Елена и Александр Дергачевы. Астрахань, лето 1953 года
Очередной цикл статей проекта «
Ландшафты памяти» посвящен моим родителям.
При советской власти растили Иванов, не помнящих родства. Зачастую было опасно для жизни знать историю рода, если предки не из «наших». Сегодня возродилась традиция обращения к истории рода и малой родины.
Родители относились к первому поколению, рождённому, прожившему и выжившему при советской власти. Они выращивали хлеб и учили грамоте детей. Отец искренне верил в советскую власть почти до «золотого» застойного периода эпохи Брежнева. Единственное состояние, которое они скопили, это высшее образование детей в столичных вузах.
Благодаря коммунистической власти они стали интеллигентами в первом поколении и были преданы советской Родине. По комсомольским путёвкам отец после окончания Татищевского сельскохозяйственного техникума (1939) отправился на работу в Западную Сибирь, а мама после окончания Астраханского педагогически училища (1940) - в Забайкалье. В 30-е годы «комсомольцы-добровольцы» делились на две категории. Мобилизованные комсомольцы направлялись на Восток по комсомольским путевкам (фактически это был гражданский стройбат), но и были комсомольцы-романтики с патриотическим воспитанием.
В 30-е годы шло интенсивное освоение Сибири и Дальнего Востока. Начинается строительство Байкало-Амурской магистрали, реконструкция Забайкальской и Уссурийской железных дорог (прокладка второй колеи), возводятся индустриальные гиганты в Комсомольске-на-Амуре.
Подробно:
Комсомольск-на-Амуре. Город Юности, построенный зекамиВо время советско-финской войны молодой агроном был призван в Красную Армию и направлен в Ленинградское военно-медицинское училище. После досрочного выпуска в августе 1941 года был командирован на службу в гвардейский минометный полк, который дислоцировался в Москве в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1942 года полк с ракетно-минометными установками (знаменитыми «Катюшами») был переброшен в Забайкалье в Агинские лагеря. Ракетная артиллерия играла роль оружия устрашения против японской Квантунской армии, расквартированной в Маньчжурии.
В столице Забайкалья (Чите) произошла встреча мамы и папы, которые здесь поженились, и в 1945 годы я родился в железнодорожной больнице станции Карымская, расположенной на берегах реки Ингоды. Во время войны с Японией мой отец, гвардии старший лейтенант медицинской службы, прошел в Маньчжурии с войсками Забайкальского фронта до Мукдена (ныне Шэньян).
Подробно:
Ландшафты жизни. Память. РодителиОтец мало рассказывал о службе в ракетно-минометном полку. И только после его смерти я обратил внимание, что полк был уже гвардейским в августе 1941 года, тогда как согласно официальной версии, первые гвардейские части появились после сражения под Ельней в сентябре 1941 года. И только после распада Советского Союза стала доступна информация об особенностях формирования частей ракетной артиллерии.
После знакомств и регистрации брака в 1944 году, мама, чтобы быть ближе к месту службы мужа, переехала на станцию Тарская Забайкальской железной дороги, где продолжила преподавать в начальной школе. Отсюда в 1897-1901 годы была построена Кайдаловская ветвь Забайкальской железной дороги (ныне участок Тарский - Забайкальск), соединившая Великую Сибирскую и Китайскую Восточную железную дорогу (КВЖД). Поэтому в начале двадцатого столетия станция называлась Китайский разъезд. Сегодня в поселке проживает около 100 человек и школа не сохранилась.
Железнодорожная станция Ага. Фотография начала 21 века, когда цивилизация с евроремонтами сюда не дошла. Но уже видна попытка сделать новый перрон.
На Кайдаловской ветви находится станция Ага, где служил мой отец. Многие фотографии отца военных лет подписаны этим названием. Официальный адрес полевой почты «Чита-43», хотя Агинский артиллерийский полигон, вблизи которого был расквартирован гвардейский миномётный полк, находился на расстояние 217 км от столицы Забайкалья по федеральной трассе Чита - Забайкальск, расположенном на границе с Китаем, или в 195 км по железной дороге. Из-за повышенной секретности в военном городке нельзя было жить семьям. Поэтому мама и перешла на работу в начальную школу в Тарском. Куда отец мог в свободное от службы время добраться поездом за 2 часа (что по сибирским меркам не расстояние).
