Петр Семенович Львов завещал деревню Черенчицы старшему сыну Александру. В феврале 1747 года Александр Петрович в усадебной Никольской церкви в Арпачеве венчался с Прасковьей Федоровной Хрипуновой. После свадьбы молодая семья поселилась в Черенчицах. Родились у них Надежда, Мария и Евдокия. 4 (17) мая 1753 года родился Николай. По смерти отца Николай стал владельцем Черенчиц. Позже Николай Александрович переименовал Черенчицы в Никольское в честь своего небесного покровителя. В 1803 году Львов был похоронен в Никольском в Воскресенской церкви, им самим построенной:
О Львове много писали, пишут и еще будут писать. Но лучше всех, а главное кратко, о своей жизни написал он сам:
Родился,
Влюбился,
Женился
И жил,
Пока любил
В метрической книге василеостровской Троицкой церкви значится: «1780 год 8 ноября № 35. Иностранной коллегии коллежский секретарь отрок Николай Александрович Львов штацкого с сосетнической Алексеевою дочерью Афанасьева сына Дьякова девицею Мариею. Кто поруками подписались: по женихе - Горного корпуса надворный советник Иван Хемницер, по невесте - Тобольского пехотного полку капитан Петр Вельяминов» .
Мария Алексеевна Дьякова (1755-1807) была дальней родственницей Николая Александровича Львова. Венчались они тайно и почти три года скрывали от общества свой брачный союз. Есть несколько версий, почему им пришлось так поступить.
Большой популярностью пользуется романтичный анекдот Софьи Васильевны Скалон (Капнист) (1796-1861), которая приходилась племянницей Марии Алексеевне.
В анекдоте в основном заслуживает внимание лишь последний абзац, который почему-то все цитирующие обычно опускают:
Внучатая племянница Н. А. Львова, Н. И. Мердер (1839-1906) предлагает другой вариант истории женитьбы Николая Александровича и Марии Алексеевны: «Дьяковы не считали Львова выгодным женихом … Между тем императрица к нему благоволила, и ему было обещано место при испанском посольстве, благодаря которому он надеялся быстро продвинуться по службе. Но уезжать так далеко и надолго, оставив в России страстно любимую девушку, ничем, кроме взаимной любви, с ним не связанную, было так тяжело, что они решили обвенчаться… Тайна долго не открывалась, и не родители, а первая узнала ее императрица, которой Мария Алексеевна должна была повиниться, когда государыня стала допрашивать ее: почему она отказывает всем сватающимся за нее женихам?... Львов был вызван в Петербург, за супругов ходатайствовала перед родителями сама императрица, и роман кончился благополучно во всех отношениях».
И наконец, есть еще одна версия о причине тайного венчания Николая Александровича и Марии Алексеевны. Эта бытовая версия кажется мне самой реалистичной. Алексея Афанасьевича Дьякова подозревали в злоупотреблениях, в растрате. В 1780-1783 годах как раз шло разбирательство дела. Н. А. Львов выступал в качестве свидетеля на судебном процессе. Свидетель не мог находиться в близком родстве с обвиняемым, кроме того подобное родство могло повредить карьере Львова. В декабре 1782 года палата гражданского суда оправдала А. А. Дьякова, причем утверждают, что выстроить систему оправдательного решения суда помог Г. Р. Державин. После того как судебное разбирательство было завершено и все обвинения с А. А. Дьякова были сняты, тогда обществу было объявлено о браке.
Львов в то время служил в у Безбородко в Почтовом ведомстве, выделенном из Коллегии иностранных дел. В здании Почтового стана, построенного по проекту Львова, у него была служебная квартира, в которой и поселилась молодая семья. Здесь у них родился первенец Леонид (1784-1847).
Это время Николай Александрович активно занимался обустройством своего поместья Черенчицы.
В путеводителе 1968 году хорошо описано как низкое заболоченное место, а рядом овраги да холмы, Львов превратил в чудесный парк.
В путеводителе сказано, что дом «почти не уцелел». Теперь, через пятьдесят лет, можно уже сказать, что дом превратился в руину.
В книге И.А. Бочкаревой «Н.А. Львов. Очерки жизни» опубликованы чертеж дома, а также усадебные виды.
Слева чертеж дома с собственноручной надписью Львова: «Дом в деревне Черенчицы, 15 верст от Торжка. Прожектировал, чертил, иллюминировал, строил, гравировал и живет в нем Николай Львов». Позднее к дому были пристроены флигели, но, видимо, построили только один флигель, а другой если и построили, то просуществовал он недолго. В 1860 году в Никольском был вместе с бабушкой, Верой Николаевной, правнук Н. А. Львова, В. Д. Поленов, который сделал несколько рисунков. Справа вид дома в Никольском в 1860 году:
Львов был гениальным инженером. Свой дом он оснастил следующими удобствами: из колодца, находившегося внутри дома, водоподъемная машина подавала воду в бельэтаж; отапливался дом по «воздушной системе», которую Львов описал в книге «Пиростатика воздушных печей».
