Владимир Дергачев
Православная икона, передающаяся уже в пятом поколении рода Батаевых - Дергачевых
Продолжение цикла статей проекта «
Ландшафты памяти»
Фамилия Батаев - восточного происхождения, образована от тюркского имени Батай (крепкий, здоровый). Батаевы пришли на Нижнюю Волгу из Тамбовской губернии, где проходила пограничная засечная полоса, нередки были смешанные браки с касимовскими татарами.
На Нижней Волге в Астраханской области есть село Батаевка Ахтубинском района.
Мой дед по материнской линии, Иван Павлович Батаев (1 октября 1883 - 18 сентября 1967), русский, участник Первой мировой войны (Австрийский фронт, Галиция). Работал стрелочником на железной дороге (станция Ашулук Приволжской железной дороги). В 1937 году привлекался «за вредительство», но был оправдан. Самоучка, умел писать и читать, любимой книгой была Библия.
Моя бабушка, Марфа Антоновна Батаева (Студеникина) (18 июля 1884 - 24 мая 1968), русская, безграмотная, родила 14 детей, из них 11 умерло в детстве. Сын Михаил погиб в девятнадцать лет на Западном фронте под Брянском 13 сентября 1944 года, выжили две дочери - Дуся и Лена. В семье воспитывалась сирота Клава, которая почитала дедушку и бабушку за родителей.
По теме:
Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил Батаев Девичья фамилия бабушки - Студеникина - имеет древние славянские корни. Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, существовала с древней Руси вплоть до 17 века. Церковных имен было чуть более двухсот, а православного народа становилось все больше и больше. Дальний предок, вероятно, был Студеника (от слова «студень»). Так называли часто ребенка, родившегося в декабре (народное название «студень») или холодной зимой. Когда начали появляться на Руси первые фамилии, то к прозвищам стали добавлять суффиксы - ов, -ев и -ин. В результате потомки Студеника получили фамилию Студеникины.
И дедушка, и бабушка были истинно верующими православными, соблюдали пост и отмечали Рождество, Пасху и другие Великие религиозные даты. В семье главными реликвиями служили православная икона, крест, и старая Библия, которую дед по вечерам нам читал. Эти религиозные реликвии достались от их родителей или дедов, с которыми они пришли на Нижнюю Волгу.
Жили бабушки и дедушка до нашего приезда в Тамбовку только на небольшую пенсию деда. Бабушка получала 18 рублей (после денежной реформы 1961 года) за погибшего сына и часть денег передавала знакомым в Астрахани, чтобы покупали и ставили свечки в православном храме в память о сыне и умерших детях. В селе храм разрушили воинствующие атеисты в 30-е годы. Дедушка любил идеальный порядок в хозяйстве, к которому приучил внука и внучку.
Из воспоминаний о прошлой жизни, дед любил рассказывать об обилии рыбы в реках и ериках Волго-Ахтубинской поймы. И до конца жизни щуку считал сорной рыбой, не пригодной для ухи и жарки. Её вялили или отваривали малосольной. И возмущался, когда я шугая с ребятами щук в реке Ашулук, возвращался домой с порванной сетью.
Дед не любил рассказывать про Первую мировую войну, участником которой был в тридцатилетнем возрасте. Эта Великая война в отличие от Западной Европы вообще была вычеркнута из советской историографии.
По теме:
Великая война. Первый смертельный инфаркт Европы Дед вспоминал только о мадере (точнее мадейре), которую испробовал на Галицком фронте. При наступлении встречались не только враги, но и погребки с мадерой. Родина этого крепкого вина - португальский остров Мадейра в Атлантическом океане. На фоне браги, которую гнали на Нижней Волге, мадера показалась царским напитком.
Не только у простого русского солдата остались приятные воспоминания об этом вине. Мадера была любимым вином отцов-основателей Соединённых Штатов Америки - Джорджа Вашингтона и Томаса Джеферсона. Именно мадера использовалась для тоста за Декларацию американской независимости. Если бы их любимым напитком стала водка или горилка, вероятно, была бы и другая Америка.
В правление российской императрицы Екатерины Великой мадера стала одним из самых популярных вин при петербургском дворе, особенно ликер Мальвазия (сладкая мадера). В Австро-Венгерской империи мадера стала популярной благодаря императрице Елизаветы (Сисси), любившей отдыхать на далёком острове в океане. Когда я был на острове Мадейра, естественно, обратил внимание на этот напиток с янтарной окраской и карамельно-ореховом оттенком во вкусе и аромате. Правда на далёком острове в местных ресторанах или в сувенирных лавках надо просить не «мадеру» (не поймут), а «vinho da Madeira» (винью да Мадейра).
Подробно:
Ландшафты жизни. МадейраМадейра. Архипелаг вечной весны Дед не курил, и не пил. У него всегда была поллитровка водки, где он заменял сургучную картонную пробку на резиновую. В результате водка превращалась в «лекарство», которое дед выпивал по 100 грамм после бани.
Как бывший железнодорожник дед ходил за хлебом в магазин на станцию Ашулук, хотя это было значительно дальше сельской лавки. Хлеб раз в неделю завозили из Астрахани в вагоне хлебовозке, который прицепляли к местному пассажирском поезду Астрахань - Паромная (Сталинград). Поезд прозвали «колхозник», так как он останавливался почти у каждого столба (железнодорожной казармы), особенно когда прицепляли продовольственный вагон.
***
У старшей дочери и моей родной тети Дуси - Евдокии Ивановне Паршиной (Батаевой)- старшие дети умерли в детстве, после войны родился сын Саша (мой двоюродный брат). Тетя Дуся работала в железнодорожном магазине, что спасло родных от голода в 1946-47 годы.
Муж тети Дуси - дядя Ваня - во время войны попал в плен на Волховском фронте, которым командовал генерал Власов. После войны вернулся из концлагеря в Норвегии, долго не реабилитировали. С так называемым «волчьим» военным билетом не брали работать даже на консервный завод и железную дорогу.
Село Тамбовка. В этом доме жили мои дедушка и бабушка более чем полвека с 20-х годов двадцатого столетия. На снимке Иван и Марфа Батаевы с соседками. Мой снимок 1959 года. На Нижней Волге - строительный лес всегда в дефиците. Поэтому деревья в палисаднике огорожены подручным материалом из срубленных веток ветлы, росшей в саду.
Современная фотография 2013 года
Фотография Валентины Балакиревой (Дергачевой)
Могилы бабуши и дедушки на кладбище села Тамбовки, между ними поставлен крест в память погибшего сына и моего дяди Миши.
Фотография Валентины Балакиревой (Дергачевой)
Родословная
Русское пограничье Дикого Поля Костино-Отделец. По Дикому Полю на Нижнюю Волгу Путешествие к русскому Подстепью Степной городок Елань Ландшафты памяти. Иван и Марфа Батаевы Ландшафты памяти. Родители Ландшафты памяти. Отец Александр Дергачев Ландшафты памяти. Мама Елена Дергачева (Батаева) Забайкалье в жизни родителей и моей Отец. Совершенно секретные части Красной Армии Ландшафты памяти. Красноармеец Михаил БатаевЛандшафты жизни. Нижнее Поволжье. ДетствоЛандшафты жизни. Астрахань. Интернат Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье Харабали. Город с сельской душой Харабали в ретро фотографиях Вольное. От красных партизан, назад в капитализм Тамбовка. История села Тамбовка. Воспоминания детства Тамбовка современная Другие статьи проекта
«Ландшафты памяти»