По просторам братских (в недавнем прошлом) славянских республик

Jul 07, 2024 12:15

Владимир Дергачев


Группа экономико-географов СССР на границе  трех союзных республик (РСФСР, БССР и УССР)

На безымянной высоте. Белоруссия. Гомель
Столица советской Украины. Полтава. Днепропетровск
Промышленное Запорожье
Херсон. Хлеб с маслом. Заповедник Аскания-Нова
Крым  после лунной ночи на скошенном поле
Курорты Ялта и Феодосия. Гидропоника. Ночлег в красном  уголке гостиницы «Астории»


Учебная полевая практика  по экономической географии посе второго курса учебы на географическом факультете МГУ была самой важной для будущих географов-экономистов. Она включала  промышленную и сельскохозяйственную практику, исседование экномико-географического положения, географию городов с градостроительсвом, элемены исторической геогарфии и патриотического воспитания.   Во время практики со студентами встречались местные руководители, и не было случая пренебрежительного обращения со стороны местных властей, обремененных другими более важными делами.

Учебная полевая практика  по экономической географии (июль - август  1964 года) проходила по маршруту Москва - Малоярославец - Рославль - Кричев - Славгород - Довск - Гомель - Чернигов - Киев - Пирятин - Лубны - Полтава - Карловка - Красноград - Новомосковск - Днепропетровск - Запорожье - Марганец - Никополь - Орджоникидзе - Херсон - Новая Каховка - Аскания-Нова - Джанкой - Симферополь - Ялта - Феодосия - Керчь - паромная перправа через Керченский пролив - Краснодар - Ростов-на-Дону - Москва. Практикой руководили: доцент О.Э. Бухголц и её зам, доцент Г.М. Лаппо, в поездке принимала участие секретарь кафедры И.Г. Головко. Студенты вели полевые дневники, где фиксировали экономико-географические особенности местности. На снимке - руководитель практики замдекана географичесокго факультета доцент Ольга Эдуардовна Бухгольц

На безымянной высоте
Первую остановку на старой Смоленской (Варшавской) дороге сделали в Калужской области у Заячьей горы, на которой воздвигнут монумент погибшим в 1941 году воинам.  Их подвигу посвящена песня со строкой: «Нас оставалось только трое на безымянной высоте…». Подробности сражения стали доступны только через годы.

Зайцева гора. «Московский Верден» или самая кровавая высота смертников. В конце 1941 года 50-я армия генерала Болдина, героически отстоявшая Тулу и освободившая  Калугу, вышла к Варшавскому шоссе, по которому немцы поставляли припасы и подкрепления для группировки вермахта у Юхнова, ближнего к Москве выступа. Здесь у самой высокой точке Калужской области у Зайцевой горы (275 м над уровнем моря) армия встретила ожесточённое сопротивление.
В ходе зимнего контрнаступления под Москвой наши войска в декабре-январе отбросили немцев от столицы, которые перешли к тактике  активной обороны, создавая неприступные укрепрайоны вдоль основных коммуникаций, в том числе стратегически важной Зайцевой горы.  Первая дивизия Красной Армии, пошедшая штурмом на высоту, была практически уничтожена.

В марте-апреле 1942 у Зайцевой горы усиливается кровопролитное противостояние.  В бой вводится 50-я армия генерал-лейтенанта Ивана Болдина (1892 - 1965)  и не овладев высотой перешла к обороне.  По-прежнему подвоз боеприпасов и продовольствия затруднен. Наступившая распутица осложнила доставку боеприпасов и продовольствия под беспрестанным огнем вражеской артиллерии и налетах авиации. Командарм Болдин приказывает воспользоваться историческим опытом Ивана Грозного при взятии Казани и провести подкоп под высоту. В обстановке  исключительной секретности подкоп всего в 70-80 метрах от переднего края копали месяц. В октябре в шахту загрузили 25 тонн тротила. Огромный мощности взрыв образовал гигантскую воронку, погибло до 400 солдат вермахта. Немецкое командование сообщило в Берлин, что русские  применили новое секретное оружие огромной разрушительной мощности.

