Владимир Дергачев
Александр Карпович Дергачев (21 июля 1918, с. Лиходеево, ныне Березовка Еланского района, Волгоградской области - 19 апреля 1979, с. Тамбовка, Харабалинского района, Астраханской области), украинец, член КПСС с 1941 года.
Отец родился во время Гражданской войны через несколько дней после расстрела в Екатеринбурге царской семьи.
Карп Степанович Дергачев, фотография начала 50-х годов
Предки, вероятно, выходцы из Приднепровья. В семье деда Карпа Дергачева было пятеро детей, сестры Поля и Маруся, братья Коля, Ваня и Шура (мой отец). Мать отца и сестры и старший брат умерли рано, и я помню только дядю Ваню и дедушку. В мои школьные годы ездили всей семьей на родину отца. Дедушка жил на степном хуторе на границе Саратовской и Волгоградской областей между селами Самойловка и Лиходеево. Дядя Ваня работал комбайнером, в его семье было пять дочерей. После ранней смерти брата семья испытывала материальные трудности, и мой отец забрал старшую племянницу Таю в Тамбовку, она несколько лет жила у нас, училась и работала на Харабалинском консервном заводе.
Отец окончил Татищевский сельскохозяйственный техникум (1935-38), расположенный под Саратовом. Я долго не мог понять, зачем надо было ехать так далеко от дома, если буквально рядом был сельхозтехникум в городе Балашове. Кроме того, сам техникум находился не в сельском райцентре Татищево, а в 10 км в небольшм поселке (Октябрьский Городок. Одним словом - провинция и глушь. Только через много лет я узнал, что отец учился в уникальном и одном из старейших учебных заведений России (ныне сельскохозяйственный техникум имени К.А. Тимирязева).
Подробно:
Николаевский городок. Царский подарок пролетарскому государству Великие немки у истоков российской благотворительностиПо комсомольской путевке отец бы направлен в Сибирь, где работал старшим агрономом МТС в селе Кочки Новосибирской области (1939-40). По сохранившимся фотографиям видно как отец за несколько лет превратился из деревенского Саньки Карпива в материально обеспеченного сельского интеллигента в костюме с галстуком. Отец, вероятно, хорошо запомнил это превращение и в будущем настоял, чтобы сын получил качественное образование.
Мой отец в 1935 году в возрасте 17 лет. И на втором снимке через пять лет - старший агроном машинно-тракторной станции село Кочки Новосибирской области.
23 января 1940 года.
Во время советско-финской войны молодой агроном был призван в Красную Армию и направлен в Ленинградское военно-медицинское училище (11.02.40 - 05.08.41). Что произошло, чтобы молодого специалиста, посланного по комсомольской путевке на работу в Сибирь, пришлось призвать в Красную Армию?
1 сентября 1939 года Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности». Эта реформа Красной Армии была связана в первую очередь с обострением международной обстановки. Гражданская война и Испании, оккупация германскими войсками Чехословакии, бои между СССР и Японией на реке Халхин-Гол. В августе был заключен
советско-германский пакт «Молотова - Риббентропа». 1 сентября произошло нападения нацисткой Германии на Польшу. Началась Вторая мировая война, а 30 ноября - советско-финская «зимняя» война.
2 января 1940 года Красная Армия начинает генеральное, но неудачное на первом этапе наступление на Карельском перешейке против войск Финляндии. Зимняя война показала слабые места Красной Армии, в том числе дефицит военных фельдшеров.
В 1940 году осуществлена немецкая оккупация Дании, Норвегии, Голландии и частично Франции. Немецкие войска вошли в Париж и вышли к Ла-Маншу, началась битва за Британию. Литва, Латвия и Эстония были приняты в СССР. Советские войска вошли в Южную Бессарабию.
Надо отдать должное советской власти, она призвала в армию и направила в военные училища молодых специалистов со средним специальным образованием (с дипломами об окончании техникумов) и проявивших активные жизненные позиции в комсомоле. Так отец и его несколько друзей оказались в военных училищах (медицинском, пехотном и авиационном). Гражданские специалисты могли быстрее освоить военное дело и стать офицерами. Это косвенно свидетельствует и о подготовки к большой войне.
Ленинградское военно-медицинское училище с другом Николаем Адаменко, 12 февраля 1941 год
Ленинградское военно-медицинское училище носило имя Николая Шорса (героя гражданской войны, командира украинских повстанческих отрядов). Училище такого профиля было самым старым в России, создано еще указом Петра I, как школа лекарских помощников. В Ленинграде училище размещалось в здании напротив Витебского вокзала. Сейчас в этом здании находиться Военно-медицинский музей. Училище выпускало фельдшеров для военно-морского флота и для сухопутных войск. Всего училище подготовило 11365 военных фельдшеров.
