Начало 2015-го выдалось урожайным на хорошие новости по светофорному регулированию. Стоило написать на прошлой неделе о долгожданной и очень эффективной регулировке светофоров на перекрестке
Варшавского шоссе и Нагатинской улицы, как пришла еще одна отличная новость. На сей раз с подачи Пробок.нет ЦОДД отрегулировал светофор на юго-востоке Москва перекрестке улиц Верхние Поля, Белореченская и Марьинский парк. Снова оказалось, что пробку создавал не светофор сам по себе, а его дурная настройка.
Важность этого перекрестка для ЮВАО трудно переоценить. Это единственный прямой въезд в огромный жилой район Люблино со стороны МКАД. Поэтому пару лет назад перекресток был по нашему предложению расширен с трех сторон Департаментом капитального ремонта.
Затор стал меньше, но не исчез. Дело в том, что после уширения кто-то очень «удачно» поменял схему пофазного разъезда. Сделали это из-за нового пешеходного перехода. Его оборудовали пешеходной секцией светофора, чтобы полностью разделить пешеходные и транспортные потоки (позднее это
требование вошло в ГОСТ для всей страны). В результате около 2-х лет светофор здесь работал вот так.
Чем плоха эта схема? Тем, что прямоходный и левоповоротный потоки с самой нагруженной стороны (ул. Верхние поля от МКАД) зачем-то были разделены по разным фазам, а сами эти фазы очень короткие. Все это приводило к перестроениям, нарушениям, мелким авариям, пробкам... и снова к нарушениям: ожидающие левого поворота занимали 2 полосы, хотя из средней разрешен только прямой проезд.
В прошлом году мы решили разобраться с этим бардаком и вернуть "веерный" приоритет самому нагруженному направлению. Аналитик Пробок.нет Иван Ксенофонтов съездил на перекресток и разработал вот такую схему пофазного разъезда.
Эту схему мы подали с ЦОДД и некоторое время обсуждали, причем рассматривались и иные варианты. В итоге удалось прийти к компромиссному решению, которое по сути очень близко к нашему.
Именно это решение и внедрили на прошлой неделе. (Правда, фаза 5 еще не вызывная, включается в жестком режиме, да и знаки движения по полосам еще не поменяли.)
Как это повлияло на движение? Регулировка светофора оказалась столь же эффективной, как на Нагатинской. Пробка на Верхних полях исчезла почти полностью, другие направления не пострадали. Большую часть суток на перекрестке наблюдается такая картина.
Обратите внимание, это снято в вечерний час пик.
Впрочем, сейчас перекресток в часы пик загружен еще не полностью. Часть потока пока не может быстро доехать до него из-за временного сужения МКАД до 3-х полос на реконструируемой развязке с Рязанским проспектом, из-за которой пробка на внутренней стороне кольца растягивается на несколько километров. Впрочем, потоки на Верхние поля с Новоегорьевского шоссе и с внешней стороны МКАД в норме, потому я бы оценил уровень загрузки перекрестка в 80% от обычного пика.
Если проблемы вернутся, можно будет поработать с программами по времени суток. Ну а если и этого будет недостаточно, у нас уже есть «план Б»: переразметка перекрестка с сужением полос до 3,25 м, которая позволит добавить 1 ряд к перекрестку.
Вместо эпилога
Наверное, многим такие статьи читать не так интересно, как красивые фото-репортажи с благоустроенных улиц центра Москвы. Но именно методичная работа, перекресток за перекрестком, позволит рано или поздно победить пробки в Москве, насколько это вообще возможно в мегаполисе. Секреты эффекта просты: начать надо с самых узких мест, а делать таких мероприятий не 50-100, а хотя бы 300-400 в год. Светофорное регулирование, знаки, разметка, уширения, небольшие дорожные связки. Тогда эффект будет заметен большинству автомобилистов по всему городу. Жаль, что эффект этой работы не очень осознают наверху, в результате КПД этой работы лишь 20-30% от возможного.