Светофорный ГОСТ: тихая революция и ее последствия

Jan 12, 2015 12:38





28 февраля 2014 года в организации дорожного движения в России произошла революция. В тот день вступили в силу изменения в главный нормативный документ по ОДД - ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункт 7.1.2 которого был дополнен словами «Не допускается пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Для непосвященных это звучит сухо, скучно и непонятно. А ведь эта формулировка фактически поставила вне закона настройку и оборудование 80% светофоров по всей стране!

Почему эта фраза так важна, для чего это ввели, каковы ее последствия, как на это отреагировали в профессиональном сообществе, а главное - каким образом компенсировать некоторые ее негативные последствия и побочные эффекты?

UPD. Кто считает, что это изменение ГОСТа плохо, рекомендую сразу пройти по ссылке на методичку по оптимизации. Там расписано, как и ГОСТ соблюсти, и не допустить новых проблем на перекрестках, а заодно и устранить старые.

О чем вообще речь
Возьмем для примера простой Х-образный перекресток двух небольших московских улиц, Одесской и Болотниковской. Обе имеют по 1 полосе движения в каждую сторону, со всех четырех сторон перекрестка пешеходные переходы.



До недавнего времени ГОСТ на таких перекрестках допускал две фазы светофорного регулирования. И по сей день такая схема наиболее характерна для большинства перекрестков в России.

Фаза 1 - 30 секунд
Фаза 2 - 30 секунд





Так вот, теперь так нельзя! Пересечение пешеходных и транспортных потоков в одной фазе больше не допускается, и чтобы их разделить, придется или обособить пешеходные направления в разных фазах, или отдать пешеходам одну фазу целиком. На перекрестке узеньких улиц с левыми поворотами при 1 полосе в каждом направлении возможно только второе - добавить в цикл «полнопешеходную» фазу. Именно это и было сделано несколько лет назад на перекрестке Болотниковской и Одесской улиц.

Фаза 1 - 30 секунд
Фаза 2 - 30 секунд
Фаза 3 - 20 секунд







Зачем поправили ГОСТ?
Казалось бы, двухфазная схема регулирования с пешеходами "на просачивание" оставляет максимум свободы водителям и означает минимальное ожидание для пешеходов. Но есть у нее и 2 серьезных минуса.

Минус первый - небезопасность. На 2-х фазной схеме хорошо видны точки пересечения траекторий транспортных и пешеходных потоков, а также транспортных потоков между собой. На этом маленьком перекрестке за цикл таких мест получается целых 18, 8 из них - пересечения с пешеходами. И каждая такая точка - место возможного столкновения, причем все участники возможного конфликта едут и идут на свой «зеленый»!

Неудивительно, что 14% пешеходов по статистике ГИБДД сбивают на перекрестках именно при повороте автомобилей. В 2012 г. так было сбито около 2700 человек, а поскольку из 100 сбитых пешеходов в среднем гибнет 15, на перекрестках при повороте автомобилей в 2012-м погибло до 400 пешеходов! Видимо, это и послужило главной причиной изменения ГОСТов: стремление разделить пешеходные и транспортные направления, обезопасив законопослушных пешеходов от наезда.

Второй минус неожиданный - непредсказуемость движения. Ведь каждый поворачивающий налево должен уступить аж 3-м потокам: встречному прямоходному, встречному правоповоротному, пешеходам, да еще разъехаться непонятно каким бортом со встречным левоповоротным потоком. Если пешеходов много, если встречный поток плотный, а ширина проезжей части невелика, ожидающие поворота налево просто перекроют единственный ряд, не дадут проехать никому за ними. А ведь и поворачивающий направо тоже должен уступить пешеходам! Так что пропускная способность перекрестка с 2-х фазным режимом работы светофора только кажется высокой.

