Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. VII том

Aug 01, 2016 16:35



253. Суворов, в виде Гаргантуа, пожирает французов в Италии.

Сегодня VII том Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1890, гравюры с 241 по 280.

Содержание всех томов (опись гравюр)

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая


241. Екатерина II, гравюра Диккинсона с оригинала Эриксена.

241. Екатерина II, гравюра Диккинсона с оригинала Эриксена, написанного в 1772 году. Екатерина одета в «молдаван», платье с широким лифом и длинными рукавами, которое она начала носить с 1769 года; оно несколько скрадывало полноту ее тела.

Барон Фома Димедаль, о котором упоминается на гравюре, доктор-оспопрививатель, приезжал в Россию в 1768 году прививать оспу Екатерине II и великому князю Павлу Петровичу; получил за это целое состояние в 12,000 фунтов, множество подарков и, кроме того, пожизненную пенсию в 500 фунтов и наследственный титул русского барона. В это же время он получил в подарок и портрет Екатерины.


242. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.

242. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский родился в 1734 году; получил графское достоинство и несметные богатства. За Чесменскую битву назван Чесменским, хотя битва в действительности была выиграна не им, а адмиралом Спиридовым. В 1771 году ездил с братом Григорием Григорьевичем в Москву, усмирять народное волнение по случаю чумы. С 1792 жил постоянно в Москве, в Нескучном; но в 1796 был вытребован Павлом I в Петербург, как главный свидетель смерти Петра III, для участия в почетном карауле при его вторичном погребении. Умер в 1808 году. Он улучшил в России коннозаводство и завел прозванных его именем «Орловских рысаков».

Граф Алексей Григорьевич был атлетического сложения и славился своей силой; на знаменитом турнире, бывшем в Царском Селе в 1765 году, он остался «победителем всех». Любил биться на кулачках, один на один.


243. Георг Фридрих Шмидт.

243. Георг Фридрих Шмидт, знаменитый берлинский гравер резцом; родился 1712 г.; жил долгое время в Париже; в 1744 вызван в Берлин, а в 1757 году отправился в Петербург, по контракту на 5 лет, для обучения портретному гравированию учеников Академии Наук, на место умершего мастера Ивана Соколова. Из числа его учеников заслужили известность: Греков, Виноградов, Чемесов, Герасимов, Колпаков и Колпашников.


244. Портрет графа А. Б. Суворова-Рымникского, писанный Шмидтом


245. Портрет графа А. Б. Суворова-Рымникского, писанный Шмидтом.

244-245. Портрет графа А. Б. Суворова-Рымникского, писанный Шмидтом с натуры, в Праге, в 1800 году; гравюры Флорова и Уткина.


246. Карикатурный портрет Суворова

246. Карикатурный портрет Суворова, награвированный известным английским карикатуристом Гильраем, по случаю назначения Суворова в итальянскую армию. В тексте картинки говорится, что «Суворов ростом 6 фут 10 вершков; никогда не употребляет ни вина, ни водки; кушает один раз в день и каждое утро берет ледяную ванну. Его одежда состоит из простой рубашки, белого камзола и штанов, коротких сапог и русской шинели; он ничего не носит на голове ни днем, ни ночью; когда устанет, завернется в шерстяное одеяло и спит на вольном воздухе; он дрался в 29 баталиях и был в 75 перестрелках. Смотри Венскую газету».

Этот рассказ о жизни и привычках Суворова, не смотря на карикатурные преувеличения, довольно близок к истине.

В комнатах Суворова было всегда жарко; спал он на сене, пославши сверху простыню или шинель, с двумя пуховыми подушками под головою; вставал со светом; камердинер его Прошка должен был со всех сил будить его, стаскивая с постели за ногу; вставши, Суворов бегал неодетый по комнате; затем обливался холодной водой во всякое время года; даже зимою, во время Швейцарского похода; утром пил чай. Он держал себя очень чисто; любил париться в жаркой бане и, прямо с полка бросался в снег или в реку. Одевался очень просто; под Кинбургом носил мундир из толстого солдатского сукна; в жаркое время и в бою ходил в рубашке, нашпилив на нее несколько орденов. Не носил ни шубы, ни фуфаек и зачастую обходился без носового платка. Любил душиться оделавандом и нюхать табак; но не любил тех, кто курил. Терпеть не мог зеркал. Он также не носил оружия; казак вез за ним саблю, а сам Суворов всегда ездил на простой казацкой кляче, с нагайкой в руке.

