Усадьбы Василёво и Митино

May 16, 2016 18:42

Усадьбы Василёво и Митино, расположенные на противоположных берегах Тверцы почти напротив друг друга, принадлежали дальним родственникам Н. А. Львова (он приходился семиюродным братом митинским Львовым). Н. А. Львову надо было спроектировать усадьбы таким образом, чтобы уже существующие господские дома согласовать с новыми парковыми постройками и службами. Пишут, что усадебный ансамбль Митино-Василево был одним из самых грандиозных в уезде. Сейчас это трудно представить, в усадьбах Василёво и Митино почти ничего не сохранилось.




В Василёве с южной стороны господского дома на ручье Безымянном Львов спроектировал несколько террасных прудов. Вода прудов поддерживалась плотинами, украшенными гротами и мостами. Второй пруд замыкался плотиной, в которой был грот. Войти в грот можно было с берега через боковой проем.

Второй пруд:



Средний пруд также завершался плотиной с гротом. Сверху были уложены валуны разной величины. Вода, проходя через них, создавала небольшой водопад. С южной стороны нижнего пруда был фонтан.

Фотографии опубликованы в "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", 2008, И.А. Бочкарева:



Ручей, преодолев все каскады, плотины и не существующие ныне водопады, спокойно впадает в Тверцу:



Партер с двух сторон украшали скульптуры и вазоны. Ближе к Тверце в партере были сооружены Красная башня и Белая башня, напоминавшая арпачёвскую колокольню в миниатюре.
Партер сейчас выглядит так:






В парке кое-где сохранились старые деревья: тополя, лиственницы, ели.




В Василёво в парке сохранился грандиозный валунный мост, построенный по проекту Н. А. Львова.

Специально попросила Лену сфотографировать меня, чтобы было видно, какой этот мост огромный:



Снаружи кажется будто весь мост сделан из валунов. На самом деле из валунов сделана только арка, другие части моста кирпичные, облицованные валунами. Кирпичные своды сверху были покрыты глиняной изоляцией, по которой сделана песчаная подушка, сверху - булыжная мостовая. Также в наружных стенах сделаны водосливные отверстия. Арку держит огромный замковый камень:



Снова попросила Лену сфотографировать меня для масштаба. На этой фотографии замковый камень лучше видно, чем на предыдущей.
Ограждением моста служат валуны, между которыми натянуты кованые цепи:



Мост пятипролетный, хотя на первый взгляд может показаться, что пролетов всего три. Слева и справа от центральной арки внутри моста сделаны ниши, в которых были устроены вольеры для водоплавающих птиц:




Птичник внутри:



Из птичника можно пройти еще в одну арку. В одних источниках утверждают, что здесь было зимнее помещение для птиц, в других - что здесь находились псарни:



Рядом с мостом есть информационный стенд:



Длина моста около ста метров. Я сфотографировала Лену, стоящую на мосту. Если приглядеться, то Лену можно заметить на фоне громадной елки:




Относительно недавно здесь проходила дорога из Торжка, по мосту ездили машины. Сейчас дорога проложена в другом месте. Слышала, что свадебным кортежам позволяют заезжать на мост для проведения фотосессий.

Хозяйственный пруд совершенно зарос:



Второй пруд замыкает плотина:



Усадебный дом не сохранился. В второй половине XIX века он сгорел. Восстанавливать дом не стали, а перестроили хозяйственное помещение под жилье. Вдоль господского дома до хозяйственного корпуса проходила валунная подпорная стена, которая частично сохранилась:



Последней владелицей Василёва из семейства Львовых была Татьяна Петровна Балавенская. Она закладывала и перезакладывала имение, но удержать не смогла. В 1909 году имение было выставлено на торги. Последним владельцем Василёва стал купец Василий Ефремович Новосёлов.
Василий Ефремович устроил перед домом теннисный корт, где проводились соревнования между друзьями и соседями.