Но, несмотря на уникальную операцию Красной Армии, немцы через месяц ценой больших потерь вновь захватили Зайцеву гору, которая была окончательно взята в марте 1943 года.

В результате кровопролитного сражения у Зайцевой горы, длившегося почти год, санитарные потери Красной Армии составили свыше 100 тыс. красноармейцев, в том числе 70 тыс. убитыми.

9 мая 1972 года был открыт военно-исторический музей «Зайцева Гора».

***
Вдоль Варшавского шоссе бросается в глаза, что многие деревни и старинные города так и не восстановили в численности населения свой довоенный уровень, хотя прошло почти два десятилетия после окончания войны.

Первый ночлег на 300 км от Москвы.  Выбрали, когда окончательно стемнело, как нам казалось, подходящую поляну. На которой и разместились как на широкой кровати в спальных мешках. Ранним утром нас разбудили самые сильные выражения из ненормативного запаса великого и могучего русского языка. Матерился местный тракторист. Оказалось, что многие из нас спали в колее полевой дороги. Хорошо, что тракторист был еще не пьян или хорошо похмелился. Виноватыми были мы - нарушили технику безопасности полевых работ - стоянку надо выбирать засветло. Что я неукоснительно соблюдал в будущем, когда работал в экспедициях или ходил в турпоходы.

Белоруссия. Гомель
В Белоруссии мы посетили Гомель (218 тыс. жителей, 1965), дворцово-парковый ансамбль, заложенный при графе Николае Петровиче Румянцеве (первом хозяине города после раздела Речи Посполитой), дворец Румянцевых - Паскевичей с роскошным парком.  Графы Паскевичи владели гомельским дворцом и парком с 1834 по 1918 годы. Светлейший князь Варшавский, граф Иван Фёдорович Паскевич-Эриванский (1782, Полтава - 1856, Варшава) - русский полководец, государственный деятель и дипломат. Генерал-фельдмаршал (1829). Вскоре после воцарения Николая I «князь Варшавский, по значению своему в государстве, в среде русских подданных не имел себе равного». В 1834 году он  выкупил у Румянцевых и заново обустроил дворцово-парковую резиденцию в Гомеле, где и перезахоронен.

***
На пути из Гомеля в Чернигов останавливаемся на границе Белоруссии и Украины. Фотографируемся на память о дружбе трёх славянских братских народов. Хотя тройная граница БССР, УССР и РСФСР находится примерно в 40 км к западу от шоссе Ленинград - Одесса, но дружба превыше всего. И ежегодно здесь проводят официальные встречи, посвященные нерушимой, как тогда казалось, дружбе народов.

В памяти сохранилось, что наряду с политико-административными  границами  меняется природный ландшафт.  Среднерусский  и белорусский пейзажи сменяются лирическими пейзажами с плакучими ивами. Только в этой среде могли родиться задушевные народные украинские песни.
Группа флангового автобуса с руководителем практики доцентом Ольгой  Эдуардовной Бухгольц.


Столица советской Украины
В столице советской Украины мы жили в общежитии Киевского университета, познакомились с географическим факультетом КГУ. Для нас была организована обстоятельная экскурсия по Киеву.  Любовались  видом Днепра с Владимирской горки, посетили Софийский собор и Киево-Печерскую Лавру (в те годы  историко-культурный заповедник).

Лавра расположена на высоком берегу Днепра  на двух холмах, разделённых широкой впадиной.



Подол - низинная часть исторического центра города (Нижний город), древний посад ремесленников и купцов. Простирается вдоль правого берега Днепра и киевской гавани, под горами Старокиевской, Замковой и другими. Однокурсница Люда Фаустова  на днепровских кручах.


В 60-е годы Киев (1,2 млн. жителей) занимал третье место  в СССР по численности населения после Москвы и Ленинграда. Украинская столица с площадью 77 тыс. га  была настоящим городом-садом - лесопарки, парки, скверы занимали  43 тыс. га. И это при том, что в городе 1200 предприятий, промышленная продукция экспортировалась в 67 стран мира. В Киеве насчитывалось 17 вузов, работали многочисленные институты Академии Наук УССР.

