В 2015 году в Москве было реализовано более 15 проектов, подготовленных отделом оптимизации дорожного движения СЦ ЦОДД и Пробок.нет. В 2016-м их было уже 30. В 2017-м, если все сложится удачно, надеюсь реализовать уже 50 проектов. Что дали реализованные мероприятия и что собираемся улучшать дальше?
Как улучшаем?
Огромное количество дорожных проблем можно решить изменением разметки и знаков. В нашем арсенале 4 типовых, но мощных мероприятия:
1. Изменение количества рядов. В узких местах мы их количество увеличиваем, в широких не меняем или даже уменьшаем. Это делается за счет сужения полос: с чрезмерных 3,75-5,5 м мы сужаем их до нормальных европейских 3,25-3,5, реже до 3,0 м. Такое решение позволяет повысить пропускную способность перекрестка на 15-50%, причем без расширения проезжей части.
2. «Едущие прямо остаются в своих полосах». Прицепом к изменению рядов идет так называемая направляющая разметка. Она позволяет едущим прямо оставаться в своих полосах и не перестраиваться на перекрестках, обнаружив в левой полосе поворачивающего. А вот поворачивающие налево и направо получают «карманы», в которые и должны перестроиться. Этот нехитрый прием уменьшает количество ненужных перестроений, что не только повышает пропускную способность на 10-15%, но делает движение безопаснее.
3. «Островки безопасности» и радиусы. На съездах с нагруженных магистралей часто не хватает прикрывающих выезд островков. В итоге получается парадокс: поток со съезда бывает почти столь же интенсивным, что и прямоходный, но вынужден на правах «бедного родственника» встраиваться в правую полосу, уступая низколетящим машинам. Хвост пробки вытягивается на магистраль и тормозит движение. Добавление островков не только позволяет повысить пропускную способность съездов на 20-30% и убрать такие «хвосты», но и повышает безопасность, исключая конфликты на съездах. Кое-где помимо островков приходится еще исправлять радиусы поворота.
4. «Левые повороты и развороты». Долгое время в Москве методично уничтожались левые повороты и развороты: считалось, что чем меньше направлений на перекрестке, чем лучше он едет. Такое действительно часто бывает, но оказалось, что если убирать повороты и развороты безмозгло, пробки из-за перепробегов только растут. Как показал наш анализ, в городе полно мест, где развороты и левые повороты можно вводить без ущерба для движения, заполняя пустующие направления в светофорном цикле! А создание дополнительных карманов позволяет исключить затруднения для проезжающих прямо.
Где улучшили?
Главный секрет и ноу-хау не в самих мероприятиях, а в том, где, как и почему их применять. Здесь нам помогли и предложения граждан, и наработки Пробок.нет, и данные с видеокамер, и инициативы коллег, и данные исследований трафика. Множество источников позволили накопить большую базу предложений, оставалось только проверить ширины и выбрать лучшее, расставив приоритеты. А сотрудники ООДД СЦ все это проектируют и направляют на согласование.
В ТОП-12 самых успешных проектов 2016-го года по версии ЦОДД вошли:
- Крымский мост на Садовом кольце
- Каширское шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область
- Выезд с ТТК на Ленинградский проспект в область
- Ленинградский проспект от ТТК до пл. Тверской заставы в центр
- Проспект Мира от Ростокинского до Северянинского путепровода в область
- Липецкая улица от МКАД до Ряжской ул.
- Воробьевское шоссе
- Люблинская улица и Братеевский мост
- Алтуфьевское шоссе от ТЦ Весна до Вологодского пр.
- Ленинский проспект перед ул. Миклухо-Маклая
- Проезд Дежнева от Заповедной до Полярной
- Нижная Краснохолмская ул. на Садовом кольце
С полным списком проектов 2016-го года можно ознакомиться в
прошлогодней статье.
Где улучшим?
К 31 марта 2017-го года рассчитываю подготовить и передать около 50 проектов оптимизации дорожного движения. Пока утверждены 10, еще 16 будут утверждены в ближайшее время, 20 спроектированы и им предстоят мелкие правки, еще 10 в работе. По мере утверждения все будет передаваться в ДЖКХиБ и ГБУ «Автомобильные дороги», которым и предстоит все реализовывать. И сроки реализации будут зависеть строго т наличия у них финансирования! Если все в порядке, реально справиться и в 2017-м. Если нет, что-то может передвинуться на 2018 год.
Вот что уже согласовано и передано в реализацию
1. Варшавское шоссе - Расторгуевское шоссе
Очень проблемный перекресток, на котором не хватает полос утром в Москву, вечером в область. Причем нагрузка будет только расти, поскольку участок Варшавского шоссе от Щербинки до границ Москвы уже на реконструкции.
