верховный уголовный и религиозный суд.




Храм Ники Аптерос или Афины Ники.
Большинство античных статуй Ники крылаты, и только у акропольской Ники не было крыльев, чтобы Победа никогда не улетала из города. Отсюда и имя храма - Бескрылой Ники.




Пропилеи - парадный вход на Акрополь.
Сооружение по замыслу создателей должно создавать торжественное настроение входящему на Акрополь.







Парфенон - храм Афины Девы (Афины Парфенос) - главный храм древних Афин.
По замыслу Перикла строительство храма должно было доказать превосходство греков над варварами.
















Храм Эрехтейон.




Кариатиды работы мастерской Фидия.
Оригиналы заменены копиями для спасения от смога.







Афины. Вид с высоты Акрополя.










Снова на Акрополь.







Театр Диониса - один из древнейших театров в мире.
На его орхестре ставили свои произведения Аристофан, Эсхил и Еврипид.













Еще о материковой Греции:
Монастыри Метеоры
Кастраки в ноябре
Афины - город, который я не поняла
На Акрополь
Осколки греческого быта
Многоликие Афины и целых два P.S.

Греция, В путь-дорогу, Афины

Previous post Next post
Up