Знаменское-Раек

May 10, 2016 18:23

В Лихославле мы взяли такси и поехали в усадьбу Знаменское-Раек. Усадьба находится недалеко от трассы Петербург-Москва, примерно в сорока километрах от Лихославля и в двадцати километрах от Торжка. Ехали от Лихославля до усадьбы Знаменское-Раек почти сорок минут.
Еще не было восьми утра, а мы уже стояли у ворот усадьбы. О том, что усадьба закрыта для посещения мы узнали буквально накануне поездки. Мы не планировали посещать усадебный дом, но надеялись, что получится погулять по парку. Преодолев незначительные трудности в лице хама-охранника, нам удалось осуществить задуманное путем обнаружения дыры в ограде.
В 2001 году усадьба была передана в аренду до 2049 года компании «Конкор». Фирма должна была отреставрировать усадьбу, привести в порядок парк. «В 2007 году в северо-западном флигеле был открыт мини-бутик отель, меблированный по итальянскому дизайн - проекту. И теперь, Вы имеете уникальную возможность остановиться в этой старинной Усадьбе XVIII века с удобствами XXI века». Двухместный номер в стуки стоил в будние дни около пяти тысяч, в выходные - около семи. А что такого, отель-то не простой, а дизайн-проектный мини-бутик. В свете последних веяний я бы предложила такие гостиницы переименовать в корнишон-бутики.
От сдачи Райка в аренду был положительный эффект. Велась реставрация усадьбы. Проводились исследовательские и изыскательские работы, в том числе археологические. Убирался парк. Были расчищены уникальные росписи - ни одна другая усадьба Тверской области не имеет в таком объеме сохранившиеся росписи XVIII века. Но наступило трудное время. С 2014 года стали увольнять сотрудников, гостиница перестала работать, остались только сторожа. С октября 2015 в усадьбе отключили электричество. Этой зимой уникальный «танцующий» паркет Н. А. Львова замело снегом.
Во второй декаде апреля арендаторы отказались от усадьбы. Знаменское-Раек является федеральным памятником. Следовательно, деньги на содержание усадьбы должны поступать не из областного бюджета, а из федерального. Что-то мне кажется, что этим дело не кончится. Скорее всего, усадьбу приватизируют вот эти самые арендаторы или кто другой. Поживем - увидим.
На сайте госзакупок было размещено объявление Оказание охранных услуг на объекте культурного наследия федерального значения «Усадьба Стрешневых «Знаменское-Раек, XVIII - XIX в.в.», расположенном по адресу: Тверская область, Торжокский район, Марьинское сельское поселение, поселок Раек на 1 миллион 917 тысяч рублей.
12 апреля усадьба была взята под охрану частной фирмой, нанятой министерством культуры. В тот же день доступ в усадьбу был закрыт.




Итак, без пяти восемь утра 19 апреля мы стояли у ворот усадьбы и изучали уже устаревшую информацию о возможности посещения усадьбы:



Тут на нас выскочил охранник и принялся орать, чтобы мы уходили. Замечу, что мы не предпринимали еще никаких попыток проникнуть, а только изучали информацию. Охранник орал, что это государственная собственность, что вход запрещен, что всё снимается на видеокамеру. У меня сложилось впечатление, что охранник чего-то боялся. Вероятно, возможного визита начальства, которое может заподозрить его в неисполнении служебных обязанностей. А он пенсионер, ему эта синекура очень нужна.
У меня язык чесался сказать ему что-нибудь про то, что у меня, как гражданина государства, есть конституционное право на доступ к объекту культурного наследия. Но не хотелось начинать поездку со скандала. С другой стороны, а чтобы он стал делать, если бы мы, несмотря на его истошные крики, зашли на территорию усадьбы? У него ведь никаких прав нет. Всё что он мог бы сделать в этой ситуации -вызвать полицию. А полиция вот сразу бы всё бросила и приехала бы нас задерживать.
Лена выразила сомнение в том, что охраннику известно о наличии прав у нас и отсутствии прав у него. Даже под видеокамерой.
И поэтому мы пошли другим путем. Ибо сказано: «нет таких крепостей, которых бы не взяли большевики».