Своей фундаментальностью поражал возведенный  после войны величественный ансамбль Крещатика - главной улицы столицы. В начале 60-х годов  советская власть боролась с излишествами в архитектуре, но трудно представить так называемые «хрущевки» на этом месте. Во время экскурсии мы проехали  по днепровскому  мосту Патона, впервые в мире построенного методом  электросварки.  В новом районе массового жилищного строительства  Дарнице, расположенном на  левом берегу Днепра, посетили Русановский жилой массив повышенной этажности  крупноблочного и  крупнопанельного строительства. Каждые 10 минут очередной киевлянин получал новую квартиру.

Полтава. Днепропетровск
Из Киева по загруженному шоссе, соединяющего столицу с крупнейшим промышленным центром Харьковом (бывшей первой столицы республики) мы выехали в Полтаву, где посетили музей  и поле Полтавской битвы 1709 года.

Центральная улица Полтавы


В Днепропетровске была встреча с главным архитектором и обстоятельная экскурсия под его руководством по городу. Ольга Эдуардовна решили угостить ребят морсом. Но оказалось, что на Украине  в установках для продажи газированной воды продают сухое вино, что обнаружилось после осушенных стаканов.

Ольга Эдуардовна Бухгольц и Георгий Михайлович Лаппо. Мужской разговор и на следующее утро.


Ночлег в пшеничном поле в приднепровской степи


Промышленное Запорожье
В Запорожье мы проходили обстоятельную промышленную практику. Посетили коксохимический, алюминиевый  заводы, «Днепроспецсталь», металлургический завод «Запорожсталь»,  ДнепроГЭС и речной порт.

Особое впечатление на студентов произвело знакоместо с металлургическим заводом Запорожсталь, где кроме доменных печей  территория опутана бесконечными железнодорожными путями с интенсивным движением. На заводе трудится 25 тыс. человек. После ознакомительной лекции главного технолога в заводоуправлении, отправились знакомиться  с производственным циклом. Известняк поступает из Донбасса,  кокс с соседнего коксохимического завода, железная руда из Кривого Рога.  В цеху из известняка, руды и кокса за месяц производят  250 тыс. тонн агломерата.  В другом цехе осуществляют разливку чугуна  по чушкам.  Из выплавляемого чугуна только 80% идет на производство стали. На заводе 5 доменных печей, каждая из которых  ежегодно потребляет 550 тыс. т  кокса  и 5 млн. тонн  железной руды и выплавляет 3 млн. т чугуна. Затем мы осмотрели литейный двор домны №5. Зрелище незабываемое, но лучше смотреть по телевизору.  Производительность следующего мартеновского цеха - 3,5 млн. т стали в год, больше чем  завод производит чугуна. Это происходит из-за  дополнительного потребления металлолома.  Плавка идет  7,5  часов  при использовании   больших объёмов природного газа с Щебелинского месторождения в Харьковской области. После обеда в заводской столовой мы посетили прокатный цех, где из стальных слитков  получается листовая сталь.

Запомнилась экскурсия на завод сельскохозяйственного машиностроения «Коммунар», выпускающий комбайны. По указанию Хрущева он был перепрофилирован на выпуск народного автомобиля «Запорожец», у которого двигатель располагался сзади. Не мудрено, что первые автомобили не отличались качеством от комбайнов. Но на безрыбье и рак рыба. У автомобиля были поклонники, и даже фанаты, в 1964 году выпустили 60 тыс. «Запорожцев».

На заводе имелся экспериментальный цех, куда нас не пустили, а сопровождающий инженер сказал, что там размещено секретное производство. Из-за любопытства ребята, улучшив момент,  заглянули в цех и обнаружили там коллекцию малолитражных автомобилей известных зарубежным марок. Которые помогали, вероятно, полету творческой инженерной мысли при  создании новой модели «Запорожца».