Фотографии опубликованы в "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", 2008, И.А. Бочкарева:



Недалеко от Василёва было имение Пудышево на реке Осуге, принадлежавшее крупной тверской помещице, родственнице Толстых. У неё было несколько детей, в том числе два незаконнорожденных сына-близнеца Всеволод и Олег. Они оба обладали прекрасными светскими манерами, имели превосходное образование, свободно говорили на нескольких языках, умели расположить к себе и легко втирались в доверие к порядочным людям. Олег Волков (1900-1996), в 1920-е годы служил переводчиком в Шанхайском торгпредстве. В 1990-е Олег Волков давал интервью , публиковал воспоминания. В этих интервью и «документальных» повестях верить нельзя ни одному слову, потому что Волков талантливо смешал ложь и правду, облил грязью достойнейших людей, которым он и в подметки не годится. За свою долгую жизнь Волков доносами загубил многих, вероятно предполагая, что свидетелей не осталось в живых.

И всё же, после долгих, даже мучительных, раздумий, я сочла возможным в своём блоге поместить воспоминания этого человека о Василии Ефремовиче Новосёлове:
«У нас в деревне часто бывал приятель и дальний родственник отца Василий Ефремович Новосёлов, наследник старинного «торгового дома» в уездном городе, человек деятельный и даже кипучий, поражавший и нас, детей, азартом, с каким он носился с ракеткой по теннисному корту, готов был прыгать на пикнике через костер, исходивший от него веселой, самоуверенной напористостью. Сопутствовавший ему во всех начинаниях успех - инженер с не то бельгийским, не то французским дипломом, он основал процветающую льняную фабрику, распространил дедовскую торговлю русскими ситцами по всей империи, женился на уездной первой красавице, обратившейся после трехлетнего пребывания в Париже в подлинную светскую львицу, элегантную и недосягаемую, трижды завоевал гран-при на голубиных садках в Монте-Карло - эта неизменная удача или везучесть сделала Василия Ефремовича неувядаемым оптимистом. Как сейчас вижу его, несколько небрежно одетого в летний дорогой костюм, в очках с толстыми стеклами - этот первоклассный стрелок был сильно близорук, - его круглую, стриженную под ежик голову с оттопыренными ушами и широкий рот с полными, выдающимися под щеточкой коротеньких усиков, губами».

В 1950-е в Василёве и Митине работала экспедиция НИИ теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР. В 1975-1977 годах арендатором усадьбы был Калининский (сейчас Тверской) университет. Студенты МАРХИ под руководством А.М. Харламовой занимались исследованием и выборочной реставрацией. В те же годы специалистами Гипролеса были проведены исследования и создан проект реконструкции парков в Василёво и Митине. В 1979 году на территории усадьбы Василёво был открыт музей деревянного зодчества.

Мы гуляли по василёвскому парку час с четвертью, затем перешли на противоположный берег в усадьбу Митино.

Сейчас в усадьбе Митино располагается санаторий. На фотографии ниже: в центре виден усадебный дом, чуть правее погреб-пирамида, справа восьмиэтажный корпус санатория на 500 мест, построенный в 1993 году. Вид на Митино из Василёва:



Фотографировала с увеличением погреб и дом:



Мы поднимались к усадьбе со стороны Тверцы по довольно крутому заросшему берегу. На следующий день в музее нам сказали, что подойти к усадьбе со стороны Тверцы невозможно. Но так как нам заранее это было неизвестно, то мы прекрасно зашли в усадьбу именно отсюда.




В Митине сохранились: усадебный дом 1830-х годов (не по львовскому проекту), частично службы, погреба, погреб-пирамида, частично парк, созданные по проектам Н.А. Львова.

Винокуренный завод (два корпуса, конец XVIII - начало XIX в.); Северный флигель и центральная часть используются санаторием. Южный флигель в запущенном состоянии:






Винокуренный завод с другой стороны:



Погреба



Погреб-пирамида в Митине напоминает погреб в Никольском, так же имеется два входа, но митинский погреб больше и не имеет подземного ледника.




5 августа 2013 года сгорели строительный леса, установленные во время реставрации погреба. Сейчас погреб закрыт от взоров посетителей.




Садик запущенный, садик заглохший;
Старенький, серенький дом;
Дворик заросший, прудок пересохший;
Ветхие службы кругом.

К.Р.

