Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. VI том

Jun 03, 2016 08:06



Союзники обтачивают Наполеону нос.

Сегодня VI том Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1886, гравюры с 201 по 240.

Содержание всех томов (опись гравюр)

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая


201. Портрет Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого, гравированный Хондиусом в 1651 г. Очень редкий лист; он послужил прототипом для всех портретов


202. Портрет Дмитрия Самозванца


203. Портрет Дмитрия Самозванца

202 и 203. Портрет Дмитрия Самозванца, работы живописца Снядецкого и портрет Марины Мнишек; оба современные, гравир. на дереве. Единственные известные экземпляры этих замечательных листов находятся в собрании князя Владислава Чарторижского и были на Краковской выставке 1856 года.

Дмитрий представлен на портрете в гусарском наряде; в шапке-мурманке, отороченной мехом. Внизу отпечатана особая деревяшка, с изображением битвы поляков с москвичами, та самая, которая повторяется, со значительным изменением, на заглавных листах Хроники Гваньини (Краков, 1611 года). Лицо и наряд представляют точное, до мельчайших подробностей, повторение портрета Самозванца, помещенного в поздравительной брошюре, изданной в Кракове в 1606 году, по случаю бракосочетания Самозванца с Мариной; при этом выражение лица его, в большом портрете, серьёзнее и строже, и самое лицо кажется старше.


204. Князь Антиох Кантемир

204. Князь Антиох Кантемир; редкий портрет, гравированный Вагнером в Лондоне, в 1738 году, с оригинала Амикони. Е. Виноградов скопировал его в конце прошлого столетия.

Князь Антиох Кантемир, младший сын Господаря Дмитрия Кантемира, род. 1709 г.; в 1730 г. сочинил прошение, поданное императрице Анне Иоанновне, о сохранении ею самодержавия и об уничтожении принятых ею ограничительных пунктов; за что был награжден 1000 душ. Посол в Лондоне и Париже. Известен своими сатирами. Умер 31 марта 1744 г.


205. Портрет князя Александра Даниловича Меншикова


206. Портрет княгини Дарьи Михайловны Меншиковой, урожденной Арсеньевой (1682-1728)


207. Портрет Марьи Александровны Меншиковой (1711-1729)

205-207. Портреты: князя Александра Даниловича Меншикова (1673-1729), его жены княгини Дарьи Михайловны, урожденной Арсеньевой (1682-1728) и дочери их, Марьи Александровны (1711-1729). Все три выгравированы черной манерой, при их жизни; первый - мастером Иваном Симоном в Лондоне, после 1709 года, так как только в этом году Меншиков получил титул фельдмаршала, который значится под портретом Симона; а два последние - учеником Шхонебека, Алексеем Зубовым, в 1726 г.

Портрет Меншикова чрезвычайно редок; он был впрочем, известен П. П. Бекетову и скопирован в уменьшенном размере для его Знаменитых Россиян (не издан).


208. Гравюра Берсенева Иоанн Богослов с картины Доминикино


209. Гравюра Берсенева Дьявол искушает Спасителя, с картины Тициана


210. Портрет царя Алексея Михайловича


211. Портрет царицы Марии Ильиничны

210 и 211. Портреты царя Алексея Михайловича и первой супруги его Марии Ильиничны, из Путешествия Мейерберга. Путешествие это уже было издано Аделунгом, с атласом в двойной лист (Спб. 1827 г.). Оригинальная рукопись находится в Дрезденской Публичной библиотеке (manuscript g. 80); рисунки в ней (всего 134) сделаны пером и оттенены слегка зеленоватою краскою, за исключением портретов царя Алексея Михайловича и царицы Марьи Ильиничны, которые рисованы свинцовым карандашом, а рамки к ним - пером. Под многими рисунками помещена подпись мастера: «J. R. Strn delin» или «Johan Rudolph Storn.... sen Storno». Известно, что при Мейерберге находился живописец «Janus Ruman», у которого учился наш иконописец Иосиф Владимиров, не его ли работы оба царских портрета.


212. Портрет Василия Борисовича Шереметева


213. Портрет Хованского


214. Портрет Емешенки Хмельницкого


215. Портрет Юрия Хмельницкого

212-215. Четыре портрета: Василия Борисовича Шереметева, Хованского, Емешенки и Юрия Хмельницкого, из книги: «Historia di Leopoldo Cesare... dal Galeazzo Gualdo... 1670.» Портрет царя Алексея Михайловича, из этой же книги, был уже помещен в ІІІ выпуске настоящего издания (№ 82).


216. Московский Великий Князь и татарский Хан.