С некоторой опаской мы с Леной зашли в дом.
Камины были особого устройства - кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома поступал свежий воздух, проходя через змеевик камина, он нагревался, затем по каналу поступал в своеобразные вазы, наполненные розовой водой, что стояли рядом с камином. Через решетки ваз свежий увлажненный теплый ароматизированный воздух попадал в комнаты. Смежные помещения отапливались специально спроектированными «духовыми» печами.
На второй этаж мы не рискнули подняться, продолжать поездку со сломанной шеей было бы неудобно:
Еще из удобств в доме была «паровая кухня», изобретенная Львовым, на которой пар варил еду, мыл посуду и вращал вертела!
Львов служил в Петербурге, поэтому наблюдать за строительством в Черенчицы приехала Мария Алексеевна вместе с маленьким Леонидом. Николай Александрович руководил работами удаленно. Сохранилось несколько его писем к Марии Алексеевне, которая была мечтательна и романтична, но вместе с тем очень хозяйственна и практична. А еще она была прекрасной рукодельницей, например, для дома она сделала необыкновенные обои, расшитые разноцветной шерстью по соломе.
В музее в Торжке сохранился столик из дома:
Есть несколько портретов Николая Александровича и Марии Алексеевны работы Левицкого. Про один из своих портретов Львов самоиронично написал:
Скажите, что умен так Львов изображен?
В него искусством ум Левицкого вложен
Для осушения болота был сделан дренаж. Усадьбу оживляли ручьи, каскады и фонтаны. Гидротехническая система включала несколько искусственных прудов, плотин, деревянный подземный водопровод, несколько колодцев. Система прудов была вписана в английский парк, который был разбит перед домом. На каскадах были гроты и мостики, устроена купальня, на острове была сооружена беседка. Для очистки прудов был сооружен деревянный подземный водовод, верхний конец которого, закрытый деревянной пробкой, находился у дна пруда. Во время чистки пробка вынималась, и вода спускалась в отводную канаву.
Сейчас английский парк зарос. Волонтеры парк убирают, но здесь требуется профессиональная работа специалистов.
Сохранилось много старых деревьев:
Осушенное болото было превращено в луга, рядом в виде античного храма был построен скотный двор. Недалеко от дома, у вишневого сада, была поставлена оранжерея, на возвышенном сухом месте - амбар для зерна.
Чертеж дровяного сарая Н. А. Львова, 1780-е. На обороте чернилами рукой Львова: «мой деревенский дровяной сарай»; карандашом: «С. Никольское или Черенчицы Тверск. губ.»:
Вероятно это остатки «погребов»:
Рядом с домом сохранился погреб. Снаружи погреб представляет собой пирамиду, облицованную крупными, гладко отесанными плитами, соединенными в шпунт. Арка служит входом в погреб, она сделана из известняка:
Внутреннее устройство погреба очень интересно. Погреб состоит из трех ярусов, в подземной части находится ледник. Высота пирамиды - 7,35 м, основание грани - 8,96 м. Сюда летом Львов приходил с друзьями отдохнуть в прохладном помещении. Гостям предлагались напитки и фрукты, которые хранились в погребе.
На эскизе погреба рукой Львова: «1789 сентября 27 Черенчицы»:
На эскизе видно, что внутри погреб имеет в плане круг с четырьмя нишами.
Ниже на фотографии одна из ниш, в полу в центре круглое отверстие в нижний ярус. В музее в Торжке нам сказали, что снизу через это отверстие поднимался сервированный столик с фруктами и напитками:
Вверху круглое отверстие соединяет эту часть погреба со свето-вентиляционной камерой, откуда поступает свежий воздух и рассеянный свет:
Своды этого помещения были покрыты орнаментом, который частично сохранился:
Рассудку вопреки и вечности в обиду,
А умницам на смех.
Построил, да его забвен не будет грех,
Из пыли пирамиду
С противоположной стороны сделан вход в нижний ярус погреба - ледник:
В леднике «использовались природные грунтовые воды, промерзавшие в зимний период в подземном резервуаре-накопителе до дна. Ледник тоже круглый в плане, перекрыт купольным сводом, в центре которого отверстие для столика. Резервуар для хранения льда сложен из известняка, глубина 2,13 м, диаметр 3,55 м.
Вокруг погреба был разбит «собственный» садик. Львов был теоретиком и практиком садово-паркового искусства.
В Никольском находится знаменитая церковь-усыпальница, построенная по проекту Львова. Только ради того чтобы увидеть этот храм стоит посетить Никольское.
В 1784 году Николай Александрович обращался к епископу Тверскому и Кашинскому Иоасаафу с просьбой о выдаче храмоздательной грамоты на построение домовой бесприходной церкви в своей усадьбе Никольское. Построение таких церквей было запрещено. Львову пришлось неоднократно обращаться в епархию. Разрешение было получено только при епископе Тихоне в 1789 году. Для Н.А. Львова было сделано персональное исключение.