Что самое удивительное, двухфазная схема светофорного регулирования широко применяется в России не только на маленьких перекрестках, но и на магистральных улицах! Москвичи от такой анархии давно отвыкли, но для Питера это в порядке вещей даже на перекрестках 8-ми полосных дорог. Например, на пересечении Дунайского проспекта и Бухарестской улицы в петербургском районе Купчино в 2-х фазах насчитывается аж 43 (сорок три) конфликтные точки, из них 13 с пешеходами и 6 с трамваями (подробнее: « Смертоносная простота, или Как спасти тысячи жизней на перекрестках»).

Фаза 1 - 60 секунд
Фаза 2 - 60 секунд





Когда же все светофоры подстроят под новые требования? Формально ГОСТы не имеют обратной силы, и владельцы-"балансодержатели" уже установленных светофоров не обязаны немедленно приводить схему их работы в соответствие с новшествами. Однако:
- Все новые светофоры, проектируемые и устанавливаемые после 28.02.2014, обязаны ГОСТу соответствовать, а значит, пешеходные потоки там должны быть отделены от транспортных.
- ГОСТу должны соответствовать и все изменения, вносимые в режим работы действующих светофоров: если балансодержатель захочет как-то отрегулировать светофор, он должен будет заложить в техническое задание и приведение светофора в соответствие с ГОСТом, включая оборудование светофорными пешеходными секциями и перенастройку контроллера.
- Более того, если пешехода собьют на переходе, где светофор оборудован не по ГОСТу (и пешеходы по-прежнему идут «на просачивание»), грамотный юрист сможет привлечь балансодержателя светофора в качестве со-ответчика по гражданскому делу о причинении вреда жизни, здоровью и имуществу. А может быть, и к уголовной ответственности (скажем, по статье «Халатность»).
- Наконец, ГИБДД, облеченная полномочиями по дорожному надзору, которая может выносить ответственным за светофоры госорганам предписания по приведению светофоров в соответствие с нормативами. А за неисполнение предписаний - штрафовать. А так как ГИБДД отвечает за аварийность и смертность, в ее интересах ввести раздельное светофорное регулирование везде.

По этим причинам массовый перевод светофоров «на новые рельсы» неизбежен уже в самое ближайшее время. Работа предстоит титаническая: подавляющее большинство светофоров страны придется перенастраивать, а многие еще и дооснащать оборудованием (пешеходными секциями, стрелками и т.д.). Сроки будут зависеть от денег, активности ГИБДД и властей. А еще - от инициативы граждан.

Как соблюсти ГОСТ и не допустить транспортного коллапса на перекрестке? Некоторые профессиональные проектировщики дорожного движения, узнав о поправке, не смогли удержаться от апокалиптических оценок: «города встанут намертво», «поправка указывает на низкую квалификацию тех, кто пишет стандарты», «мы просто убьем дорожное движение». На самом деле все вовсе не так грустно. И проблема не в квалификации тех, кто пишет стандарты, а в знаниях и опыте тех, кто занимается проектированием и организацией движения! За десятилетия "либерального" ГОСТа они разленились, привыкли где попало применять 2-х фазную схему из учебников 60-х. Многим из них невдомек, что в Москве, самом пробочном городе страны, движение пешеходов и автомобилей последовательно «разделяют» уже несколько лет и сейчас оно соответствует ГОСТу на большинстве перекрестков, причем никакого транспортного коллапса на перекрестках не произошло.

Все дело в том, что даже при узкой проезжей части есть масса возможностей и резервов оптимизации трафика, увеличения пропускной способности перекрестков! Эти возможности скрыты в светофорах, знаках и дорожной разметке. Но большинство "профессионалов" про них не знает и системно их не применяет. Основные "секреты и хитрости", давно уже применяемые на перекрестках Москвы, мы разберем в следующей статье "Способы лечения пробок: методика Probok.net. Часть III".

А как обстоят дела с регулировкой светофоров по ГОСТу в вашем городе? Сделано ли что-то за год для отделения пешеходов от транспорта? Как изменилось движение в этих местах?

ЗЫ. Спасибо аналитикам Илье mousemaster2012 (за помощь в подборе материала) и Григорию Пескову (за иллюстрации).

ГОСТ, светофоры, безопасность дорожного движения, светофорное регулирование

Previous post Next post
Up