8я часть 7я часть 6я часть 5я часть 4я часть 3я часть 2я часть 1я частьИтак, мы завершаем наш экскурс в историю отношений христиан к девству, браку, интимному .
В 18м и 19м веках эти темы фактически не рассматривались христианскими мыслителями, в ход шли «избранные места» из отцов древности, недавно столь популярные епитимейники с перечислениями многоразличных прегрешений тихо забывались, чтобы быть найденными на полках исследователями раритетов древности к концу 19го началу 20го века, хотя среди определённого рода «духовников» есть любители и поныне руководствоваться сими средневековыми монашескими писаниями.
20й век принёс сексуальную революцию и тотальное изменение мировоззрения, реальность такова, что к началу 21го некогда столь почитаемые идеалы девства стали совершенно непонятны подавляющему большинству населения некогда христианских стран, а о том, что эти идеалы были изначально революционными, что требование права на сохранение девства было фактически требованием личной человеческой свободы ( ведь в Римской империи первых веков брак был делом обязательным, пренебрежение деторождением было почти преступлением) вообще известно единицам даже в среде активных верующих .
Честно сказать, хороших, книг по теме историческая церковь не создала. После апостола Павла ничего существенного. Либо пафосные прославления девства или брака ( красивые, интересные по стилю, но не более) , либо плохо обоснованные запреты и ограничения этих самых супружеских отношений. Причин здесь две. Первая весьма банальна: после Ермы фактически все христианские авторы были безбрачными, они просто не владели темой, а борьба с собственной плотью и постоянный интерес окружающих мирян к ЭТОМУ заставляли реагировать, что-то говорить и писать. Понятно, что отцы пустынники и аскеты далеко не всегда могли быть объективными в своих оценках. Вторая - это особый интерес человека поздней античности и средневековья к теме «скверны» ( неисчерпанный полностью и доселе). Простота Христова подхода , по которому не то, что входит, а то , что исходит из человека оскверняет его, не была до конца воспринята, что мы и видим на конкретных примерах из литературы той эпохи. Отвечать на вопросы по принципу «осквернено -не осквернено» очень соблазнительно, более взрослый подход оказывается просто не нужен, а истинная цель воздержания, как путь НАДестественного совершенства подменяется мнимой нормой.
На практике всё это не могло не привести к множеству отклонений, недоумений и явных и скрытых неврозов. Современный нам епископ и известный церковный писатель говорил, что монашество подвиг сверхъестественный, а люди обычные , не имеющие к нему расположения, дерзая его понести впадают в грехи противоестественные. В придачу заметим, что и практически регулировать интимную жизнь, отвечать на вопросы с ней связанные приходилось почти повсеместно безбрачным: на Западе был введён обязательный целибат духовенства, а на Востоке прерогатива духовничества досталась монашествующим, лишь на Руси из-за нехватки чёрного духовенства женатые священники изначально были допущены до принятия исповеди. Само собой, такое накопленное веками искажение не могло не дать своих плодов. Ведь многое у Фрейда, и во всей последовавшей сексуальной революции есть ответ на последствия псевдохристианской пуританской зажатости, воспитавшей многоэтажные психические проблемы и комплексы.
Уже по факту происходящих изменений начали появляться книги с новым, более серьёзным и взвешенным анализом проблем
. Среди русскоязычных можно отметить таких авторов как С. Троицкий, о. И. Мейендорф, написавших монографии по данной теме. Отдельно хочется отметить католического автора 20го века , монаха-трапписта о. Т. Мертона. В его книги «Семена созерцания» напрямую не связанной с нашей темой, есть тем не менее очень важная для понимания проблемы глава : «Нравственное богословие лукавого», в ней автор пишет: « Лукавый начинает своё богословие с положения: «Удовольствие - это грех» и постепенно подводит к тому, что всякий грех - удовольствие». Казалось бы, не такая уж сложная для понимания идея, но сколько подвижников соблазнилось на неё?
И, увы, именно такой подход часто был в основе понимания интимного среди христиан, впрочем, бывает и сейчас…Как это выглядит на деле? Мертон: «Некоторые проповедники потому так страстно клеймят зло, что только думают о грехе и возмездии. Сами того не сознавая, они ненавидят ближних. Им кажется , что мир их не ценит и жаждут свести с ним счёты». Объяснять, как такой проповедник будет отвечать на вопросы тонкой, интимной сфере, думаю всем понятно….
Наконец, стоит помнить простую вещь, что Христос принёс в мир понятие о Боге отечески любящем, вместо прежнего понимания об отстранённых и жестоких божествах , или Творце- тиране. А как любящий отец ( или мать) будет относится к интимной жизни своего чада? Запрещать, всячески регламентировать , наказывать за ошибки, совершённые по неведению и неразумию? Это было бы поведением тирана, эгоиста, но не отношение любви . Вместе с тем любой любящий родитель мечтает о том, чтобы его дети нашли бы хорошего, понимающего партнёра на всю жизнь, с которым бы родили и воспитали бы здоровых , умных, честных и добрых детей. Но если дитя , имея особые задатки, предпочтёт посвятить себя большему, чем семья, то любящий родитель будет счастлив и горд за такого своего сына или дочь.