В августе 1941 года курсантам училища досрочного 18-й выпуска военных фельдшеров в количестве 681 человек по приказу Наркома обороны № 02764 присвоили офицерские звания и направили на фронт. В связи с угрозой блокады Ленинграда училище было эвакуировано в Омск, где через неделю после прибытия 28 августа курсанты приступили к занятиям. После окончания войны училище осталось в Сибири и с 1957 года стало гражданским.
Отец был откомандирован в Москву в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. С 15 августа 1941 года он зачислен дивизионным фельдшером в формирующуюся в условиях строжайшей секретности воинскую часть, которой уже при создании было присвоено наименование «гвардейская».
32-го гвардейский минометный полк оснащался самым современным оружием - знаменитыми ракетно-минометными установками «Катюша». В сентябре - октябре 1941 года полк был полностью укомплектован «секретным оружием» и произвел учебные стрельбы на полигоне в Бийских лагерях на Алтае.
Подробно:
Совершенно секретные части Красной Армии Москва, 27 марта 1942 года
Даже в самые критические моменты битвы под Москвой полк оставался в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. Как я узнал из воспоминаний маршала Советского Союза Георгия Жукова, что из-за отсутствия боеприпасов для ракетной артиллерии её пришлось частично отправить в тыл.
В условиях строжайшей секретности воинская часть маскировалась под «кавалерийский» полк. О чем свидетельствуют качественные фотографии бравых «кавалеристов» с саблями, выполненные в московских художественных ателье в разгар войны (
см. фотографию здесь). Полевая почта в условиях цензуры разрешала посылать эти фотографии родственникам и любимым женщинам. Немецкая разведка сообщала в Берлин, что у русских в резерве остались кавалерийские полки.
Воинская часть формировалась из обстрелянных военнослужащих, а все офицеры были минимум со средним гражданским специальным и военным образованием. Полк не был отправлен на фронт в самые критические дни битвы под Москвой и находился в Москве в резерве до мая 1942 года. Затем в связи с необходимостью обеспечить дальневосточные тылы против Квантунской армии Японии был переброшен в Забайкалье в Агинские лагеря. Ракетно-минометные установки играли роль «оружия устрашения».
Комсорги 32-го гвардейского минометного полка, 1 сентября 1944 года, станция Ага, Забайкалье. Отец - в первом ряду, второй справа.
В 1943 году отец в Гарнизонном доме офицеров в Чите познакомился с будущей женой и в следующем году был заключен брак.
По теме:
Забайкалье, Приамурье и Приморье в моей жизни Чита. Столица Забайкалья ***
После объявления войны Японии 8 августа 1945 года начались боевые действия на Забайкальском фронте в Маньчжурии. В ночь на 9 августа 1945 года передовая группировка 36 армии Забайкальского фронта, в состав которой входил 1-й дивизион 32-го гвардейского ракетно-минометного полка, начала наступление из Даурии (Старый Цурухайтуй) в Маньчжурию в направлении на Хайлар (Архив МО, ф. 391, оп. 8878, д. 32, лл. 35 - 30). Чтобы воспрепятствовать стремительному наступлению советских войск японское командование отступающей Квантунской армии использовала смертников, отравляла колодцы с питьевой водой и оставляла цистерны с отравленным спиртом.
Отец рассказывал, что во время бегства от наступающих советских войск японцы оставляли колодцы с отравленной водой, железнодорожный цистерны и продовольственные склады с отравленным спиртом. И многие победители, в том числе дошедшие до Берлина, погибли в степях Хингана не от пуль врага.
Гвардейский ракетно-минометный полк во время войны с Японией дошел с боями до Мукдена (ныне, Шеньян, КНР) и получил наименование Хинганский. В Мукдене был пленен император Пу И марионеточного государства Маньчжоу-Го.
Война с Японией завершилась 3 сентября 1945 года, а 20 июля 1946 года старший лейтенант медицинской службы Дергачев уволен с должности полкового фельдшера в запас.
На память о войне с Японией в семье долгие годы хранилось трофейное зеркало с глазами японки и иероглифами: «Не смотри долго в зеркало, все равно краше себя не будешь».
***
После демобилизации молодая семья переехала на родину жены в Астраханскую область в село Тамбовку. Отец устроился на работу замполитом Харабалинской машинно-тракторной станции (МТС), а затем был заведующим сельскохозяйственным отделом Харабалинского райисполкома (1946-51). В районном центре снимали дом у местной хозяйки, которая жила у своих детей в других краях.
Выставочный комитет районной сельскохозяйственной выставки, 1951 год. Отец (зав. сельскохозяйственным отелом райисполкома) во втором ряду второй справа.
