"Тристан и Изольда" в Новой опере

May 20, 2013 02:14

В отличие от спектакля, продолжительность которого 4 часа и 40 минут, буду кратка: меня захватило!

Достаточно сказать, что эта опера впервые в своей сценической истории ставится в Москве (!) и лишь четвертый раз в России (до этого были лишь три интерпретации в Санкт-Петербурге - 1899, 1909, 2005). Да еще и 200-летие Рихарда Вагнера. Кто-то должен был это сделать, и это сделала Новая опера!



Афиша спектакля. С сайта театра "Новая опера"
Музыка Вагнера захватывает силой и страстностью, их не надо дополнять сценическим разъяснением и давать какие-либо пояснения к поступкам, не надо загромождать сцену обстоятельными декорациями, воздвигать царские чертоги и уставлять столы кубками. Собственно, сюжет минимальный (ключевых точки всего лишь три: распитие любовного напитка в первом действии; любовное свидание Тристана и Изольды во втором; смерть героев в третьем), но опера чрезвычайно многословна: обо всех событиях, случившихся в жизни героев, мы узнаем из их монологов, но в сценической версии они не отражены - а ведь, наверное, сколько соблазнов для оперных режиссеров - представить визуально все случившееся до начала действия! С какой, например, обстоятельностью рассказывается о гибели жениха Изольды Морольда от руки Тристана - после подробнейшего повествования о судьбе отрубленной головы, начинаешь любить эту голову как ближайшего родственника! Или монолог короля Марка, заставшего любовников в момент наивысшего экстаза (вокального), из которого выстраивается отдельный сюжет о жизни этого благороднейшего человека.

Опера очень нетороплива. На нее нельзя прибежать, запыхавшись, ибо будет разлад между бурно пульсирующим организмом и медитативной неторопливостью музыки и сюжета. На "Тристана и Изольду" надо настраиваться, без суеты и спешки, подготовиться к созерцанию  и погружению. Это что-то вроде японского театра буто, когда необходимо энергетически и эмоционально слиться с артистом, тогда становишься с ним "заодно" и понимаешь мотивы и логику его поступков. Примерно по тем же принципам Блоха погрузилась в оперу Вагнера. Музыка ведет, раздвигает пространство и насыщает его эмоциями и переживаниями! Обстановка минималистична до минимализма.

Первый акт - корабль, на котором Тристан везет жену своему дяде, королю Марку. Никаких парусов, мачт, подробностей корабельного быта. В центре - помост палубы, на котором находится хор матросов, Тристан и  его друг Курвенал. Внизу - "каюта" Изольды с кроватью. Когда герои, выпив любовное зелье, падают, из правой кулисы  под напором ветродуя влетают на сцену кленовые листья - словно кто-то распахнул окно в жизни герметично закупоренных и погруженных лишь в себя героях. Второй акт - ночной лес, прозрачные полотна, на которых намечены легкие абрисы деревьев. В момент любовного дуэта декорации поднимаются вверх, очистив сцену полностью, оставив лишь залитый звездами задник. Третий акт - половина лодки, в которой умирает Тристан, да березки понатыканы, которые, впрочем, скоро взовьются вверх, освободив сцену от малейших подробностей и примет. Подобная аскетичность лишь помогает полностью сосредоточиться на музыке.

Оперная режиссура (да простит меня Никола Рааб, режиссер-постановщик), тактично не мешает музыке и певцам. Режиссуру можно даже назвать статичной: герои весьма подолгу стоят, лежат или сидят в одних и тех же позах (как у них ноги не затекли-то!). Но в этой внешней статике столько внутреннего движения, опять же, транслируемого музыкой, что совершенно не замечаешь полутора часов первого акта! (Между прочим, вчера Блоха посетила спектакль "За[скобками]" в исполнении театра "Балет Москва" продолжительностью 75 минут, так уже после первых 20 минут уже не могла дождаться конца!). Здесь же времени словно не существует. Эта постановка - классическая постановка "дорежиссерской оперы", где вся режиссура прописана автором - Рихардом Вагнером, и где обошлось без соблазнительных и вполне возможных экстатически-оргиастических эпизодов.

Совершенно бесподобна Изольда - Клаудиа Итен (Швейцария), с улыбкой сфинкса и невидящим взглядом, устремленным куда-то за линию горизонта! Сколько ярости было в гордой ирландской принцессе в первом акте, посвященном предыстории ее трагической помолвки с убитым Морольдом. Непроницаемо ее лицо во втором "любовном" акте, в знаменитом почти получасовом любовном дуэте она, словно опять же, сфинкс у пирамид, охраняет любимого. И сколько экстаза в ее заключительном предсмертном монологе! Впрочем, это, скорее, был монолог Смерти с прекрасным бесстрастным ликом.

P.s. Эх, поудобнее бы кресла в зрительном зале, пошире бы расстояние между рядами (а то длинные ноги Блохи там с трудом умещаются), да еще бы мягкие подголовники, - и Блоха стала бы завзятой вагнеристкой!

"Тристан и Изольда", Вагнер Рихард, Итен Клаудиа, Москва, опера, Рааб Никола, Новая опера

Previous post Next post
Up