217. Наряды москвитян


218. «Der Moscouiten reuter»


219. «Nobilis Moscouita babitu atque armis equestribus»


220. «Moscouites» - Москвитяне, мужчина и женщина; из Космографии Теве


221. Поясное изображение Мазепы. Этот портрет, происхождение которого и неизвестно, послужил образцом для всех последующих портретов Мазепы, помещенных, как в иностранных, так и в русских изданиях.


222. Портрет Мазепы

222. Портрет Мазепы, гравир. польским живописцем и гравером Норбленом. Портрет не схожий с другими изображениями Мазепы; на нем помечено: Mazeppa aetatis 78. Откуда заимствован Норбленом этот портрет, неизвестно; по-видимому, он фантастический. Норблен (Jean Pierre Norblin de la Gourdaine), французский живописец и гравер черной манерой и крепкой водкой, род. 1745 г. в Бургундии; учился у Казановы; долгое время был в Польше; 1774 основал в Варшаве школу живописи, в которой учился известный баталист Орловский. Норблен награвировал более 70 листов крепкой водкой и черной манерой, которые ценятся любителями; в числе их находятся два портрета самого Норблена.

В 1882 году случилось мне видеть у варшавского антиквара Субиза Бизье небольшую картинку, писанную масляными красками Орловским, на которой представлена корчма; Орловский, в мундире Костюшкинова полка, сидит на стуле; у него на коленах молоденькая шинкарка; справа, облокотившись на стол обеими руками, сидит старуха, - это сам Норблен.


223. Портрет Петра I из издания: Van der Аа, Principum et illustrium quorundam Virorum, Qui in Europa alibique Terrarum, qua Fama, qua Eruditione celebres fuerunt, verae imagines. Lugduni Batavorum Apud Petrum Van der Аа.


224. Портрет Петра I в кафтане, с непокрытой головой. Marlin Engelbrecht sc. et exc. Aug. Vind.


225. Портрет Петра I в латах, с непокрытой головой: Е. В. Н. Sc. Paul Deker Jun. del.


226. Портрет Петра I в короне и порфире: Job. Chr. Weigel excud.


227. Портрет Петра I, изданный французским книгопродавцем F. Landry.


228. Петр I, гравюра Hullet’a


229. Портрет Петра I, гравированный живописцем Карлом Моором.


230. Портрет Якова Де-ла-Гарди, военачальника Шведских войск в 1605-1612 гг., соратника Скопина - Шуйского.


231. Свидание на Немане в 1807 году.

231. Свидание на Немане в 1807 году. Маленький Наполеон изо всех сил старается обнять брата Александра, схватив его за плечи и за голову. Знаменитый Неманский плот, на «нейтральной почве» покачнулся под ними на сторону; прусский король успел свалиться в реку; нога Александра тоже ушла в воду.


232. Генерал Мороз бреет Наполеона

232. Генерал Мороз бреет Наполеона: «Я вас выбрею, заморожу и засыплю снегом, моя маленькая обезьяна». Знаменитый партизан Давыдов говорит, что жалобы Наполеона на мороз несправедливы: «морозы-де были небольшие, не свыше 12 и 17 градусов, и три четверти армии было в полном расстройстве еще до наступления морозов».

На это замечу, что 12 и 17 градусов мороза скрутят не только дымогрейного француза, завернутого в поповскую рясу и без сапог, но и коренного русского солдата в теплом полушубке. Не только 17-ти градусов, довольно четырех, пяти градусов с ветром, чтобы окоченеть в открытом поле; конечно, при этом не малую роль играл и голод. Вчера было голодно, холодно; сегодня еще голоднее и холоднее; завтра мороз, да ветер, да есть нечего, - упадет духом и самый крепкий человек; заснуть не долго.

«В конце октября», писал Кутузов, «начались морозы и вьюги. Неприятель сбит с дороги и рассыпался по полю, где довольно одной холодной ночи и без преследования, для его гибели». Французы замерзали тысячами. Каждый привал их походил на поле сражения: целые массы замерзших тел оставались у костров; французы даже выкладывали из них палатки для защиты себя от холода. Падала ли лошадь, ее тотчас же «разрывали» на мясо; падал от изнеможения солдат, товарищи раздевали его, чтоб прикрыться его отребьями от холода. Больных, отсталых и мародеров не было числа; их ждала та же участь: общее избиение.


233. Смотр французским войскам на обратном пути из России

233. Смотр французским войскам на обратном пути из России, копия с превосходной картинки Теребенева, с подписью: «Хотя одеты не красиво, да тепло: а это главное дело!».