Эти земли были вотчиной Глебовых, предок которых прибыл из Швеции при Дмитрии Донском. Рядом с усадьбой в погосте Рай с незапамятных времен была деревянная Знаменская церковь. Рядом с ней Иван Федорович Глебов в 1764-1772 годах построил новый каменный храм:



В биографическом словаре Половцова о Глебове Иване Федоровиче есть статья .
Закончив строительство Знаменской церкви Иван Федорович разделил имущество между сыновьями. Село Знаменское с деревнями досталось старшему сыну Федору. Федор Иванович Глебов женился на Елизавете Петровне Стрешневой. Она была интереснейшей личностью своего времени ( см. статью в словаре Половцова ). Елизавета Петровна происходила из знатного боярского рода Стрешневых, к которому принадлежала Евдокия Лукьяновна Стрешнева, супруга царя Михаила Федоровича Романова. Позже, когда род Стрешневых пресекся по мужской линии, она добилась, чтобы ее сыновьям разрешили носить двойную фамилию Глебовы-Стрешневы. Это я к тому, чтобы было понятно, почему минкульт в тендере на охрану обозвал усадьбу Глебова усадьбой Стрешневых. Кстати, потом Глебовы-Стрешневы тоже закончились. Потомкам по женской линии разрешили носить тройную фамилию Шаховские-Глебовы-Стрешневы. Почему минкульт из этих трех фамилий выбрал последнюю остается загадкой.

Строительство усадьбы Знаменское-Раек Федор Иванович Глебов начал в 1787 году. Эти земли тогда были церковными, но Глебов договорился об отводе земель.




Небольшое отступление о том, как мы попали на территорию усадьбы. Мы шли вдоль ограды. Хорошо, что еще не было зелени, всё прекрасно видно:



Оказалось, всё очень просто. Справа от этих ворот решетка заканчивается:



Здесь видно, что перпендикулярно решетке стоят столбики, на которые натянута простая сетка-рабица:



Вдоль сетки надо пройти всего метров десять и можно гулять по парку:



Чиновникам плевать на наши права, ну а нам на запреты чиновников тоже.







Господские дома в дворянских усадьбах до середины XVIII века мало отличались от крестьянских жилищ. Лучшее место в усадьбе занимали поля, пастбища, скотные дворы. Но всё изменилось после 1762 года, когда был опубликован манифест «О вольности дворянства». Дворянам разрешили не служить, выезжать за границу, покидать столицу и жить в своих поместьях. Выражением этой свободы стала усадебная жизнь. Кончилось всё это в 1861 году после манифеста «Об освобождении крестьян», когда всё пришло в упадок, усадебная культура была утрачена. Золотой век усадебного строительства - 1770-1790 годы - эпоха Екатерины Великой. Архитектура усадебных домов как бы представляла столичный стиль в сельской глуши. Дома строились по типу городских дворцов: портик с колоннами, бельведер, сады и парки с каскадами прудов, фонтанами, мостиками и гротами. Усадьба Знаменская-Раек представляла собой крупный дворцовый комплекс, характерный для конца XVIII века.

Перед поездкой искала информацию об усадьбе в интернете. Потом поняла, что все просто списывают друг у друга. Первоисточник информации был вскоре обнаружен дома на полке. Это оказался карманный путеводитель, который мои родители приобрели еще в 1968 году: О.Д. Балдина «От Валдая до Старицы», 1968.
В этом путеводителе еще есть и фотографии беседок и мостиков, которые пережили бомбежки, но не пережили 1990-х годов.












Боковой фасад дома в усадьбе Знаменское-Раек. Обмерный чертеж А. М. Харламовой, 1955-1960






Главный усадебный дом. Обмерный чертеж А. М. Харламовой, 1955-1960



Фотографии усадьбы и парадного зала сделаны в музее в Торжке:






Во время балов в бельведере размещался оркестр. Паркетный пол был особой «плавающей» конструкции, во время танцев он слегка покачивался. Сверху из-под купола в зал проникал рассеянный мягкий свет, музыканты играли.

Фотография 1960-х годов:



Въездные ворота на парадный двор усадьбы Знаменское-Раек. Обмерный чертеж А. М. Харламовой, 1955-1960









В XVIII веке на устроение парка тратились огромные средства сопоставимые со стоимостью дворца.






Беседка-ледник, о которой написано в путеводителе 1968 года, обрушилась в 1990-е, сейчас её уже нет. Осталась груда камней, ледник залит водой, фрески погибли. Есть только фотография 1957 года:



В парке было несколько павильонов, которые также не сохранились. Остались чертежи Н. А. Львова и фотографии 1920-х годов.