Обедал он в 8 часов утра. Перед обедом выпивал рюмку тминной водки, закусив редькой, а за обедом стакан кипрского вина и стакан английского пива; фруктов и сладкого не ел. К старости он стал пить больше; в Итальянскую кампанию он даже засыпал за обедом.

В начале Швейцарского похода Суворов был очень слаб; но по-прежнему ходил в легком холщевом кителе и круглой шляпе; обливался холодной водой; видя изнурение солдат в этом походе, он не хотел пользоваться перед ними исключительными удобствами жизни.

Вся прислуга его состояла из камердинера Прошки, человека огромного роста, грубого и пьяного, но очень привязанного к Суворову и удерживавшего его от всяких излишеств; повара Мишки, готовившего ему крайне незатейливые кушанья; и фельдшера Наума. Впоследствии он держал при себе доктора Вейкарта, к которому очень привязался. За Суворовым в походе следовал старый дормез; но в большинстве случаев он ехал во главе войска на казацкой кляче.

Суворов лицом очень походил на знаменитого английского адмирала Нельсона. Людовик XVIII, принимавший уже 70-летнего Суворова в Митаве, в 1799 году, говорил, «что по причудам своим он походит на умопомешанного; физиономия его обезьяничья; ухватки до того странны и уморительны, что на него нельзя смотреть без смеха; при этом Суворов верит в колдовство». Несмотря на это, Людовик проговорил с ним целый час.


247. Сатирическая картинка, относящаяся к усмирению Польши в 1795 году.

247. Сатирическая картинка, относящаяся к усмирению Польши в 1795 году. В этом году Суворов, в короткое время, очистил Польшу от мятежников, разбил Сераковского и взял Прагу. За эту кампанию он получил: чин фельдмаршала, с жезлом в 15.000 рублей, и 7.000 душ; Прусские ордена Черного и Красного орла, и портрет Австрийского императора, украшенный бриллиантами. За штурм Праги назначено было, сверх того, выбить в честь Суворова медаль. Павел I называл взятие Праги жидовской резнею и отменил распоряжение на счет медали, назначенной Екатериною. В самом деле, резня в Праге была страшная; но иначе и быть не могло: Прага была отлично укреплена; гарнизон дрался отчаянно.

Варшаву Суворов спас от разгрома и разграбления, распорядившись уничтожить мост через Вислу, за что ему была поднесена от города табакерка, с надписью: «Варшава, своему избавителю». Суворова даже упрекали в Петербурге, что он действовал в Польше слишком великодушно, и что он даже не имел права ставить столь льготные условия для сдачи Варшавы. Хитрый англичанин, для которого взятие Варшавы было страшным ударом, поспешил изобразить, на своей карикатуре, Суворова кровожадным злодеем, за которым несут целые вороха человеческих голов.


248. Екатерина жалует Суворову золотую шпагу за Рымникское дело 1789 года.


249


250

249 и 250. Две сатирические картинки, по поводу разноречивых приказов, которые получал Суворов во время Итальянской кампании, и которые сбивали его с толку, связывали по рукам, и вносили беспорядок в находившееся под его начальством войско.


251. La nouvelle coalition, ou les Russes en marche depuis sept ans. Сатира на неудачный исход Раштадтского конгресса.

251. La nouvelle coalition, ou les Russes en marche depuis sept ans. Сатира на неудачный исход Раштадтского конгресса, который был созван для установления мира между Германией и Францией, причем Франция требовала секуляризации владений трех духовных Курфюрстов. В продолжение всего 1798 года упорно носились слухи, что русский император пришлет войско, с тем, чтобы силою заставить французов отказаться от их видов на секуляризацию. Эти длинные сборы и надежды владетельных епископов осмеиваются в картинке. Слева стоят, в унынии, три епископа: Трирский, со своею сестрой (он смотрит в подзорную трубу), Майнский и Кельнский (с немецким орденом на груди); сзади трубит в рожек прославленный газетчик Mollet du Pan; впереди, справа, францисканский монах, с Франкфуртской газетой в кармане, а слева два посланника, - один из них, с мармоткой на палке, должен быть Сардинский; все они ждут появления обещанного им русского войска. Еще правее, два французских уполномоченных; один из них, Брож, показывает длинный нос духовным владетелям; позади его Робержо. Этот последний преимущественно занимался разработкою вопроса о разделе секуляризованных владений, и при этом получал значительные подарки с разных сторон, на что указывают торчащие из его кармана банковые билеты.

