Саласпилский мемориальный ансамбль

Dec 04, 2012 11:08

В 20 км к юго-востоку от Риги расположен достаточно крупный (18 000 жителей) город Саласпилс, выросший в 1950-60-е годы из поселка энергетиков Рижской ГЭС и академгородка Латвийской АН. Когда-то здесь находился старый епископский замок Кирхольм, где в 1605 году крылатые гусары великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича изрядно наваляли шведской армии Карла IX, заставив ту снять осаду Риги. В советское время, впрочем, Саласпилс в масштабах Союза был известен вовсе не как место славных побед ВКЛ или какой-то особо выдающийся идеальный новый город. Тут, в 1941-44 гг. находился Lager Kurtenhof или Polizeigefängnis und Arbeitserziehungslager Salaspils, Расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь Саласпилс, система лагерей для военнопленных и гражданских лиц, погибло в которых по оценкам свидетелей около 100 000 человек, включая 12 000 детей.

В 1967 году на месте лагерей был построен мемориальный ансамбль, ставший одним из высших достижений советской монументалистики.

Саласпилский мемориальный ансамбль
Саласпилс, Латвия
1961-67
Архитекторы Гунарс Асарис, Олег Закаменный, Ольгертс Остенбергс, Иварс Страутманис, скульпторы Лев Буковский, Олегс Скарайнис, Янис Зариньш

Мемориал был создан по результатам конкурса 1959 года в весьма сложных обстоятельствах: молодые архитекторы Асарис, Остенбергс и Страутманис изначально пригласили к сотрудничеству известного в то время московского скульптора Эрнста Неизвестного, однако в конечном итоге Неизвестный, пользовавшийся у партийных боссов весьма неоднозначной репутацией (Хрущев в 1962-м: - Почему ты так искажаешь лица советских людей?) был заменен на благонадежную троицу Буковский-Скарайнис-Зариньш.


В 1970 году авторский коллектив, работавший над Саласпилским мемориалом, получил Ленинскую премию, высшую творческую награду Советского Союза. Одновременно, в тот же год, аналогичных почестей были удостоены и авторы двух других мемориальных комплексов: памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы в Волгограде и белорусской Хатыни.



1. По дороге в Саласпилс остановились, чтобы отснять вокзал в Кегумсе, замечательный образец латвийской межвоенной архитектуры.


2. Вид со стороны путей. На самом деле, мы еще заезжали осмотреть остатки замков в Кокнесе и Лиелварде, но, как показывает практика, замки никому не интересны, и я решил не тратить время и их не показывать вовсе.


3. Саласпилский мемориал находится в паре километров от города и в километре от рижской трассы. Не пропустите такой вот бетонный указатель, напомнивший мне хатынский.


4. После съезда с трассы пересекаешь еще и железную дорогу, где на переезде пришлось постоять, пропуская электричку из Риги.


5. Идем от стоянки к комплексу. Все это дело расположено в сосново-березовом лесу.


6. Впереди уже виден первый элемент мемориала.


7. Это т.н. "Граница Жизни и Смерти" - монументальная бетонная стена длиной около 100 метров и высотой в высшей точке в 12 м, решенная в виде приподнятого шлагбаума.


8. Одним концом стена, расположенная на границе проволочного забора, окружавшего систему лагерей, опирается на поставленный под углом к ней прямоугольный блок, облицованный черным лабрадоритом.


9. Над узкой щелью входа надпись на латышском языке "За этими воротами стонет земля".


10. Как и Хатынь, Саласпилс выполнен в суровом монолитном железобетоне, на котором остались следы опалубки.


11. В облицованном лабрадоритом черном блоке размещена небольшая музейная экспозиция.


12. На одну из граней блока нанесены засечки, вероятно по количеству дней существования лагеря.


13. Так территория Саласпилсского мемориального ансамбля выглядит на гуглокартах. Цифрами обозначены: 1 - "Граница Жизни и Смерти", 2 - площадь торжественных актов, 3 - электронный метроном, к которому обычно возлагают венки, 4 - подковообразная "Дорога страданий", 5 - место расположения бывших бараков, символически отмеченное на территории, 6 - т.н. детский барак, 7 - памятный камень на месте виселицы, 8-11 - бетонные фигуры, 8 - "Несломленный", 9 - "Солидарность, Клятва, Рот-Фронт", 10 - "Мать", 11 - "Униженная".