Парковый павильон в усадьбе Знаменское-Раек. Чертеж Н. А. Львова, 1790-е



Парковый павильон в усадьбе Знаменское-Раек. Чертеж Н. А. Львова, 1790-е



Фотографии этих павильонов опубликованы в книге «Н. А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадеб», И. А. Бочкарева, 2008:



До наших дней сохранилась лишь одна из парковых затей: павильон-колодец, похожий на шлем русского воина, со стрельчатыми проемами окон.
На фотографии павильон не очень хорошо виден слева:



Павильон-колодец:



Кроме того в парке стоял храм Цереры со статуей богини плодородия. Парк включал в себя увеселительный сад с птичником и зверинцем, плодовый и ботанический сады. В оранжерее выращивались ананасы, персики, абрикосы, арбузы, померанцы. В зверинце жили олени, дикие козы, зайцы; в птичнике - павлины, лебеди, журавли, декоративные куры.
В парке были устроены пять прудов с плотинами из валунов, мостами, островками, купальнями и пристанями. Был устроен грот, который украшала скульптура русалки.
Весь комплекс усадьбы и парка проектировал Н. А. Львов. В мае 1798 года Глебовы освятили дом и переехали в усадьбу. Торжества по этому случаю длились более двух недель. Глебов занялся службами и хозяйством огромной усадьбы. Здесь работали мастерские: столярная по изготовлению мебели и гончарная для изготовления посуды. Для крестьян была открыта «учительская комната российской грамотности» и больница. В 1888 году усадьба была продана вместе с мебелью, библиотекой и бесценным архивом. После 1917 года архив был растащен крестьянами, например, несколько грамот Бориса Годунова попали в деревенскую мелочную лавку. Часть архива, которую удалось спасти, а также остатки художественной коллекции Глебовых, сейчас находятся в архивах и музеях.
В усадьбе был дом отдыха, в 1925 году устроена картинная галерея. Затем военный санаторий, потом детская колония. В 1980-е годы в усадьбе был профилакторий машиностроительного завода «Центросвар». Что там сейчас писала выше.

На плане усадьбы, опубликованном в книге «Н. А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадеб», И. А. Бочкарева, 2008, видно, что ничего кроме усадебного дома с флигелями, Знаменской церкви и павильона-колодца не сохранилось:



Примерно в половине девятого мы закончили осмотр усадьбы. Пора было двигаться дальше. Перед поездкой я нашла номер телефона такси в Торжке, позвонила, чтобы узнать стоимость поездок. Диспетчер мне все любезно пояснила.
Стала набирать номер такси, а в ответ: «Телефон абонента выключен. Перезвоните, пожалуйста, позже». Что делать? Можно было конечно дойти пешком до трассы Петербург-Москва, это чуть больше трех километров. А там уже маршрутки ходят, автобусы. Но очень не хотелось топать пешком. Рядом с усадьбой местные поселяне на своем огороде чинили теплицу. Мы обратились к ним с вопросом, не знают ли они телефон такси в Торжке. Поселяне рекомендовали с этим вопросом обратиться к вышеупомянутому охраннику усадьбы. Но я подумала, что он пользуется услугами такси нерегулярно, а если и знает какой телефон, то это телефон начальства.
Стала в своем телефоне листать список моих друзей. Кому бы позвонить? Изучение списка показало, что в половине девятого утра звонить некому. Некоторые в это время собираются или уже несутся на работу в метро, искать в интернете телефон такси в Торжке им недосуг. Другие же друзья в это время еще спят как убитые, дозвониться до них невозможно. Как говорит наша подруга Оля П.: «Не беспокойтесь, звонить мне можно в любое время. Если я сплю, меня разбудить невозможно». Отдельные несознательные товарищи на ночь вообще отключают звук.
Подумала, что мои друзья, которые живут недалеко от Гостилиц уже встали. Звоню, через некоторое время Наташа взяла трубку. Из вежливости я поинтересовалась, не разбудила ли я их. Глупый вопрос, но ведь надо же было что-то сказать. Наташа, интеллигентный человек, соврала, что они все равно уже вставали. Я объяснила ситуацию насчет такси. Надо сказать, что в Гостлицах с интернетом не очень. Связь может быть, а может и не быть. Наташа, ничуть не удивившись моей просьбе, рекомендовала позвонить им минут через пятнадцать. Вероятно, ей требовалось время растолкать Валю и объяснить ему задачу. Нетерпеливая я, позвонила через десять минут. Валя продиктовал номер. Позвонила, нам ответили, что машина придет примерно минут через двадцать. Перезвонила Вале, поблагодарила еще раз, сказала, что машина уже едет.
Машина пришла через двадцать минут, и мы отправились дальше в Пятницу-Плот

---------------------------------------------------------------------

Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь



Львов, Тверь

Previous post Next post
Up