"Тристан + Изольда. Фрагменты" в Театре балета "Москва"

Jun 23, 2013 14:03

200-летие Рихарда Вагнера продолжают праздновать оперные и балетные коллективы. В Новой опере недавно состоялась премьера " Тристана и Изольды". И вот - новая версия, танцевальная, в Камерном театре балета "Москва". И, надо сказать, отнюдь не на ожидаемую музыку оперы, точнее, с использованием двух фрагментов оперы, но музыкальной основой послужил вокальный цикл "Пять песен" на стихи Матильды Везендонк в исполнении Марии Гулик.



Окидывая взглядом почти завершившийся театральный сезон, Блоха бы назвала коллектив Камерного балета "Москва" наиболее активным балетным театром 2012/2013 года. Затрудняюсь даже назвать точное число премьер, показанных этой труппой в течение года: " Свадебка", "Времена года", " Медея", " Эквус", программа "Романтика балета", сообщите, что еще забыла. Да, пусть это одноактные, а не полнометражные спектакли, но столь внушительный список премьер демонстрирует: коллектив живет и творит, а не просто банально прокатывает пользующиеся коммерческим успехом постановки.

"Триста + Изольда" Режиса Обадиа - спектакль продуманный во всех отношениях, и с точки зрения драматургии (в т.ч. и хореографической) сделан по всем правилам. 4 пары танцовщиков, каждая пара в своем дуэте представляет отдельную, нет, не историю, но аспект страстной любви знаменитой пары. Каждый дуэт предваряет небольшой пластический фрагмент с участием всех танцовщиков. Получается своеобразное "ожерелье": 4 пары - дуэт - пластическая "перебивка" - дуэт... И т.д. Хореография - не сказать прямо, что вот так вот блещет новизной: вполне традиционно "современная", много поддержек, которые делаются с яростного прыжка, много волочения по земле, дамы, конечно, с распущенными волосами (наверное, ни один современный хореограф не рискнет убрать своим танцовщицам волосы в аккуратный пучок).

Лирическое отступление. Ну почему одним из обязательных условий современного танца являются распущенные волосы?! Почему хореографы так любят отвлекать внимание от ног на борьбу несчастных танцовщиц с собственными волосами, которые лезут в рот и нос, на которые наступают, которыми подметают пол?! Неужели страсть можно выразить разве только что динамически тряся волосами?

Конкретных сюжетов, отражающих различные этапы любви Тристана и Изольды, в спектакле Обадиа нет. есть - состояние их любви. Первый дуэт, на фоне видеопроекции безмятежного моря, - мечты об идиллической любви идеальных героев. Другой дуэт идет на фоне разрушающегося видеоряда, изображающего невесту, - в нем словно танцуется крушение мира влюбленных, осознание, что жить им придется во лжи. Еще один очень проникновенный дуэт - так и не состоявшаяся брачная ночь, решенный по принципу неразрывности: танцовщики практически не разъединяются, рождая очень сложные и изобретательные поддержки. Страсть как тяжелая и мучительная ноша становится темой другого дуэта:  бросить жалко, нести тяжело, видеоряд соответствующий: плетенные корни и кроны деревьев однозначно говорят о запутанности бытия, из которого есть только один выход - или спалить все эти деревья, или выкорчевать их. Тем более, что еще перед началом спектакля на пол заботливо положили охотничий топорик. Но хореограф предпочитает запалить пожар: задник окрашивается в интенсивно красный цвет, выбегают мужчины в юбках, и начинают причитать вокруг главного героя, которому, судя по всему, пришла пора умирать. Умирает он в лучших традициях якобсоно-григоровичских "Спартаков" - тот как раненый раб, то как главный герой. Иногда его закутывают в пелены, и возникают ассоциации то живописные ("Снятие с креста" Рубенса и "Смерть комиссара" Петрова-Водкина), то медицинские - герой словно спеленут в смирительную рубаху.





Вторая половина спектакля по сравнению с первой, очень структурно выстроенной и построенной на четких  отсылках к закоулкам памяти, менее внятная и более "от себя". То дамы прибегут замотанными в целлофан, словно им сделали анти-целюлитное обертывание (или они - упакованные чемоданы в аэропорту), то потом они начинают его сдирать, словно лоскуты кожи - вероятно, так Изольда хочет вырваться из герметичного мира вокруг нее. Все очень долго маются - а ведь Вагнера не попросишь быть покороче, и хореография здесь провисает знатно, ибо музыка все тянется и тянется, а хореограф уже изнемогает. Изольда не дает Тристану спокойно помереть - начинает топтаться на нем (а у человека, между прочим, дырка в животе!) и предлагать дуэтик еще какой-нибудь станцевать. То явится непонятная дама в черном, с затянутым черной маской (как у секретных сотрудников силовых батальонов) лицом, только, наверное, потому что она дама - маску ей украсили всякими блестящими стразами. Даже неинтересно описывать вторую половину, рыхлую и не вполне внятную, наполненную многозначительными символами, но проигрывающей первой части спектакля в динамизме, ясности высказывания и четкой образности.

Как и следовало ожидать, умерли все. Из блоков составили зеркальный коридор. Из которого предсказуемо явился Тристан к Изольде. Они весьма целомудренно обнялись. Финал красив.

"Тристан + Изольда", Обадиа Режис, Москва, балет, Русский камерный балет "Москва"

Previous post Next post
Up