В поисках инсайта

Nov 23, 2015 21:16

Некоторые размышления относительно природы инсайта и связанной с ним активности мозга.
Read more... )

язык, инсайт, эпистемология, культура

Leave a comment

olgaw December 8 2015, 06:36:53 UTC
***То, что пишет Жильсон, это то, как он понял Фому ( ... )

Reply

olgaw January 2 2016, 06:10:14 UTC
ЭКЗЕГЕЗА ( ... )

Reply

alexander_konev December 26 2015, 16:06:38 UTC
Далее, изначальный смысл исследуется экзегетами, опирающимися на канонический текст. То есть они исходят из канонического текста, но ищут его изначальные смыслы. Что тут удивительного? Разве не так же вы работаете в группе, которую называете группой изучения экзегезиса?
Чтобы сосредоточиться на проблеме, надо сначала зафиксировать, что данный нам текст это одно, а изначальные смыслы и идеи, фундировавшие создание этого текста, и исторические обстоятельства, которые проливают свет на этот текст, это другое. Так же, как картина, висящая, например, в Лувре, это одно, а история её создания и восстановление намерений художника и обстоятельств, связанных картиной, которые лучше помогают понять её смысл, это другое.

Reply

olgaw January 2 2016, 06:15:29 UTC
Тема Экзегеза ( ... )

Reply

alexander_konev December 26 2015, 16:54:28 UTC
// Я бы с радостью согласилась, что сохраняется некое изначальное понимание по основным вопросам, при разнообразии пониманий мелких деталей. Но я этого в реальности, на которую Вы же призываете меня смотреть - не вижу. Если бы в церкви, то есть в совокупности христианских церквей и в головах хотя бы большинства людей в этих церквях было такое изначальное понимание, не было бы споров, начиная с арианских. Они потому и были, что не было изначальных пониманий, а были разные мнения в головах разных людей, и в первую очередь по важнейшим вопросам. И были тексты, которые можно интерпретировать за, и тексты, которые можно интерпретировать против. А смысл, то есть понимание, отнюдь не изначальное, как раз и вырабатывалось в диспутах, а утверждалось как догмат веры на соборах ( ... )

Reply

olgaw January 2 2016, 06:18:19 UTC
Тема Экзегеза ( ... )

Reply

alexander_konev December 22 2015, 16:30:04 UTC
Когда Вы пишете о догматике, то должны учитывать то, как реально происходит процесс догматического закрепления, то есть обратиться к реальности. Это как раз аристотелевская методология, которая даёт возможность держаться реальности, не уходя в фантазии придуманных мифологических схем, игнорирующих реальность. А реальность такова, что догматические определения всегда возникают не в вакууме, а появляются на чётком имеющемся субстрате богословских мнений, аргументов, дискуссий. Иногда Соборы принимают решения, показывающие определённую односторонность, и тогда после Собора возникает богословская дискуссия, ведущая к коррекции. Опять же посмотрим на историю первых 7 Вселенских Соборов в аспекте христологии. Первый Собор: побеждает христология Логос-саркс. Второй Собор: христология Логос-антропос. Третий: Логос-саркс. Четвёртый: Логос-антропос. Пятый: Логос-саркс. Шестой: Логос-антропос. Седьмой: Логос-саркс ( ... )

Reply

olgaw December 26 2015, 15:43:37 UTC
***Когда Вы пишете о догматике, то должны учитывать то, как реально происходит процесс догматического закрепления, то есть обратиться к реальности ( ... )

Reply

alexander_konev December 26 2015, 20:46:59 UTC
Иллюминация в таком случае работает, высвечивая смысловые структуры того, что уже было дано.
Мне кажется, хорошей моделью для понимания развития догматики может послужить развитие организма ребёнка с момента зачатия до взросления. Кажется, что взрослый совсем не похож на ребёнка, а тот на эмбриона, но как ни странно, это одна и та же субстанция.
А что касается функции догматики, то она проясняет понимание веры, которая формировалась исторически в разных культурных слоях и в разные эпохи, поэтому простым беглым взглядом когерентность этой исторической веры общины определить не удаётся. Тогда начинается работа догматистов, которые занимаются в общем тем же, чем занимается богословие: "вера, ищущая понимания".

Reply

olgaw January 2 2016, 06:37:50 UTC
ТЕМА ЭКЗЕГЕТИКА ( ... )

Reply

alexander_konev December 22 2015, 16:43:14 UTC
По поводу сроков Второго Пришествия действительно было огромное количество недоразумений и сомнений. Но ведь из того, что текст несёт изначальный смысл, не следует, что мы всегда легко можем понять этот изначальный смысл. И даже более того: мы должны учитывать, что у любого библейского текста был человеческий автор, были последовательные редакции, и всё это откладывало свой отпечаток на тексте ( ... )

Reply

alexander_konev December 22 2015, 17:05:55 UTC
Кстати, несмотря на то, что, на первый взгляд, мы удалились от темы, заявленной в заголовке, на самом деле речь всё время идёт именно об этом, то есть о природе инсайта и об эпистемологии. Удивительно, но все обсуждаемые здесь проблемы очень крепко завязаны на эпистемологию.

Reply

olgaw December 26 2015, 15:45:17 UTC
***Но из того, что феномен крайне не простой, не следует, что мы можем строить своё понимание Библии, не исследуя научно и критически этот крайне сложный феномен ( ... )

Reply

alexander_konev December 26 2015, 20:55:24 UTC
// Но я думаю, из того что я написала понятно, что я говорю не о сложности или простоте феномена изначального понимания, а о его отсутствии в реальности. И все безусловно большое значение экзегетики я вижу в одном - она разрушила миф о существовании этого феномена ( ... )

Reply

olgaw January 2 2016, 06:44:25 UTC
ТЕМА ЭКЗЕГЕТИКА ( ... )

Reply

alexander_konev December 26 2015, 20:59:46 UTC
//Что Вы имеете в виду, говоря что Аристотелевский идеал науки похоронен?//
Идеал вечной науки, некорректируемой, желательно дедуктивно-априорной. Чем больше наука похожа на математику, тем больше она наука. Современная наука вполне принимает то, что нынешняя научная парадигма является рабочей гипотезой, которая может быть пересмотрена как в своё время корпускулярная теория света или сведена к частному случаю более общей науки, как геометрия Эвклида и физика Ньютона. В общем и принцип фальсификации Поппера тоже говорит, что наука, отвергающая возможность фальсификации, наукой не является.

Reply


Leave a comment

Up