Широко был распространён анекдот. На дороге стоит «Запорожец» и к нему подъезжает владелец такого же «чуда» и спрашивает, что случилось? Водитель растерянно отвечает, что он открыл передний капот автомобиля и не обнаружил двигателя. На что получил ответ от водителя другого автомобиля, что он случайно обнаружил в багажнике запасной мотор.

Запорожский дуб (возраст 700 лет) в Верхней Хортице


На теплоходе вокруг Хортицы, центра Запорожской Сечи - укреплённого казацкого лагеря (Сечи) и современной зоны отдыха горожан.


Проспект Ленина в Запорожье. После экскурсии по городу заполняем полевые дневники.


Несмотря на отстроенный заново центр индустриального города, в июльский жаркий день трудно дышать из-за неблагоприятной  экологической обстановки, насыщенного промышленными газами воздуха. После посещения бочки с квасом, отправляемся в дальнейший путь.




На экскурсии   в марганцево-рудном  карьере  вблизи  города Орджоникидзе (ныне Покров)


Роторный экскаватор не поместился на одной фотографии.


Беседа в ковше роторного экскаватора


Херсон. Хлеб с маслом. Заповедник Аскания-НоваВ Херсонской области проходили сельскохозяйственную практику, которая началась с встречи с зампредседателя облисполкома по сельскому хозяйству. Посетили богатый колхоз им. Кирова в

пригородном селе Чернобаевка, расположенном в 10 км от Херсона, вблизи находится пассажирский аэропорт.

Историю возникновения села связывают с запорожским сечевым казаком Петром Чернобаем, которого Екатерина II за храбрость, проявленную в боевых походах против польской шляхты и турецких янычар, одарила небольшим земельным наделом.  Выгодное географическое расположение хуторов вблизи губернского центра способствовало развитию производства товарного зерна и разведению скота.

В 1930 году  создана сельхозартель «Красный Маяк» и еще два колхоза. Во время немецкой оккупации  с 1942 года начался массовый вывоз молодежи в Германию. В марте 1944 года в бою за освобождение села погибли 52 солдата, они были похоронены в братской могиле.

В 1950 году местные три колхоза объединились в колхоз имени Кирова. За хозяйством было закреплено 5,5 тыс. га земли, в том числе 4,5 тыс. га пахотной земли, 474 га выпасов. Колхоз специализировался на производстве и снабжении городского населения мясомолочными продуктами, овощами и виноградом.
В 1957 году открыта пассажирская станция «Чернобаевка» Одесской железной дороги на линии Николаев - Херсон. В 1963 году колхоз возглавил Дмитрий Моторный (1927 - 2018) - советский и украинский новатор сельскохозяйственного производства. Дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1986), Герой Украины (2002).  Он окончил Херсонский судостроительный техникум (1948-1952), позднее специальный факультет Мелитопольского института механизации и электрификации сельского хозяйства по специальности «инженер-механик» (1957-1959).

В 1964 году построен Чернобаевский консервный завод. Местный мельничный комбинат производил муку, масло, крупы, комбикорма. Начал свою работу хлебопекарный цех комбината.  Нас угостили  свежим хлебом с растительным маслом, а на винзаводе разрешили дегустацию.

Знакомство с ирригацией в колхозе имени Кирова (село Чернобаевка Херсонской области).


На память о Херсоне, далее Новая Каховка, отдых на пляже  Каховского водохранилища. Проголодались. Будущие доктора наук  Георгий Михайлович Лаппо и Игорь Зорин за важным занятием.


Заповедник Аскания-Нова. В сопровождении сотрудницы НИИ степного животноводства  едем в заповедную ковыльно-типчаковую степь, где знакомимся с каменной скифской бабой. После степи попадаем в ботанический сад, который производит фантастическое зрелище. В саду прохлада, поют птицы, зеленые поляны окаймлены хвойными деревьями. Вокруг русские березы и кипарисы, акации и сосны. В центре парка пруд с плакучими ивами.

Заповедник Аскания-Нова. Одинокая скифская баба


Первая ночёвка в Крыму под Джанкоем на скошенном поле озимой пшеницы. Разбрелись по полю, спали в скирдах соломы. Запомнилась теплая южная ночь с огромной луной на безоблачном звездном небе.