Переразметкой здесь можно добавить по 1 полосе в каждую сторону на Варшавском шоссе, повысив пропускную способность на 35-40%.
Правда, одной разметки здесь будет маловато. Придется двигать один из островков безопасности. Очень надеюсь, ГБУ «Автомобильные дороги» это смогут оперативно сделать.
2. Верхние Поля - Марьинский Парк
С этим перекрестком мы уже работали
светофором и уширениями. Но в последнее время пробки здесь наблюдаются все чаще: после реконструкции Новоегорьевского шоссе загрузка Верхних полей выросла.
Сужением полос мы добавим по полосе на Верхних полях со стороны МКАД (получится 2 ряда налево и 2 прямо) и с северо-востока улицы Марьинский парк (1 направо, 2 прямо, 1 налево).
3. Каширское шоссе - выезд с Сабурова
По многочисленным просьбам жителей исправляем траекторию съезда на Каширское шоссе, улучшая видимость.
4. Каширское шоссе - Котляковский проезд
Это самый проблемный перекресток Каширского шоссе, который утром держит направление в центр, а вечером в область. Проблема здесь в том, что для выезда с Котляковского сейчас надо 2 фазы: одна для поворота с проезда, вторая на разворот.
По нашему проекту здесь будет 4 полосы на выезд, что позволит объединить 2 фазы в одну, тем самым протянуть и Каширское шоссе, и Котляковский проезд с разворотом.
Проект
Для реализации этого предложения потребуется не только изменение разметки, но и демонтаж участка ограждения и перенос светофорной колонки. Надеюсь, это не очень задержит реализацию.
5. Коровинское шоссе
Здесь будет улучшена разметка на перекрестках с Коровинским проездом, Ангарской и Дегунинской и Талдомской улицами. На первых трех существующие полосы будут уведены правее, а слева появятся карманы, чтобы едущим прямо не приходилось перестраиваться. Самый нагруженный перекресток с кучей фаз - с Талдомской улицей и улицей 800-летия Москвы, на нем количество рядов увеличится с обеих сторон.
6. Улица Лобачевского перед Мичуринским проспектом
Здесь применяем направляющую разметку, реализуя принцип «едущие прямо остаются в своих полосах». С этим предложением ко мне неоднократно обращался один из читателей блога и вот теперь его мечта исполнится.
7. Люблинская улица перед Саратовской
На перекрестке целых 3 фазы, к тому же к 2-м полосам из тоннеля в центр и добавляется третья полоса с дублера Волгоградского проспекта. Сейчас на перекрестке всего 2 полосы. После переразметки полос станет три, что повысит пропускную способность в центр примерно на 40%!
Кстати, Саратовскую улицу по нашему проекту переразметили на 2 полосы уже в 2016-м, но это дало прогнозируемо небольшой эффект.
8. Осташковское шоссе перед МКАД
Здесь прикроем островком выезд с внутренней стороны МКАД в область, это повысит безопасность и уменьшит затор на кольцевой.
9. Перекресток Шоссейной, Иловайской и Батюнинской улиц
На организацию движения на этом перекрестке поступало много жалоб, причем всегда на движение в сторону центра. Новая схема позволит немного вытянуть проблемное направление.
10. Шоссейная улица перед улицей Полбина
Еще одно узкое место на Шоссейной. Дело в том, что южнее Полбина Шоссейная безальтернативна, а на этом перекрестке поток делится практически пополам. В принципе и сейчас обычно едут в 2 ряда, но только легковушки. Добавление одного ряда к перекрестку позволит проезжать перекресток в 2 полосы всем, а также даст поставить правую стрелку, чтобы включать ее в фазе выезда с Полбина.
Что пока в работе
Список будет пополняться по мере утверждения проектов. Пока скажу лишь, что в нем есть Ленинградское, Дмитровское, Варшавское, Можайское, Каширское и Хорошевское шоссе, Волгоградский, Кутузовский и Комсомольский проспекты, проспект Вернадского, Большая Тульская и Большая Академическая улицы и многое другое. Где-то мы прорабатываем отдельные участки, а где-то меняем схему движения чуть ли не целиком.
Мы продолжаем собирать ваши идеи по переразметке. Если знаете, где по аналогии с этими проектами можно улучшить ситуацию разметкой - шлите предложение, и возможно ваша идея воплотится уже в 2018-м.
Если вам понравилась статья,
добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в
Facebook или
Twitter.