"Пастырь Ерма" и ранняя церковь.
Книга «Пастырь Ерма» , написанная , судя по всему, в апостольские или первые постапостольские времена, начинается с такого эпизода:
Некая прекрасная юная девица «… купается в реке Тибр, я подал ей руку и вывел из реки. Глядя на ее красоту, я думал: "Счастлив бы я был, если бы имел жену такую же и лицом и нравом". Только это, и ничего более я не подумал» . Но, в случившемся вскоре явлении, автор получает суровую отповедь:
«В сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека праведного и то порочно, если в сердце его возникает худое пожелание? Это грех для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное.»
Многие современные читатели, прочтя эти строки, либо бросают читать, либо начинают рассуждать о безмерной греховности всего плотского. Но, оказывается, что причиной строгого вразумления стал не помысел, а нечто другое:
«Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться. За это и гневается на тебя Господь, но Он исправит все, что прежде сделано худого в доме твоем. За их грехи и беззакония ты подавлен мирскими делами. Но милосердие Божие сжалилось над тобою и семейством твоим и сохранило тебя в славе. Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство.»
Пастырь оказывается семейным и главной целью сверхъестественного явления оказывается именно устранение плохого в семействе праведника. При этом, заметим, ни о какой нечистоте интимного , происходящего между супругами, речи и близко не идёт, и это при том, что всё это произведение исполнено евангельским стремлением к максимуму, поставлению самой высокой планки для внутреннего совершенства. Небесная посланница продолжает наставлять Ерму:
«… не помни неправды детей своих и не оставляй жены своей, но позаботься о том, чтобы они освободились от прежних грехов. »
При этом заметим, что реальной преградой в духовной жизни христианина видится вовсе не интимное, а принадлежность к имущему классу:
«Когда отсечены будут богатства их, которые их утешают, тогда они будут полезны Господу для здания. Ибо как круглый камень, пока не будет обсечен и не лишится некоторых своих частей, не сможет стать квадратным, так и богатые в нынешнем веке, если не лишатся своих богатств, не смогут быть угодными Господу. Прежде всего ты должен знать это по себе самому: когда ты был богат, был бесполезен; а теперь ты полезен и годен для жизни…»
В книге «Пастырь Ерма» есть конкретные наставления на интересующую нас тему это:
«Заповедую тебе… соблюдать целомудрие. И да не войдет тебе в сердце помысел о чужой жене, или о любодеянии, или о каком-либо подобном дурном деле, ибо все это - великий грех….. , смотри ты, воздерживайся от таких помыслов. Ибо где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысел в сердце человека праведного.»
Понятно, что помысел есть начало греха, поэтому борьбу с грехом нужно начинать с помысла. Далее идут наставления о разводе:
«Если… муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?» … « Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.» На вопрос , что же делать мужу , в таком случае, следует ответ:
« Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
- Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
- Если не примет ее муж, он совершит грех великий… Должно принимать грешницу, которая раскаивается…»
Далее следует очень интересно обоснование:
« Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене…. заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими - как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние». Возможность воссоединения семьи при покаянии согрешившей стороны, а не желание загнать в безбрачную жизнь любой ценой является причиной столь строгих правил. Ранняя церковь , призывая пасомых к святой , чистой, "ангельской" жизни , называющая «тяжким грехом» и естественные по природе помыслы, не иребует "ангельского брака" и не видит ничего зазорного в совместной жизни супругов даже после прелюбодеяния одного из них. Взаимная ответственность и её понимание ставится на первое место.
Отметим ещё один интересный эпизод из «Пастыря Ермы»:
«Любое дело… доставляет удовольствие человеку, если он выполняет его с приятностью. Ибо и гневливый, исполняя свое дело, получает удовольствие, и прелюбодей, и пьяница…..и всякий совершающий что-либо подобное удовлетворяет свою страсть и наслаждается своим делом. Все эти наслаждения вредны рабам Божиим… Но есть также удовольствия, спасительные для людей: многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим и приготовляет жизнь таким людям.» Т.е. удовольствие само по себе не является грехом. Заметим это на будущее….
Подобные вышеизложенным размышления находим мы и у других авторов первых веков, таких, например, как св. Иустин , только он ещё указывает, что в Церкви «есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве…»
Время Откровения прошло , молодая новозаветная церковь начала свой исторический путь интерпретируя учение своего Основателя с учётом особенностей своего времени и его понятий ( что естественно) , стараясь призвать своих членов к соответствию высоте той «Церкви Божией… для которой и мир сотворён», чей образ и являлся Ерме , по сказанному в его книге.
При этом не стоит забывать, что риторическое преувеличение является неотъемлемой частью литературного стиля той эпохи , и нам не так просто бывает отделить такой приём раннехристианских писателей от реальных правил ранней церкви , коих ( судя по решениям апостольского собора в Иерусалиме) было совсем не много.