Столица Крыма Симферополь.


В Крымских горах на перевале, когда мы ехали из Симферополя в Ялту, случилось ЧП. У водителя нашего автобуса начался нервный приступ. Он  бросил руль и автобус начал сходить с дороги в обрыв. Самый сильный из нас - Слава Мокрицкий  - выбил ограждение, отделяющего водителя от салона автобуса и нажал на тормоз. Кроме того, нам повезло, что машина начала сходить с новой трассы на старую крымскую дорогу.

Курортные Ялта и Феодосия. Гидропоника. Ночлег в красном  уголке гостиницы «Астории»Главная достопримечательность Ялты  - набережная с неоновой рекламой «Граждане! Берегите честь своего города!» Оказывается, что честь берегут не все горожане. Некоторые несознательные девушки выходят каждый вечер на набережную и вместо того, чтобы любоваться ночным морем, ждут других приключений.
Неугомонный Никита Сергеевич Хрущев, продвинувший кукурузу за Полярный круг, не забыл и о главном крымском курорте. В Ялте традиционно была проблема с фруктами и овощами, завозимыми из степного Крыма. Романтик коммунизма приказал выращивать овощи гидропонным способом (без почвы, в специальных растворах) в местном совхозе «Горном».  Таким образов выращивались помидоры, огурцы и перец. Это позволяло сохранять плодородные земли для винограда, лавра, инжира, маслин и других культур, которые можно было выращивать только на Южном берегу Крыма. Но после отставки Хрущева эксперимент был свернут из-за нерентабельности.

Ялта. Экскурсия в  совхоз Горный. Знакомство с методом  выращивания овощей методом гидропоники.


В свободное время всей группой отправились на ялтинский пляж, забитый отдыхающими курортниками. Расположились в русле впадающей в море пересохшей горной речки у запрещающего знака. После купания загорали, разомлели под палящим солнцем и не сразу заметили  подобие селевого потока, несущегося  по руслу речки с забетонированными берегами. В Крымских горах в результате летней грозы прошел сильный ливень и потоки воды, сметая мусор, устремились по горной реке в море.  Мы отделались легким испугом, разбушевавшийся поток унес в море некоторые личные вещи. Технику безопасности нужно не только знать, но и неукоснительно соблюдать. Тем более, что мы оказались самыми «умными», проигнорировав запретный знак.

***
В курортной Феодосии с трудом устроились на ночлег на полу красного уголка гостиницы «Астория», благо, что у каждого был спальный мешок. Первоклассный отель был открыт в Феодосии перед началом Первой Мировой войны 1 июля 1914 года. В том году  гостиницу посетили такие известные люди как писатель А.Н. Толстой, поэтесса М.И. Цветаева и певец Л.О. Утесов. В 1917 году с августа по сентябрь здесь в роскошном номере (красных уголков тогда не было) проживал писатель Максим Горький. В 1920 году перед отъездом в эмиграцию в здании находилась ставка Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенанта  А.И. Деникина, который здесь подписал приказ о передаче военной власти генералу Врангелю.

В горисполкоме Феодосии  студенты-практиканты познакомились с планировкой приморского города, посетили художественный музей Айвазовского.  У нас опять случилась беда. У водителя флангового автобуса вновь начали проявляться  рецидивы буйного помешательства. Поэтому было принято решение  отправить его в Москву поездом (в отдельном купе) в сопровождении самых крепких ребят. Отпустили  и часть студентов, оставшиеся на одном автобусе завершили маршрут практики через Керченскую паромную переправу, Краснодар и Ростов-на Дону.

Феодосия. Дача Стамболи (на старой открытке) - особняк семьи крупных табачных фабрикантов начала XX века 1909-1915 года постройки, памятник культурного наследия.