В верхней части картинки, справа, шествует по облакам русское войско, под начальством Суворова, с отмороженными носами, в отрепьях и без сапог. Французская республика, в виде Борея, дует изо всей силы и обсыпает их снегом. Тот же Борей пускает задний ветер в полномочного министра Майнцкого Курфюрста, Альбини, который летит вверх тормашками. В воздухе парит общипанный австрийский орел, от которого летят пух и перья. Слева, за забором, видна груда документов Раштадтского конгресса.


252. Суворов ведет на веревочке членов французской директории в Россию.


253. Суворов, в виде Гаргантуа, пожирает французов в Италии.


254. Суворов в беде.

254. Суворов в беде. После освобождения Италии, австрийцы настояли на том, чтобы Суворов шел один с русским войском очистить Швейцарию от французов. Суворов двинулся через Сен-Готард, взял приступом Чертов мост, выбил оттуда французов, но принужден был остановиться в Альторфе. Идти было некуда: - впереди озеро, со всех сторон горы, - Суворов со своим отрядом попал в ловушку. Массена, разбивший перед тем Корсакова под Цюрихом, уже писал Директории, что скоро приведет Суворова с великим князем Константином Павловичем в Париж.

Казалось, все было потеряно: люди голодные, без обуви и одежды, кругом горы, снег, холод, гололедица; но Суворов вступил в бой с самой природой: переполз сперва через Прагель в Мутенталь, - оттуда, через Праксинер в Кур, - уложил 6.000 из своего отряда по швейцарским скалам и глетчерам, но остальные 15.000, босых, голодных и перемороженных, вывел, не выдав противнику ни одного пленного; напротив того, во время этих сверхчеловеческих переходов, Розенберг с 3.000 оттеснил десятитысячный корпус Массены к Швицу, взяв из него 1200 пленных, а князь Багратион и Дерфельден поколотили французов при Гларусе. За эту «наступательную ретираду» Павел I сделал Суворова генералиссимусом и приказал поставить ему статую; австрийский император пожаловал ему орден Марии Терезии.

Карикатура № 254 издана в то время, когда все казалось для Суворова потерянным: от данного ему Массеной французского слабительного, из него сыпется перебитые в Италии французы, а вместе с ними ордена, полученные им за Варшаву и Прагу, и большой Мальтийский крест. Хвастливая реляция Массены о битве в Мутентале взволновала Суворова и даже вызвала с его стороны печатное опровержение.


255. Картинка, изданная 30 января 1801 г.

255. Картинка, изданная 30 января 1801 г. по следующему поводу. После похода в Швейцарию 1799 г. и возвращения Суворова в Петербург, Павел I донельзя озлобился против Австрии и Англии, обвиняя их во всех неудачах. Некоторое время он оставался нейтральным, и вдруг в газетах появилось воззвание, в котором он объявлял, что, так как европейские державы не могут придти к соглашению, то он, желая положить конец разорительной одиннадцатилетней войне, предлагает назначить место для поединка, на котором он вызывает драться, один на один, всех остальных монархов. При этом в секунданты должны быть избраны известные из министров, как например: Тюр, Питт, Бергстоф, сам же Император избирает себе Кутузова и графа Палена.

На это приглашение ответа не последовало. На картинке представлен бой России (в виде медведя) с английским министром Питтом. У России меч закален «по Суворовски», у Питта «по Нельсоновски». Суворов читает рекламацию. Действие происходит на арене, кругом которой сидит публика.


256. Король Георг дерется с русским бойцом на кулачках.

256. Тот же бой иначе. Король Георг дерется с русским бойцом на кулачках; он уже вышиб ему левый глаз, залепленный пластырем, с надписью: «Malta». Справа, секундант Георга, Питт, в вооружении древнего рыцаря; слева, Австриц, со штофом водки в руках; он объявляет себя нейтральным. Союзники России, швед и датчанин, валяются на полу с разбитыми в кровь лицами.

Далее 257-277 у Ровинского приводиться страницы Букваря Кариона Истомина. Этот букварь был составлен для обучения царевича Алексея Петровича и поднесен Истоминым царице Наталье Кирилловне в 1692 году. Рукописный экземпляр его находится в собрании графа Уварова. Леонтием Буниным он выгравирован в 1694 г. В 1829 г. в С.-Петербурге азбука Истомина была напечатана типографским шрифтом. Я в данном посте данные гравюры не привожу.


278. Портрет Екатерины I, гравированный А. Зубовым.


279. Обед по случаю бракосочетания Петра I с Екатериной I в 1714 г.


280. Коронование Екатерины I Петром I; гравировано Ив. Зубовым в 1724 году.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Ровинский Дмитрий Александрович, Библио, rossica

Previous post Next post
Up