По теме:
Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях В 1952 году отца избрали председателем колхоза «Красный партизан», где жили преимущественно выходцы из Малороссии, и сохранилась украинская речь. При отце в колхозе началось капитальное строительство, а у председателя появилась служебная «Победа». Анонимные доброжелатели написали в соответствующие органы донос о злоупотреблениях, однако прокурор района обнаружил только сельский дом, который семья председателя снимала у местного колхозника, живущего на хуторе. В холодную зиму 1953 года возникла угроза падежа скота, и отец находился в степи, где простудил легкие, что впоследствии явилось причиной его ранней смерти.
По теме:
Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Председатель колхоза «Красный партизан» и секретарь парторганизации Щербаков. 23 сентября 1952 года, отцу 34 года. Фотография сделана в единственном фотоателье в райцентре (Харабалях).
Районным сельским хозяйством во времена Сталина руководили два человека - председатель райисполком и начальник местного НКВД. Насколько серьезным был второй орган, свидетельствует память детства. Я помню фамилию чекиста-татарина, возглавляющего органы, майора Зайнудинова. Массовый падеж скота приравнивался к вредительству с вытекающими из этого последствиями. Местная власть перестала бояться только в золотой застойный период Брежнева. Когда появились должности заместителя председателя колхоза, отвечающего «за застолья».
В 1954 году отец с семьей переехал в село Тамбовку, где мы поселились у родителей мамы. Вольное и Тамбовка расположены в двух противоположных концах бывшей столицы Золотой Орды. Поэтому, можно сказать, что я детство провел в пригородах золотоордынской столицы. Запомнились рассказы о захоронениях, в которых находили золото, и даже широкое распространение получила легенда о золотом коне хана. Сельские школьные музеи были переполнены черепками с археологических раскопок.
Отец работал секретарем парторганизации (затем парткома) колхоза «Ленинский путь». Во второй половине 50-х годов его вдруг неожиданно вызвали в райвоенкомат и предложили должность заместителя начальника госпиталя в Германии (ГДР) по политической части. Отец отказался, так как его больше привлекала работа агронома. И он поступает на заочное отделение Сталинградского сельскохозяйственного института.
По теме:
Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современнаяПосле получения в 1962 году диплома ученого агронома, отец решил вернуться к работе по специальности и с секретаря парткома перешел на должность главного агронома и заместителя председателя колхоза «Ленинский путь». Ему предлагали должность председателя колхоза в селе Селитренное, расположенным на месте бывшей столицы Золотой Орды в 18 км от Тамбовки. Родители посовещались, и папа отказался. Среди аргументов были и дети, которые, по мнению родителей, вряд ли часто стали приезжать туда, где у них не было воспоминаний детства и друзей.
На пути к светлому коммунистическому будущему в стране возникла проблема дефицита хлеба. Была принята продовольственная программа, предусматривающая и выращивание риса. Юг Российской Федерации был зоной рискованного земледелия для выращивания рисом, который начал культивироваться только на Кубани и Нижней Волге. Отец добровольно в 1969 году перешёл с должности главного агронома колхоза бригадиром только что созданной рисоводческой бригады. Бригада в 1973 году досрочно завершила пятилетку за три года, сдала государству 5526 тонн риса при пятилетнем плане 5400 тонн при урожайности 52,3 центнера с гектара вместо 35 центнеров по плану.
С таким заголовком вышла статья на целый разворот в областной газете «Волга».
За рекордные в России урожаи риса был награжден орденом Ленина, хотя представляли к Герою Социалистического Труда. Героев в районе еще не было, и отец на это звание не подходил из-за своего здоровья и возраста. Необходим был молодой кандидат, с помощью которого можно было «выбивать» дефицитные материальные ресурсы.
Когда редко по праздникам в последние годы жизни отец надевал награды, забавно было видеть, что вожди на них обращены в разные стороны. Вождь всемирного пролетариата смотрел на Ордене Ленина на Запад, вождь советского народа Иосиф Сталин на медали «За победу над Германией» так же был обращен на Запад, а на медали «За победу над Японией» - на Восток. Не куда не деться двуглавому российскому орлу от евразийства.
Родословная
Русское пограничье Дикого Поля Костино-Отделец. По Дикому Полю на Нижнюю Волгу Путешествие к русскому Подстепью Степной городок Елань Ландшафты памяти. Иван и Марфа Батаевы Ландшафты памяти. Родители Ландшафты памяти. Отец Александр Дергачев Ландшафты памяти. Мама Елена Дергачева (Батаева) Забайкалье в жизни родителей и моей Отец. Совершенно секретные части Красной Армии Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил БатаевЛандшафты жизни. Нижнее Поволжье. ДетствоЛандшафты жизни. Астрахань. Интернат Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современная Другие статьи проекта
«Ландшафты памяти»