Подробно: Владимир Дергачев Феодосия в пространстве русской культуры https://dergachev-va.livejournal.com/159690.html

Информация для размышления. Изложенный текст  и фотографии напоминают туристическую поездку. В действительности за месяц  студенты получили огромный объем информации, необходимой для будущей профессии. Дневник размером школьной тетради, но в 200 страниц, был полностью заполнен путевыми заметками, картосхемами (рисунками), отчетам по результатам посещений промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, конспектами выступлений (лекций и бесед) представителей местной власти  областей, районов, городов, заводов и фабрик, главных архитекторов городов. Спасибо Московскому университету, уделявшему пристальное внимание учебным и производственным практиками студентов. Будущие географы-экономисты обязаны знать, что такое труд инженеров, рабочих и крестьян, видеть результаты этого труда. На всю жизнь запомнился мартеновский цех и цех проката Запорожстали.
Через много лет, когда я стал профессором, во время всесоюзного совещания в Кузбассе, нам с коллегами организовали посещение шахты. Из штольни, расположенной на большой глубине, мне  разрешили  по узкой норе подползти к  двум шахтерам, работающим в забое отбойным молотком. Когда после душа, был организован обед в столовой заводоуправления, мой старший коллега привел следующую аналогию труда шахтера и ученого: «Шахтер с головой на плечах добывает уголь с помощью физической силы и отбойного молотка, откалывая кусок угля из породы. Учёный часто в одиночестве в своем «забое» с помощью силы духа «откалывает» новые знания из окружающего мира природы и общества. Часто новое оказывается пустой породой и нужно работать и работать, чтобы получить созидательный результат».

Московский классический университет. От революционных методов разрушения до возрождения
Советский Атомный проект. Московский университет. История места для главного здания МГУ
Атомный проект. Строительство Московского университета на Ленинских горах
Зона коммунизма. Главное здание МГУ. Актовый зал. Дворец культуры. Дом студентов.
«Люблю друзья, я Ленинские горы…»

«Нам нет преград на суше и на море». Геофак МГУ, крупнейший и выше всех в мире
МГУ. Кафедра - кузница географов-экономистов. Районная научная школа
Мои университетские учителя и наставники в учебе, науке и в жизни
Николай Баранский. Профессиональный революционер
и основатель советской географической районной школы

Профессор Юлиан Саушкин. Учитель и наставник
Подмосковные походы по дну древнего моря. Студенческая практика в Вышгороде (подмосковной Швейцарии)
«Красновидовское лето мой нарушило покой…». Подмосковная учебно-производственная база  географического факультета МГУ
Агитбригада МГУ лицом к деревне. Первый в мире советский конкурс красоты
По просторам братских (в недавнем прошлом) славянских республик
Зона коммунизма. Москва. Столичный комсомол. Верной дорогой идете товарищи
МГУ. Университетские друзья, объединённые верностью выбранной профессии
Гробовых дел мастер. Эпистолярный жанр полета мыслей студентов МГУ

Владимир Дергачев Ландшафты жизни. Третье издание в шести книгах, расширенное и дополненное. Издательский проект профессора Дергачева. 2023. 1300 страниц.  URL: http://dergachev.org/geop_events/261123.html
Книга первая Ландшафты жизни. Родословная. Русское пограничье Дикого Поля. Забайкалье. Волжское Понизовье. 330 с. http://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_1.pdf.
Книга вторая Ландшафты жизни. Зона коммунизма. Московский университет. 279 с. https://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_2.pdf
Книга третья Ландшафты жизни. Зона коммунизма. «Великое советское десятилетие». По просторам родины чудесной. 212 с. https://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_3.pdf
Книга четвертая Ландшафты жизни. Беларусь. Последняя зона коммунизма. Военная авиационная база «Щучин». Приэльбрусье. Русский Север. 249 с. https://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_4.pdf
Книга пятая Ландшафты жизни. Дальний Восток. Тихоокеанский институт географии 124 с. https://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_5.pdf
Книга шестая Ландшафты жизни. Аспирантура МГУ. Последняя битва за Мировой океан. Вольный ветер к инвестициям, большим деньгам и наживе. 106 с. https://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_6.pdf

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Образование, Путешествия, СССР, МГУ, История, География

Previous post Next post
Up