В путеводителе 1968 года о храме написано:
Перед поездкой я читала о том, как устроен двойной купол, как в храм проникает свет, видела чертежи Львова. Но увиденное превзошло мои ожидания. Я никак не могла представить, что пропорции здания так изысканы, как дивно возвышается храм на специально насыпанном холме, как он удивительно гармоничен, изящен. Читала, что увидевших храм «дух захватывает». Мне казалось, что это некоторое преувеличение. Но когда увидела, то да - захватывает. Нет слов, чтобы выразить мое восхищение.
Римский Пантеон с потоком света, льющимся сквозь девятиметровый проем в вершине купола, с его гармонией форм и пропорций оставался для многих зодчих образцом на протяжении столетий. Им вдохновлялись и Палладио, а вслед за ним и Львов. Но в российских условиях открытый купол невозможен. И Львов придумал каким образом сделать так, чтобы небесный свет свободно лился внутрь, рассеивался. Он сделал над открытым куполом второй купол, накрывающий нижний. Так сделано в доме в Знаменском-Райке, так он сделал в собственном доме, в погребе нижний купол накрывает пирамида.
В Воскресенской церкви вверху верхнего купола есть световой сферический фонарь (он хорошо виден на чертеже ниже), на котором укреплены три стержня с установленным на них позолоченным шаром с крестом. Таким образом Львов создал «открытый свод, придающий зданию отменное величие».
Оба купола опираются на кольцо стен. В цокольном этаже находится усыпальница.
Фотография А.В. Слезкина, 2010:
В цокольном этаже крипта. Здесь были похоронены Николай Александрович и Мария Алексеевна Львовы.
Фотография 1960-х годов. Храм открыт взору, холм не зарос, пруд еще чистый:
На левой виньетке справа церковь-ротонда, слева дом. На правом рисунке вид из окна дома. На переднем плане пруд, на холме церковь, справа в виде античного храма службы:
Обустройством усадьбы Львов занимался несколько лет. Каждый год Мария Алексеевна вместе с детьми с весны до поздней осени жила в Никольском. При малейшей возможности к ним приезжал Николай Александрович. Несколько лет Львовы жили здесь вдали от столицы. «Шайка» друзей приезжала в Никольское отдохнуть. У Львовых был оркестр из 48 музыкантов; исполняли чаще на народных инструментах. Львов был любителем и собирателем народной музыки. Державин в 1792 году в стихотворении «К Н. А. Львову» дал идиллическую жизнь семейства Львовых в Никольском:
Стократ благословен тот смертный,
Кого не тяготит печаль,
Ни зависть потаенным вздохом
Ни гордость громогласным смехом
Не жмут, не гонят со двора.
Сокрыта жизнь твоя в деревне
Течет теперь, о милый Львов!
На это послание Львов написал «Гавриле Романовичу ответ», в котором объясняет почему покинул столицу, описывает счастливую деревенскую жизнь:
Двенадцать лет я пил отраву,
Которую тебе советую не пить
Счастлив, кто этого хмельного не вкушает,
А я, бывало, пей, хоть морщися, да пей,
….
Для должности мне день всегда казался мал,
А если я его не проводил с друзьями,
Для счастья моего я день тот потерял.
А здесь меж мужиками,
Не знаю отчего, я как-то стал умен,
Спокоен мыслями и нравом стал равен,
С надеждою ложусь, с утехой просыпаюсь,
С любовью выхожу, с весельем возвращаюсь,
Благословляючи на встретенье стократ
Станицу шумную троих моих ребят,
Которые растут здоровы, сильны, стройны;
Но были ль бы и здесь так дни мои спокойны,
Когда бы не был я на счастии женат?
Но увы, не всегда весело было в Никольском. Много забот и огорчений приносило Училище земляного строения. Ученики прибывали. Но прибывали они по принуждению. Львов писал: «Крестьяне наши, на всякую новизну не скоро поддаются, ... доколе, убеждены пользою примера, не ощутят они действительной выгоды».
В отдаленных местах земляных строений никто еще не видел. На двухгодовое учение отправляли самых непригодных в собственном деревенском хозяйстве, слабосильных, больных или пьяниц, отправляли плохо одетыми, без денег.
Для своего друга Петра Лукича Вельяминова, который вел кочевой образ жизни, Львов у себя в имении построил миниатюрную усадьбу. Двухэтажный дом и службы были землебитными:
Сейчас в Никольском живет около двухсот человек. В селе есть школа, клуб, почта и магазин. По расписанию приезжает врач.
На часах было уже без четверти двенадцать. Мы попрощались с Никольским и отправились в Торжок.
---------------------------------------------------------------------
Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль Знаменское-Раек Пятница-Плот Арпачево Никольское (Черенчицы) Василево. Музей деревянного зодчества Усадьбы Василёво и Митино Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев» Исторический музей Музей Пушкина «Без пояса, что без креста…» Усадьба Грузины Монастыри и храмы Торжок Золотное шитье О пожарских котлетах и не только Тверь