В 2016-м будет реализован один из самых прорывных проектов оптимизации дорожного движения, подготовленный одноименным отделом ЦОДД под моим началом. После этого затор на Тверском путепроводе станет меньше, а движение на пересечении основного хода и дублера проспекта - не только быстрее, но и безопаснее.
В последние годы не раз звучали горестные возгласы по поводу проекта «Большой Ленинградки». Дескать, в 2000-е была сделана страшная градостроительная ошибка. И теперь 8 бессветофорных полос Ленинградского проспекта упираются в 4 полосы Тверской! Посему пробка в сторону центра здесь - ныне, присно и во веки веков, аминь!
Казалось бы, спорить с этим бесполезно: на Тверском путепроводе и Тверской улице и правда лишь 4 полосы в сторону центра, а пробки и мелкие аварии в зоне слияния потоков с дублера и основного хода Ленинградского проспекта - привычный элемент пейзажа вот уже много лет.
Но стоит присмотреться к узлу внимательнее, выясняется неожиданное: пресловутую «страшную ошибку», оказывается, можно исправить! Причем сделать это быстро и недорого, без капитальных вложений, одной лишь разметкой и делиниаторами.
Интересно, как?
Начнем с того, что за Тверским путепроводом не 4, а 8 (восемь!) полос в распоряжении потока с Ленинградского проспекта! Да, 1-я Тверская-Ямская действительно имеет всего 4 полосы. Но эта улица там не одна: параллельно ей в сторону центра ведет 2-я Брестская улица с ее 3-мя полосами, а в сторону Красной Пресни ведет еще и 1 полоса Грузинского вала. Обе эти улицы начинаются аккурат у площади Тверской заставы и в утренний час пик практически не загружены иным трафиком!
2-я Брестская идет параллельно 1-й Тверской-Ямской
Но как быть с Тверским путепроводом, ведь на нем всего 4 полосы в центр? А это легко исправимо: ширина путепровода 34,5 метра. Сузив полосы, можно вместо 9 вместить 10 полос. Тогда в центр можно сделать 5 полос!
Скептики и тут скажут: что же даст 5-я полоса, если к путепроводу приходят целых 8 полос? Дойдем и до этого: оказалось, часть полос на Ленинградском проспекте при внимательном рассмотрении оказались… лишними, в итоге 5 полос достаточно. Подробнее об этом позже.
Что будет сделано? Во-первых, Тверской путепровод будет переразмечен с нынешних 9 полос движения на 10. В центр на нем станет 5 полос вместо нынешних 4-х, в область останется 5 полос. Все ширины в рамках допустимого ГОСТами.
Во-вторых, из 5 полос путепровода в центр основному ходу отдадим 3, а 2 будут отданы дублеру. Еще 2 полосы дублера уйдут частично под мост на разворот, частично направо улицу Нижняя.
Что особенно важно и полезно: обе полосы дублера будут прикрыты островком безопасности. Сейчас дублер не имеет ни одной прикрытой полосы при выезде на путепровод, а будет иметь целых две!
Если вы еще не совсем поняли, ниже инфографика, любезно подготовленная «Российской газетой».
В-третьих, перед площадью Тверской заставы движение по 5 полосам будет организовано так: 3 прямо, 1 прямо-направо, 1 только направо (на площадь). «Совмещенная» полоса позволит транспортному потоку самостоятельно регулировать спрос на направления в зависимости от времени суток.
Не слишком ли мы вольно распоряжаемся полосами? Присмотритесь к Ленинградскому проспекту перед Третьим кольцом: здесь есть участок, где в центр едут всего 6 полос.
Убедитесь сами. 3 полосы на основном ходе.
3 полосы на дублере в том же сечении (4-я выделенная).
Именно этот 6-полосный участок и является лимитирующим, ограничивающим трафик на Ленинградском проспекте. А уширения до 8 полос дальше - избыточны, не обязательны и даже вредны. Оба потока, ровно едущие в 3-х полосах, после ТТК радостно растекаются в 4 полосы… чтобы уже через 1 километр снова встроиться в 2-3 ряда!
Это действительно давняя, детская ошибка, которая будет исправлена: лишнюю полосу на основном проезжей части мы отгородим от самого Третьего кольца.
[Еще вопросы?]Не много ли будет двух полос на мосту для дублера? По дублеру в центр идет поток с Ходынского поля, с районов Аэропорт, Хорошевский и Савеловский, с Третьего транспортного кольца и улицы Алабяна (будущей Северо-западной хорды). К тому же правый ряд с дублера встраивается еще и поток из-под путепровода, со стороны Ямского поля и Бумажного проезда.
А как же поток с Третьего кольца? На Третье кольцо с дублера Ленинградского шоссе в зоне 6 полос съезжает даже больше транспорта, чем съезжает с ТТК в центр. Так что если 6 полос хватает до ТТК этого, тем более их хватит после.
Как быть с площадью Тверской заставы? Движение на площади пока далеко от идеала. Периодически транспортные потоки на ней не только завязываются узлом, а еще и Тверскую блокируют. Главная причина пока в работе светофоров. Мы уже разработали такую программу, которая исключит запирание площади и Тверской. Но чтобы ее "залить", сначала нужно решить некоторые технические вопросы. Над этим сейчас коллеги работают, сроки пока не назову.
В общем, принцип расшивки узких мест на дороге достаточно прост: «добавить полос с узком месте и убавить в широком». Главная хитрость - правильно выбрать эти места.
Чего стоит ждать? Конечно, наивно было бы думать, что предложенные нами «разметочные» меры полностью и целиком избавят Ленинградский проспект от пробок в сторону центра. Но заторы, несомненно, станут короче, проезжаться будут быстрее, наблюдаться будут реже, а на слиянии не будет сегодняшней безобразной толчеи и множества ДТП.
Как все сработает на практике, узнаем скоро: этот проект должен быть реализован в этом сезоне разметки, с мая по октябрь 2016 года. Когда разметят, пишите свои отзывы, нам это важно.