14. Вид вдоль "Границы Жизни и Смерти". Заметна лестница внутрь этих своеобразных ворот комплекса. Туда мы пройдем после того, как обойдем ансамбль по периметру.


15. Вид в сторону выхода из мемориала.


16. Площадь торжественных актов и все шесть бетонных фигур, установленных на территории мемориала.


17. Западная сторона площади. Честно говоря, так и не выяснил назначение приподнятых над общим уровнем площади постаментов. Правее центра вдалеке виден метроном.


18. "Шлагбаум-ворота", общий вид с внутреннего пространства мемориала.


19. Слева направо: "Мать", "Несломленный", "Солидарность", "Клятва", "Рот-фронт".


20. "Несломленный" и "Униженная". Фигуры выполнены в общей брутальной стилистике комплекса. Интересно, какими бы они получились у Неизвестного.


21. Место расположения бараков отмечено такими вот конструкциями.


22.


23. Вид на площадь торжественных актов и "Несломленного" с "Дороги страданий".


24. "Мать" и тройная скульптурная группа.


25. Что бы сказал Хрущев, увидев эти лица?


26. Бараки. Периметр выложен бетонной плиткой.


27. Камень на месте лагерной виселицы. Надпись на нем: "Здесь людей казнили за то, что они были невиновны... Здесь людей казнили за то, что каждый из них был человеком и любил родину".


28. "Рот-фронт".


29. Вся троица "Солидарность", "Клятва", "Рот-фронт" вместе.


30.


31.


32. "Мать".


33. Детский барак с игрушками. Как и в Красном берегу в Жлобинском районе, здесь у детей отбирали кровь для раненых немцев.


34. "Несломленный".


35. "Униженная" с березой.


36. Они же и "Дорога страданий".


37. Метроном. Его звук слышен на всей территории комплекса и вкупе с эстетикой ансамбля все это производит достаточно гнетущее впечатление.


38. Общий вид мемориала. Площадка перед метрономом выложена более светлыми плитами. На территории на самом дело было не так пустынно. Ходила какая-то русскоязычная парочка и пожилая пара из дальнего зарубежья, как потом выяснилось по номеру их автомобиля на стоянке - из Голландии.


39. В заключение пройдем внутрь "ворот".


40. Лестница на галерею второго этажа.


41. Вид в обратную сторону. Вход на ночь закрывает калитка их черных горизонтальных прутьев.


42. А это уже вид на лестницу сверху. Очень мощная бруталистская эстетика, аж мурашки по коже.


43. На площадке открытой галереи второго этажа через специальные отверстия неправильной формы открывается панорамный вид на мемориальный ансамбль.


44. Панорама.


45.


46. А это уже спуск в музейный блок.


47. Лестница.


48. Музей тут символический. на стенах развешаны черные параллелепипеды с планом мемориала и некоторыми иллюстрациями, демонстрирующими, каким был лагерь на этом месте.


49.


50. Освещение тут на самом деле весьма скупое. Выглядит эта игра света и тени очень круто.


51. Покидаем комплекс.


52. Сам Саласпилс, увы, осмотреть не удалось, спешили в Ригу, где как раз заканчивался местный пивной фестиваль. На него очень хотелось еще успеть, потому в городе остановились только, чтобы сфотографировать мемориальный камень на месте битвы при Кирхольме. "Погоню" в Латвии увидишь не часто.


В предыдущих сериях:

1. Обзор поездки.

2. Неменчине.
3. Пабраде.
4. Швянченис.
5. Игналина.
6. Висагинас.
7. Зарасай.

8. Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9. Даугавпилс: площадь Единства.
10. Даугавпилс: Центр.
11. Даугавпилс: Новое Строение.
12. Даугавпилс: Гаёк.
13. Даугавпилс: Крепость.

14. Краслава.
15. Аглона.
16. Лудза.
17. Резекне: старый центр.
18. Резекне: новый центр.
19. Виляны.
20. Варакляны.
21. Екабпилс: Крейцбург.
22. Екабпилс: Якобштадт.

латвия-2012, соварх, саласпилс

Previous post Next post
Up