Настоящую же картинку, работы известного английского карикатуриста Крюйкшанка, я поместил здесь для того, чтобы показать, что Теребеневские произведения часто бывают несравненно художественнее и выразительнее произведений заграничных мастеров. Что касается до самого сюжета картинки, то в одном письме из Вильны от 1 декабря рассказывалось, что гвардия, проходившая через Вильну, была покрыта рубищами; защищаясь от холода, люди надевали на себя что могли: женские юбки всех цветов, рогожи, платки, шкуры и т. п. Вместо шапок на головах их были наверчены мундиры; башмаков не было; а ноги они обертывали сукном, старыми шляпами и кожею. У одного отморозило нос, у другого уши; ружья они побросали. Сам Наполеон бежал 24 ноября, в сопровождении 15 польских улан и 14 неаполитанских солдат. У Тромонина помещен рассказ монахов Саввинского подворья о том, как французы, забравшись в ризницу, оборвали ризы с икон и жертвенников, доискиваясь все серебра и золота, а все, что было апплике, побросали; потом надели на себя две архиерейские митры и ушли.


234. Карикатура по поводу Лейпцигской баталии


235. Карикатура по поводу разбития Наполеона Блюхером.


236. Союзники обтачивают Наполеону нос.

236. Союзники обтачивают Наполеону нос. Карикатура, изданная после объявления Наполеона лишенным престола; она представляет переделку древней карикатуры, изданной 14 июля 1661 г., после Ворчестерской битвы, в которой пресвитерианский епископ обтачивает на точиле нос королю Карлу II; точило вертит шотландец «Jockie». Впоследствии «точение носов» перешло в немецкие народные картинки, а с них было скопировано и в русские лубочные.


237. Союзные пекаря.

237. Союзные пекаря. Карикатура Крюйкшанка, по случаю объявления Наполеона лишенным престола. В средине союзная печь, которую разжигает голландец. Повар Шварценберг с трудом отворяет заслонку; «надобно бы смазать винты русским маслом», замечает пруссак Воронцову. Оба они помогают повару Блюхеру всунуть в печь сотейник с Наполеоном, который корчится и упирается ногами: ему не хочется в печь. Блюхер уговаривает его: «подвигайтесь вперед, Франк, Вы заставляете нас дожидаться!»


238. Наполеон в беде. Наполеон сидит на горшке посреди открытого поля, лицом против пушки; Блюхер караулит его. «Я был хозяином в четырех углах Света, а теперь не могу отыскать угла, чтобы преклонить голову!»


239. Торжественное посвящение Александра I и Фридриха Вильгельма, в 1814 г., в доктора Оксфордского университета, в бытность их в Лондоне. В то же время докторский диплом был поднесен и Гетману Платову


240. Веронский конгресс

240. Веронский конгресс; октябрь 1822 г. В 1812 Г. испанцы изгнали короля своего Иосифа Бонапарте; Кортесы объявили конституцию 18 мая 1812. В 1814 г. возвратился в Испанию, из шестилетнего французского плена (1808-1814) король Фердинанд VII. Он уничтожил только что объявленную конституцию, завел инквизицию и стал царствовать деспотически. Но уже осенью 1814 г. начались попытки к возмущению, которое окончилось тем, что Мина, бывший предводитель герильясов, возбудил всю Испанию и в июле 1822 взял короля в плен.

Устрашенные этими событиями, собрались на конгресс в Вероне, 22 октября 1822 года, императоры австрийский, русский и короли Прусский, Сардинский и обеих Сицилии. На этом конгрессе Франции было предоставлено восстановить порядок в Испании. В мае герцог Ангулемский вступил в Мадрид; вслед затем покорен Кадикс и в ноябре 1823 г. Фердинанд торжественно въехал в Мадрид, объявив конституцию 1812 Г. уничтоженною. На нашей картинке, грав. Марксом и изданной 10 февр. 1823 г., за столом сидят: австрийский император Франц, он давит ногами Ладея и Сакони, а задом припер к спинке стула двух королей. Против него Александр I; оба они рассуждают руками. Справа Фердинанд Испанский; за столом, выхвативший из ножен шпагу, герцог Ангулемский. У Александра под стулом распростертая Богемия; левой ногой он покачивает колыбельку, в которой почивает прусский король. Позади Франца стоит англичанин, он предостерегает присутствующих на счет жадности этого медведя, который уже раздавил своего Мину и только думает о том, как бы удобнее проглотить всех окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

книжные редкости, Ровинский Дмитрий Александрович, Библио, rossica

Previous post Next post
Up