ПРО ЭТО. Часть 6.

Dec 07, 2011 21:37

Кое что из канонов.

В начале пару слов о том, что такое канон, Википедия объясняет, что:
Канон (греч. κανών) - неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины
Из вышесказанного определение следует, что первоначальный смысл не соответствует нынешнему определению. Если сейчас «канон» мы понимаем как «нечто неизменное», то изначально это была скорее «мера», по которой надо было ориентироваться. И именно в этом изначальном смысле мы и будем рассматривать каноны, с учётом истрических реалий и особенностей сознания  времён, когда они создавались. Не стоит так же забывать, что в реальности большая часть канонов не соблюдается , по крайней мере, в наше время.
Итак, в  самом начале «Книги правил»,  расположены т.н. «Апостольские правила», писали их, конечно же, не апостолы, судя по всему это произведение 3 -4 веков, возможно, сохранившее ряд апостольских изустных наставлений. Здесь мы находим чёткое и строгое указание на недопустимость отношения к браку, как к нечистому.
«Правило 51.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин.»
Позднее это правило было подтверждено 4м. Вселенским и другими Соборами. Заметим, что это «гнушение» карается , как тяжелейший грех или ересь извержением из сана. Увы, некоторые из прославленных отцов в своём отношении к браку и интимному очень близко подходят к границе этого правила.
Так же  «Апостольские правила» вносят ряд ограничений для желающих вступить в  клир, а так же вины, за которые из клира полагалось извергать. Так, бывших второбрачными после крещения, женившихся на вдове или рабыне в клир брать не полагалось.
Обратим внимание на 13 правило  Тимофея Александрийского ученика св. Афанасия, также вошедшее в «Книгу правил»:
«Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ. Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.»
   Казалось бы , после такого ответа , ни о каких обязательных постах в супружеских отношениях не должно быть и речи. Всё «по согласию». Но искушение «наложить бремена» тяжелее апостольских было слишком сильно у позднейших толкователей и законодателей, чтобы исполнить эту очевидность. И ещё , любопытно, что соглашаясь с Апостолом , Тимофей …тут же противоречит ему внося самовольное ограничительное дополнение к предписанию оного, причём, не как совет, рекомендацию,  а со словами «необходимо должно».
Интересно из книги правил вот это суждение приписываемое св. Василию Великому, вообще, кстати, очень широко употреблявшему понятие «блуд»:
«Правило 4.
О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременившей пять мужей, глаголет: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Иоан. 4:18), показуя тем яко преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены»
Честно сказать, мне не очень понятна логика св. Василия, почему слова Христа свидетельствуют, по его мнению, о том, что «преступивший пределы второбрачия», а не , например, четырёхбрачия не могжет назваться мужем или женой, да и о количестве ли допустимых браков идёт  речь в повествовании о  встрече Христа с самарянкой?
  На основании этого , а так же 50 и 80 правила св. Василия четвёртый брак, даже в случае смерти первых трёх супругов, стал считаться незаконным .  Честно говоря, мне видится это правило  противоречащим евангельской и апостольской логике, особенно если говорить о вдовых, ведь если рассматривать брак даже сугубо для продолжения рода и «избежание блуда», то какая разница сколько браков будет у человека 2 или 7? Собственно , это правило и стало причиной острого конфликта между церковью и византийским самодержавием , когда император Лев VI захотел обвенчаться с матерью своего единственного ребёнка, с которой жил после смерти третьей супруги ,  кратко и хорошо эта история описана здесь  sergiusvg.livejournal.com/70859.html    уважаемым о. Сергием   . Характерно, что церковная власть мирилась с любовницей царя, пока речь не зашла о законном четвёртом браке. На мой взгляд, это поучительнейшая история о том, до чего доводит следование закону без любви и того самого «смиренномудрия», о котором столько писано у аскетов православных! Чтя каноны и их святых составителей, не будем забывать, что   Евангелие - превыше канонов и правил, о чём мы, ой, как часто забываем!

аналитика, святоотеческое, размышления, брак и интим, аскетика, Евангелие

Previous post Next post
Up