Во время войны с Японией, гвардейский минометный полк, в котором служил отец, дошел с боями до Мукдена. В 1946 году отец демобилизовался, и родители со мной переехали на Нижнюю Волгу, где жили мои бабушка и дедушка по материнской линии.
Подробно:
Ландшафты памяти. Иван и Марфа БатаевыПапа устроился на работу в районном центре Харабали парторгом Машинно-тракторной станции (МТС), а затем заведующим сельскохозяйственным отделом Харабалинского райисполкома.
В 1947 году родилась моя сестра Валя. В 1952 году отца избрали председателем колхоза «Красный партизан» и мы жили в селе Вольном.
В 1954 году семья переезжает в село Тамбовку, где жили родители мамы. Папа работал главным агрономом, заместителем председателя колхоза, секретарем парткома и агрономом-бригадиром колхоза «Ленинский путь» (1955 - 1979). Заочно окончил Волгоградский сельскохозяйственный институт (1962). Будучи главным агрономом колхоза, он внедрял на юге хрущевскую кукурузу, а впоследствии выращивал рис.
Жили мы в небольшом деревянном доме Батаевых с бабушкой и дедушкой, пока колхоз не построил рядом новый кирпичный дом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/1218279/1218279_original.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/1218371/1218371_original.jpg)
В Тамбовке я окончил семилетнюю школу и затем три года жил в железнодорожном интернате в городе Астрахани и учился в железнодорожной школе № 40. На выбор места моей учебы после окончания средней школы решающей была позиция отца. Учитель математики Матвей Борисович Венгер не сомневался, что с моими знаниями я сдам экзамен в любой институт по математике. Поэтому в 10 классе, вдохновленный полетом Гагарина в космос, я собирался поступать в Рязанский радиотехнический институт. Правда, «вершиной» моих технических достижений в школьные годы был собранный примитивный детекторный приемник ДВА-1.
Папа был против Рязани («где ходят в лаптях»), если ехать далеко от дома, так лучше всего в Москву, считал он и был прав. Учитывая успехи не только в математике, но и географии, особенно экономической, я тоже колебался в выборе между инженерной и гуманитарной профессией. Но два события определили окончательный выбор.
Ранней весной в местной районной газете «Ленинский путь», которую выписывали родители, было опубликовано объявление о заочных подготовительных курсах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова МГУ для сельской молодежи. Отец сохранил для меня эту газету. И выбор был сделан в пользу МГУ. Так как на географическом факультете МГУ главными экзаменационными предметами для поступающих абитуриентов были любимые мною математика + география.
7 апреля 1962 года Всесоюзное радио сообщило, что в Кремле Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев вручил звезду Героя Социалистического Труда
Николаю Николаевичу Баранскому, основателю кафедры экономической географии МГУ, за выдающиеся заслуги в развитие советской экономической географии и в связи с восьмидесятилетием. Выбор был сделан бесповоротно. Родители поддержал мое стремление учиться в Московском университете, хотя для скромного семейного бюджета было бы лучше учиться в местном астраханском вузе. Я записался на подготовительные курсы и получал из МГУ контрольные работы по литературе, русскому языку и математике.
Астрахань, Братский садик. Родители с друзьями на фоне колокольни Астраханского кремля.
1954 год.
Семья Дергачевых. Астрахань, июль 1956 года
Тамбовка. В этом доме жили мои родители. Современная фотография
Памятник родителям на Тамбовском сельском кладбище
Родословная
Русское пограничье Дикого Поля Костино-Отделец. По Дикому Полю на Нижнюю Волгу Путешествие к русскому Подстепью Степной городок Елань Ландшафты памяти. Иван и Марфа Батаевы Ландшафты памяти. Родители Ландшафты памяти. Отец Александр Дергачев Ландшафты памяти. Мама Елена Дергачева (Батаева) Забайкалье в жизни родителей и моей Отец. Совершенно секретные части Красной Армии Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил БатаевЛандшафты жизни. Нижнее Поволжье. ДетствоЛандшафты жизни. Астрахань. Интернат Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современная Другие статьи проекта
«Ландшафты памяти»