Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. VIII том

Aug 03, 2016 13:42



Члены национального собрания бомбардируют Европу «легким порохом»

Сегодня VIII том Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1890, гравюры с 281 по 320.

Содержание всех томов (опись гравюр)

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая


281. Портрет Василия Андреевича Жуковского, гравюра Вендрамини, с оригинала Кипренского. Оригинал Кипренского находится в селе Поречье, графа Уварова.


282. Сумароков, Александр Петрович (Оригинал Лосенки, гравюра Валькера).

282. Сумароков, Александр Петрович, поэт, директор Русского театра, писатель-трагик; враг Ломоносова. Родился в 1718 году ; воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе. С 1748 г. трагедии его разыгрывались кадетами Шляхетского корпуса, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны; в 1756 г. Сумароков устроил Императорский публичный театр, причем испросил актерам дозволение носить шпаги; вслед затем, по его поручению актеры Волков и Шумский открыли театр в Москве. Сумароков умер и октября 1777 года.

Оригинал Лосенки, с которого сделана гравюра Валькера, находится в Академии Художеств (подарен туда самим Сумароковым в благодарность за избрание его в члены, в 1770 году).

283-306. Апокалипсис работы Иерея Прокопия; переводы картинок заимствованы Прокопием из библии Пискатора 1650 года. Всего картинок в Апокалипсисе Прокопия 23 (у Пискатора их 28). Лицевое Отче наш, следующее за Апокалипсисом, тоже скопировано у Пискатора. Работа Иерея Прокопия (в 1646 и 1647 годах еще дьякона) весьма плохая, грубая, нечистая и неумелая. Полные экземпляры его Апокалипсиса чрезвычайно редки и ценны; из него заимствованы одиннадцать картинок, приложенные к толкованию на Апокалипсис Андрея Кападокийского, Москва, 1712.

Рисунки Пискаторовой библии заимствованы из другой, древнейшей библии: «Biblia ad Vetustissima exemplaria nunc recens castigata.... Francoforti ad Moenum» 1566, fol.


















































307. Портрет Федора Алексеевича Головина, работы Шенка. Ф.

307. Портрет Федора Алексеевича Головина, работы Шенка. Ф. А. Головин родился в 1630 году; в 1676 ему поручена, вместе с Нарышкиным, Прозоровским и Головниным, охрана Петра I. В 1699 он первый получил орден Андрея Первозванного. В 1700 генерал-адмирал и генерал-фельдмаршал, а в 1701 граф Римской Империи (первый из русских). Умер в 1706 году.


308. Вид Головинского дворца и Заяузья, работы Генриха Девита. На картине представлен царский поезд. На вывеске одного из домов подписана фамилия Девита.


309. Похороны Ф. А. Головина. Картина, награвированная на двух досках, по приказанию Петра I.

Гроб везут на шести лошадях; впереди идет русское духовенство, певчие, монахи с зажженными свечами ассистенты с орденами, гербами и знаменами; трубачи и войска. В середине, внизу, представлен сам Головин, лежащий на катафалке, в рыцарском наряде, с непокрытой головой, на которую воин надевает лавровый венок.

Погребение Головина происходило с театральною пышностью; многие кафтаны и рыцарские доспехи были заимствованы из театрального гардероба; в числе распорядителей находился и актер Артемий Фюрст.


310. Князь Александр Данилович Меньшиков, конный портрет, с видом Ивангорода взятого им в 1704 г.


311.Европейские монархи разлетаются от действия электрической машины, которую вертит Марат


312. Члены национального собрания бомбардируют Европу «легким порохом»


313. Неудавшийся конгресс европейских монархов, собравшийся для обуздания революции

311-313. Три хвастливые, сатирические картинки, изданные в первые годы французской революции.

Императрица Екатерина II собиралась действовать, в то время, против революционного правительства с особенною энергией. В письме к Гримму, от 14 апреля 1792 г., она извещает: «Якобинцы всюду разглашают что они меня убьют; три или четыре человека уже отправлены с этою целью.... и, что к и июня я уже буду на том свете». Хотя все это было писано в полушутливом тоне, но в Петербурге были принимаемы, на самом деле, меры предосторожности, тем более, что в Париже, в это время, образовался легион цареубийц, и что молва приписывала ему участие в загадочной смерти Леопольда II и в убийстве Густава ІІІ.


314. «Ah ?а va mal»

314. Картинка «Ah ?а va mal» представляет злоключения членов французского парламента. В нижней части ее пылает костер; монархи Европы: с одной стороны император Австрийский, короли Шведский и Прусский и во главе их Екатерина, а с другой, граф Дартуа и принц Конде, запаливают костер со всех сторон. Металлический пол, на котором помещаются, в верхней части картинки, депутаты, накаливается; им нет возможности оставаться на нем и они разбегаются в конвульсиях и корчах, не смотря на звонок председателя (Кондорее), призывающий их к порядку.

Во время появления этой карикатуры, в Париже показывал балет из индюшек некий Nicolet; индюшки были заперты в большую клетку с металлическим полом, который накаливался снизу; впереди играла музыка; сперва индюшки мерно подпрыгивали по слегка нагретому полу; потом пол нагревался все более и более, музыка шла crescendo, пол накаливался и несчастные птицы с криком метались из стороны в сторону, делая отчаянные прыжки и приводя в восторг парижскую публику.


315. Питт, в виде Дон-Кихота

На № 315 Питт, в виде Дон-Кихота, сидит, втроем с голландцем и пруссаком, на Гановерской кляче и требует от Екатерины, чтобы она сняла с себя повязку, с изображением мусульманской луны. Екатерину поддерживают француз и австриец.


316. Политические жмурки.

316. Политические жмурки. Сатира на происки Питта против России и старания его оградить от России Турцию. Балтийское побережье в огне; Питт, с завязанными глазами, с двумя факелами в руках, старается поддержать пожар. Позади, его союзник, прусский король, которому не удалось еще запихать в свой карман Торн и Данциг. Левой рукой он держит за ухо голландца и сам дает Питту киселя: «вот те и баланс Европы».


317. Союз Европейских монархов против французов.

317. Союз Европейских монархов против французов, поддерживаемый английскими субсидиями. На бедном Джон Булле уселась компания европейских монархов; бык упал на брюхо под их тяжестью. Слева, Питт колотит палкой английского гражданина, жалующегося на непомерные подати, которыми обложены даже самые насущные предметы его пропитания - хлеб и пиво. Другой английский гражданин аккомпанирует этому боевому дуэту на кларнете.


318. Екатерина становит бюст Фокса в своей колоннаде


319. Бюст Фокса: Демосфен и Цицерон, в ужасе, хотят сбежать с своих постаментов.


320. Примирение Англии с Россией; в фоне виден тот же бюст Фокса

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Ровинский Дмитрий Александрович, Библио, rossica

Previous post Next post
Up