Оперно-музыкальный утренник в Большом театре 19 января. "Дитя и волшебство" + оркестр

Jan 20, 2013 09:26


Идеальный детский спектакль: непродолжительный, понятный, яркий, увлекающий подрастающее поколение и интересный взрослым! Метафизический текст, удивительно интересное визуальное решение, здоровая ирония, игра в наивность, легкая абсурдность и философическая взрослая грусть по потерянным и не ценимым в детстве вещам... Замечательный спектакль!

Первая часть - просветительская классика Бриттена «Путеводитель по Оркестру», где на примере вариаций на музыку Пёрселла он в увлекательной форме дает начальные познания об оркестре. Родителям, кстати, тоже было очень интересно. Большой театр добавил видеопроекции: на огромном пустые квадратики стульев детская рука «рассаживает» инструменты, инструмент, о котором идет речь, проецируется на экран крупным планом, и, разумеется, играют. Сначала все вместе (tutti), потом каждая группа инструментов ведет свою тему. Затем начинается подробный рассказ о каждой группе инструментов. Ну а затем все снова играют. 20-25 минут - и перерыв. Дети не устали, они чуть вникли к ситуацию, и с интересом теперь заглядывают в оркестровую яму - потому что уже знают кто и где.

Опера «Дитя и волшебство» в постановке Энтони Макдональда (он режиссер, художник-постановщик и художник по костюмам) - оперный ответ «Мойдодыру». Та же концепция: от плохо ведущего ребенка, который портит вещи, эти самые вещи убегают. Снова Дитя переносится в иную реальность, в мир оживших увеличившихся вещей. Снова увеличенная комната, огромная кровать и даже часть предметов знакома. Только в этом спектакле они выполнены более красочно и ярко. Но с «Мойдодыром» не сравнить все же, хотя бы с точки зрения профессионализма. В «Дитя и волшебстве» все очень качественно делают свое дело, не заменяя отсутствие танца визуальными эффектами. В опере все существует очень гармонично. Детей увлекает красочная волшебность происходящего, родителей - забавные параллели и сюрреалистическая интерпретация.

Алина Яровая в партии Дитя - вылитый мальчик-сорванец, на первый взгляд даже не опознаешь женские формы под костюмом, когда (хочешь не хочешь), но округлости все равно проступят. Отличная физическая форма, эмоциональность и детская наивность

Оживают кушетка и кресло, танцуя чопорный менуэт. Ожившие часы напоминают робота, а текст его мини-арии грустно-философский:  «Ах, я счастья часы отмечал вам. / Час прекрасных снов, пробужденья миг! /  И тревожный час, когда трепетно ждешь, / И даже час твоего рожденья, малыш! / Ах, если б мог я, как прежде, считать, / Считать мгновения печали и счастья, счастья!..».

На фото: Дитя и Часы.



Чудесны чайник-боксер и китайская чашка - элегантная дама. Чайник крайне интересен костюмом: краник у него расположен ровно на том месте, в каком в книжках из серии «Откуда я появился» изображается папин член, именуемый в данной книжке «краником». Не знаю как там дети, но просвещенная подобной книжкой Блоха даже уже не пыталась понять фонетическую зарядку персонажей. Один из коллег после спектакля признался, что он очень боялся: как бы Чайник не предложил испить чая…

Невероятно мил хор пастУшек и пастушкОв, которые украшали обои в спальне. Как они переживают, что ребенок вырос, и эти наивные рисунки ему уже не нужны: «Ребенок был обязан нам своей улыбкой первой! / Он позабыл, что его детский сон собачка берегла! / Нет теперь овечек белых! / Больше нет и ягняток!». И как прелестны их образы: нежно розово-голубые пастУшки с посохами, и зелененькие человечки - пастушкИ. Блоха тут же вспомнила первый вариант детской комнаты, подготовленный к рождению первенца - нежного цвета обои с барашками, ежиками, зайчиками, и ее ремонт несколько лет спустя, когда эти любовно выбранные обои лежали бесформенной грудой на полу. Ах, как, наверное, в тот момент плакали ежики, коровки и петушки…

На фото: ПастУшки и пастушкИ



Совершенно волшебна принцесса из книжки. В общем-то, опера не столько о плохом поведении, сколько о незаметном взрослении и вынужденном прощании с тем, что было дорого.  Дитя уже не младенец, барашки и овечки уже не актуальны, но вот спасти Принцессу ему еще не под силу. А тут еще его домогаются профессор в образе Эйнштейна и хор цифр (дети в академических мантиях и шапочках) - от этой цифровой скороговорки голову снесет еще как. А из-под кровати вылезает Черный кот и Белая кошечка (привет отнюдь не Петипа, а Кустурице!), их дуэт - забавная интерпретация знаменитого россиниевского кошачьего дуэта.

Во второй картине Дитя переносится в волшебный сад. Тут фантазия постановщика и художника расцвела окончательно! Укрупненные цветы, травка, снуют гигантские муравьи лягушки, бабочки, стрекозы. Сюрреалистичен балет: павлин, важно выступающий в образе балетного премьера; енот (или барсук), чьи выходы то в образе мыслителя, то самодовольного существа, то заискивающего подхалима Блоха ждала с неподдельным интересом; то две старорежимные Лебеди, танцующие в стилистике XIX века. В этом лесу нагнетается драматическое напряжение: рыдают деревья (Дитя порезал их перочинным ножиком), трепещет Стрекоза, которую Дитя пригвоздил булавкой острой; Летучая мышь не несет ничего хорошего. Ну и Белка с абсурдистским монологом: «Зажжет огонь моих глаз! Вольный воздух и просто моих лесов, и друзья, и свобода! Ну посмотри, как теперь сияют глаза счастливыми слезами!». В общем, все идет к суровому наказанию, куда более суровому, нежели мытью Грязнули в «Мойдодыре». Вендетта обещает быть ужасной, но тут кто-то в суматохе ранит белку. Дитя ее перевязывает, звери комментируют спасение белки и приходят к выводу, что мальчик-то - добрый: «Он хороший мальчик и умный, / хороший, он теперь умным стал. Лечил он белке лапку. / Он ей вытер кровь. / Он добрый, он добрый, он добрый, о да! / Он хороший мальчик, он добрый, хороший он! / Добрый, добрый, хороший он!».

Волшебный сад:



По большому счету, мальчика хорошим делает нечаянный возглас: «Мама!», который непроизвольно вырвется и у взрослого здорового человека, попавшего в экстремальную ситуацию. Слово «мама» сакрально даже у зверья, вкупе со спасенной Белкой ребенок достоин пощады

Надеюсь, каждый из взрослых призадумался: «А не пора ли позвонить маме…». Тем более, выходит мама - вылитая Софи Лорен. Такой маме, несомненно, позвонил бы каждый папаша, присутствовавший на спектакле.

P.s. Фотографии с телефона, не судите строго ))

"Путеводитель по оркестру", Макдональд Энтони, Москва, "Дитя и волшебство", Большой театр, Яровая Алина, музыка, Бриттен Бенджамин, опера

Previous post Next post
Up