Партитуры Игоря Стравинского нынче в большой моде. Еще бы - в 2013 году празднуется 100-летие «Весны священной», поэтому все крупные театры обратились к этому музыкальному шедевру: о постановке «Весны» объявили Мариинский, Большой и Михайловский театры. Что же до камерного театра «Балет Москва», то в их репертуаре «Весна» уже значится 10 лет, и более того, этот спектакль, в постановке француза Режиса Обадиа был удостоен высшей театральной премии России «Золотая маска». Конечно, какой же балетмейстер будет искать лучшее после отличного? Но Стравинского хочется, опять же - хорошо работал композитор, много партитур написал. Поэтому следующий ангажемент привел к сочинению «Свадебки», которому в этом году исполняется 90 лет. Поэтому, когда в 2023 году будут праздновать 100-летие «Свадебки», в репертуаре театра уже будет «датский» (от слова «дата») спектакль.
По собственному признанию хореографа, он старался максимально уйти от русского или любого другого этнического свадебного обряда. В общем, как всегда - попытка обобщить в танце вечную историю взаимоотношения мужчины и женщины. Для этого он выводит на сцену пять пар, которые практически весь спектакль танцуют в унисон.
Сначала пять женщин, одетые в комбинации, на табуретках качаются, выгибаются и трясут волосами. Все это исполнено с большой экспрессией. Затем пять мужчин в длинных плащах выходят и сначала прыгают (с большой экспрессией), а потом соединяются, изображая «едину плоть» (вероятно, подразумевается «быть вместе в горе и радости»). Но радостью в их единениях не пахнет, т.к. в то время как мужчины прыгают (с большой экспрессией), согбенные дамы волокут табуретки к месту их следующего упокоения - так в советскую эпоху матери семейства волокли авоськи, в которых находились добытые с боем «пять кило овощных консервов “Глобус”» (с). Затем мужчины, напрыгавшись (с большой экспрессией), а дамы, намахавшись волосами (с большой экспрессией) решили наконец попробовать еще раз соединиться имущества. Т.к. единственным видом имущества, которым владели мужчины, были плащи, они этих дам завернули в плащи - мол, ничего для тебя, родная не жалко! И вроде стали даже обещать «Любимая, я зажгу для тебя звезду!» - ибо чего они там головы к небесам поднимали, но как только дамы расслабились, мужики коварно обвили дам рукавами этих плащей, и несчастные женщины тут же оказались в смирительных рубахах: «да убоится жена мужа своего». Намек на подчиненное положение женщин зримо явил следующий эпизод: мужчины просунули руки в рукава плащей, в которых уже колыхались дамы, и оказались кукловодами, которые водили безвольных женщин вперед и назад по сцене.
Но дамам тут удалось вырваться (или мужчины их освободили?), и они убежали за кулисы, в то время как мужчины еще попрыгали (с большой экспрессией). Дамы вскоре вернулись, они переоделись в белые длинные платья и захватили с собой много белых цветов. Эти белые цветы они картинно рассыпали, словно пять Офелий, сошедших с ума. Единственное отступление от совместной монолитности - соло (конечно, исполняемое с большой экспрессией) одной танцовщицей (вероятно, выбирали по принципу: у кого самые длинные волосы), ибо она вновь трясла головой и волосами (с большой экспрессией).
Затем мужчины подтащили столы, на которых усадили девушек: понятно - на любом пиршестве игривые дамы главное блюдо для братков. И давай потом дам терзать верхними поддержками. В финале балета крышки от столов обернулись вертикально поставленными крышками от гробов, на которых расположились девушки в позах, словно куклы в витрине магазина. Каждую употребил в удобной позе предназначенный для нее молодой человек, а в финале все дамы синхронно залезли на суженых. И стояли так, словно могильные кресты…
Ах ты душка женущка,
Данная моя погляденья,
Ночная моя забава.
Поживем мы с тобой харашеничка.
Чтобы люди нам завидывали.
Странно, ну почему никто из хореографов не хочет интерпретировать «Свадебку» как наше российское торжество с державной дамой из ЗАГСа, родственниками, салатами и свидетелями?!.