Начало: (
1); (
1доп); (
2); (
3); (
4); (
5); (
6); (
7); (
8).
Все тот же §4 главы 4.
Сразу же после головокружительного слалома (3-1-0-0) предыдущего абзаца, играючи сравнив синее с перпендикулярным (стоимостные показатели по всему сельскому хозяйству и абсолютные объемы производства зерна), автор ГИ резко меняет жанр: перед нами - то ли быль, то ли былина. И в этой вкрадчивой форме читателю вновь предлагается нехитрая мысль о том, что серьезные проблемы с зерном начались с середины 60-х.
В своих воспоминаниях Г. Шахназаров пишет о разговоре, который состоялся у него с Ю. Андроповым в середине 1960-х годов. Цитирую слова Ю. Андропова по версии этого источника: «А ты знаешь, в Политбюро крепнет убеждение, что всю нашу хозяйственную сферу нужно хорошенько встряхнуть. Особенно скверно с сельским хозяйством: нельзя же мириться дальше с тем, что страну не можем прокормить, из года в год приходится закупать все больше и больше зерна. Если так дальше пойдет, скоро вообще сядем на голодный паек». (Шахназаров Г. С вождями и без них. М.: Вагриус, 2001, с.109,110)
По прочтении этого абзаца вертится в голове песенка:
«Когда это было, когда это было,
Во сне? Наяву?»
«в Политбюро крепнет убеждение»
Президиум ЦК КПСС был переименован в Политбюро ЦК КПСС на XXIII съезде, который проходил с 29 марта по 8 апреля 1966 г. Андропов стал кандидатом в члены Политбюро 21 июня 1967 года, уже после своего назначения на должность председателя КГБ. А беседы, о которых, не называя дат, вспоминает Шахназаров, работавший консультантом в аппарате ЦК, происходили в бытность Андропова секретарем ЦК, то есть до 18 мая 1967 года. Получается, что об убеждении, крепнущем в Политбюро, Андропов рассказывал Шахназарову не по личным впечатлениям.
«из года в год приходится закупать все больше и больше зерна»
Такая фраза могла иметь смысл только в 1965 году. Пока еще нет итогов по 1965 году, можно сказать «из года в год», поскольку рост объемов импорта зерна происходил и в 1963, и в 1964.
1962
1963
1964
1965
1966
1967
Импорт зерна СССР, млн т
0,5
3,6
9,0
7,0
8,5
2,9
Но в 1965 году нет Политбюро, а в последующие годы нет постоянного роста импорта.
Может быть, в
книге Шахназарова найдутся еще подсказки?
Открываем главу «С Андроповым».
«На протяжении 1964-1966 годов обнаружилось и то новое, что он стремился внести в нашу закостеневшую идеологию, и тот предел, который он не мог перейти.» (С.104)
«Так получилось, что дважды мы остались с ним один на один и, отрываясь от работы, в течение нескольких часов говорили о положении в стране и в мире, о том, какая политика предпочтительна.» (С.105)
Вроде бы все ясно - Георгий Шахназаров пишет о периоде 1964-1966. Читаем дальше:
«- Я тебе сказал: резервы у нас огромные. К тому же ты не учитываешь, что у Запада дела с экономикой не ладятся, социальных волнений не избежать. То, что было в Париже в 1968 году, ведь не случайность. Кое-как капиталистам удавалось до сих пор залатывать дыры, но ведь не бесконечно же... Давай работать.
Как всегда, последнее слово осталось за ним. Перечитывая свою запись этой беседы, я подумал, что и тогда, в середине 60-х годов, у нового советского руководства сохранялась надежда, говоря традиционным языком, на очередное обострение общего кризиса капитализма, на то, что революционная волна, захлебнувшаяся в Германии в 1919-м, все-таки накроет Европу.» (С.106)
Вот так середина 60-х, когда дело происходит после 1968-го (Андропов, напомню, уже в КГБ)! Но, минуточку, мы еще не добрались до страницы 109, той, где речь об импорте. Читаем дальше:
«В другой раз мы серьезно поспорили с Юрием Владимировичем, обсуждая внутреннюю тему.» (С.107)
И вот в этой, другой беседе, надо полагать, происходящей после первой, которая датируется позднее 1968-го, говорится и о сельском хозяйстве. Но не только о нем:
«- Знаю, знаю, - прервал меня Юрий Владимирович, - всякому овощу свое время. В принципе согласен, здесь нужны подвижки. Об этом шла речь и на Секретариате. Скажу тебе, между нами, на агитпроп, в науку, культуру придут новые люди.
И они пришли. СП. Трапезников - куда до него Аракчееву! - сел на науку, а агитпроп, после того как А.Н. Яковлева отослали в Канаду, на годы остался без главы, пока не посадили туда бесхребетного говоруна В.И. Степакова.» (С.111)
Так. «Шла речь и на Секретариате», значит Андропов все еще секретарь ЦК и разговор происходит все-таки в середине 60-х?
А посмотрим-ка, когда пришли упоминаемые «новые люди».
Трапезников Вадим Александрович
с 1965 1-й заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике
1965-й. Годится.
Степаков Владимир Ильич
в 1961-1962гг. заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по РСФСР,
в 1962-1964гг. заведующий Идеологическим отделом ЦК КПСС по сельскому хозяйству,
в 1964-1965гг. главный редактор газеты "Известия",
в 1965-1970гг. заведующий Отделом ЦК КПСС,
в 1971-1978гг. посол СССР в Югославии.
С 1978г. на пенсии.
Яковлев Александр Николаевич
в 1973, после обсуждения вопроса на Секретариате и в Политбюро ЦК, был отстранен от работы в партийном аппарате и направлен послом в Канаду.
Н-да. Если ориентироваться на отправку Яковлева в Канаду, то - 1973-й, причем Степаков в это время занят на ином поприще.
Надо признать, что идея с уточнением датировки потерпела фиаско.
«Ничего никогда не узнал я, и не у кого спросить.
Ничего не прочел в газетах, да и что они могут сообщить?»
Спросить, действительно не у кого. 76-летний автор книги «С вождями и без них», вышедшей в 2001 году в авторской редакции, в том же, 2001 году умер. Так что, вопросы останутся с нами. Но к уже высказанным стоит добавить еще один. Зачем Е.Т.Гайдар использовал столь неоднозначный источник (не случайно, обращаясь к нему автор ГИ дистанцируется: «Цитирую слова Ю. Андропова по версии этого источника»)?
Правда, на этот вопрос ответ, по-моему, есть.
На самом деле, здесь использованы сразу два манипулятивных приема: введение эксперта (таким образом утверждениям придается значительно большая весомость) и применение эффекта присутствия (ссылка на присутствие позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата по принципу - очевидец всегда прав). И все это, напомню, подчинено цели ненароком сосредоточить внимание читателя на дате возникновения тяжелой ситуации с зерном - середина 60-х.