Пруд-купальня:



Сейчас я жалею, что мы вообще пошли в усадьбу. Если бы мы остались на противоположном берегу Тверцы, то увидели бы что-то хотя бы отдаленно напоминающее рисунок Александра Сергеевича Львова:



Дом был построен в 1830-е годы на месте старого дома.









Дом стоит на высоких сводчатых погребах:



балкон



Другой фасад






По углам на рисунке А. С. Львова изображены погреб, конный двор, беседка и кузница. До наших дней дожили только погреб-пирамида и конный двор. От беседки остался сводчатый погреб, на котором она когда-то стояла:




Когда-то от дома открывался великолепный вид на Тверцу, по тропинке можно было спуститься вниз к валунному парку:



Местные помещики - Львовы, Полторацкие, Оленины, Бакунины, Вольфы были связаны между собой родством или свойством. Митинский дом славился своим гостеприимством. Бывала здесь и «гений чистой красоты» Анна Петровна Маркова-Виноградская (Керн, Полторацкая). Муж Анны Петровны, Александр Васильевич Марков-Виноградский скончался 28 января 1879 года. Его похоронили в Прямухине на родовом кладбище семьи Бакуниных. Анна Петровна завещала, чтобы её похоронили рядом с мужем. Скончалась она 27 мая 1879 года. Сын повез гроб в Прямухино, но весенние дороги были плохими. Он обратился к Львовым за разрешением похоронить Анну Петровну на родовом кладбище Львовых в Прутне. Разрешение было получено. Могила Анны Петровны после революции была утрачена, сейчас рядом с церковью поставлен кенотаф.

По этой тропинке всего около полутора километров до Прутни:



После того как митинские Львовы пресеклись по мужской линии, имение перешло к наследникам по женской линии - Романовым. Сначала Аграфене Сергеевне Романовой (Львовой), затем её сыну Дмитрию Дмитриевичу Романову (1851-1916). Дмитрий Дмитриевич был прогрессивным человеком - членом земской Управы, неоднократно избирался мировым судьей. Именно по его инициативе в Торжке возродилось искусство золотного шитья. При кустарном отделе земства он создал школу и мастерские шитья по сафьяну и коже. В Митине была библиотека: пять тысяч томов по истории, философии, ботанике. В 1901 году учителя школ Новоторжского уезда собрали средства на открытии народной читальни имени Д.Д. Романова.




После национализации в Митине был совхоз, с 1923 года - санаторий «для активных партработников нервнобольных и физически переутомленных», в 1933-1936 годах саноторий относился к Международной школе Коминтерна. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. В 1993 году построен новый восьмиэтажный корпус. Пишут, что господский дом санаторию не принадлежит, он передан в аренду торжокскому заводу Пожтехника.

«В начале XVIII века, в связи с реконструкцией Петром I этой водной системы, в обход Прутенских порогов был построен шлюз - сооружение полукилометровой длины. Уровень воды регулировали два шлюзовых затвора и два водоспуска. У шлюза на правом берегу в регулярном порядке были расположены казармы, цейхгауз, конюшни и др. Дорога с булыжным «квадратно-диагональным» мощением соединяла две площади, находившиеся одна у входа в шлюз, другая - у выхода из него. Подъем судов к шлюзу, как и раньше, осуществлялся при помощи конской тяги, поэтому оставалась необходимость в «бурлацких» дорогах и служебных постройках на левом, террасированном берегу вдоль Митина. Остроконечный шпиль колокольни прутенской церкви служил ориентиром дорог от «селец» Василева и Митина, а также для речных судов».

Если я правильно понимаю, то в этом месте на Тверце была переправа:



На берегу сохранились остатки станции, где купцы могли остановиться, так как им приходилось ждать перегрузки барж при прохождении ими Прутенских порогов:



План усадеб взят из книги: "Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб", 2008, И.А. Бочкарева:



19 апреля мы посетили:
1 - Лихославль
2 - Знаменское-Раек
3 - Пятница-Плот
4 - Арпачёво
5 - Никольское
6 - Василёво
7 - Митино



Мы вернулись в Торжок четверть седьмого, погуляли по городу полчаса, зашли в гостиницу, немного передохнули и пошли ужинать.
---------------------------------------------------------------------

Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь



Львов, Тверь

Previous post Next post
Up