Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. III том (1)

Apr 18, 2016 14:54



89. Кот Московского Царя

Сегодня III том (1) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 81 по 100.

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая


81. Андрей Денисович Виниус

81. Андрей Денисович Виниус; редчайший и вместе с тем самый красивый и самый ценный лист в собрании русских портретов. Виниус родом голландец, рудопромышленник, жил в Москве, в царствование Алексея Михайловича, и вместе с братом своим торговал хлебом. Впоследствии Виниус получил разрешение устроить (первый в России) чугунно-плавильный завод, на 10 лет, с заимообразною помощью от казны по 3.000 руб. в год. Завод этот устроен им в 15 верстах от Тулы и назван Городищенским *; с тех пор Россия перестала покупать железо из Швеции. Надо предполагать, что Виниус умер около 1696 года, так как с этого года сын его, Андрей Андреев Виниус **, сделан думным дьяком Сибирского Приказа и назначен заведовать железным делом в России.

* Примечание. Этот Виниус был до того времени не раз посылаем послом от Царя к западноевропейским державам. Когда, в 1673 году. Турки напали на Польшу после Андрусовского мира, Царь взялся пригласить всех европейских государей к подаянию помощи Польше против врагов христианства, и тогда Андрей Виниус был отправлен, с этою целью, в Англию и оттуда во Францию, к Людовику XIV, которого застал на походе во Фландрию. Король отвечал, что война с голландцами мешает ему исполнить желание Царя. Из Франции Виниус проехал в Испанию и привез ответ, что Карл II, по свойству с королем Польским, намерен помочь ему деньгами, войском же помочь неудобно, по причине дальнего расстояния. (Соловьев, История России, т. XII, стр. 250).

В церкви Лонгина Сотника, в Москве, находится образ нерукотворенного Спаса, с следующею надписью на полях, свидетельствующею о расположении к Виниусу и Царя Феодора Алексеевича (в 1679 году): «Сии образ Слова Бога 7092 сентября 26-го, по прошению великого Государя Царя Иоанна Васильевича, от цезаря Рудольфа, серебром позлащенным украшен, по обычаю Греков, списан с сущего образа, которой с самого Творца нашего, Иисуса, в Эдес ко Авгарю послан бяше, иже и ныне в Риме, и свидетельствует о том грамота в посольском приказе и по отшествии жизни его, государя, сыну его Федору Иоанновичу отдан в чертоги царские, и потом в калиях святейшего патриарха Филарета Никитича и по кончине его, отдан в иконохранительницу чертогов царских; свидетельствует о том опись Патриаршего Приказу. 7187 году великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич в иконохранительнице некогда в пришествии своем за многую свою милость сию святую икону пожаловал аптекарские палаты дьяку Андрею Виниусу, и о сем свидетельствует расходная книга той палаты. С списка вторично списан в 1761 году.

** Примечание. До этого времени Андрей Андреев был первым почтмейстером в России, состоя в Посольском Приказе с 1675 года в звании переводчика, а с 1680 в звании дьяка. В 1695 году почта передана его сыну Матвею Андреевичу, который и управлял ею до 1700 года; а в 1701 году почта передана Шафирову.

На портрете Виниус представлен со всеми атрибутами своего производства: по стенке развешены латы и сабли, карабины и пистолеты, от которых самый портрет получил между любителями название «l’homme aux pistolets»; с обеих сторон его бочонки с монетой (?) и с надписями.

Портрет Андрея Денисовича Виниуса известен в 4-х разных отпечатках: первые пробные, не совсем конченные; русская надпись на бумаге, которую Виниус держит в руке, еще не вырезана; подпись мастера на стене есть, но не поставлено цифр: Л 2500 на бочонке слева; и 1660 п - на куске руды, лежащей на бочонке. Ценность этого редкого листа весьма значительна; первых отпечатков не встречается вовсе; за экземпляр Парижской библиотеки заплачено в 1815 году 600 франков; на аукционе Верстолька, такой же пошел за 300 гульденов (в 1847 году). Экземпляр второго отпечатка продан на аукционе Дидо, в 1877 году, за 1300 фр. Для нас, Русских, интереснее всего экземпляры в четвертом отпечатке, с русскою подписью, вязью; такие экземпляры находятся в России, в Эрмитаже; в моем собрании (куплен в 1882 году у г-жи Похвисневой за 500 руб.), в собр. графа Д. И. Толстого (куплен в 1883 году за 500 руб.); такой же экземпляр в собрании Власова, купленный им в 1820 году за 1000 руб. (Каталог Власова № 839).

Приложенная к настоящему изданию гелиогравюра, исполненная по способу г. Скамони с ретушами П. К. Константинова, передаст этот драгоценный лист в совершенстве, и приводила в смятение гг, любителей на Венской и Амстердамской выставках.

82-88. Семь портретов Царя Алексея Михайловича.

Англичанин Коллинс, бывший в России в 1658 г., описывает Царя Алексея Михайловича в следующих выражениях: «Он красивый мужчина, ростом около 6 футов, статен, больше дороден, чем худощав, здорового сложения, волосы светло-русые, а лоб немного низкий. Его вид суров; но взор его величествен, стан красив, борода окладиста; волосы, по обычаю, обстрижены в кружок, так что уши совершенно открыты».

Почти в тех же чертах представляется Царь Алексей Михайлович у Мейерберга (1661 г.): «стан его строен, взор нежен, тело белое, щеки румяные, волосы белокурые, борода окладистая; но Царь гораздо дороднее, нежели как бы следовало ему быть по летам его». Рейтенфельс (1670 г.) говорит, что «Царь Алексей Михайлович росту среднего, лицо имеет полное, несколько красноватое, тело довольно тучное, волоса цвету среднего между черным и рыжим, глаза голубые, поступь величавую; на лице его выражается строгость вместе с милостью; взглядом своим он внушает каждому надежду, никогда не возбуждая страха».

Первый современный портрет Царя Алексея Михайловича, рисованный вероятно с натуры свинцовым карандашом, помещен в Путешествии Мейерберга, приезжавшего в Москву послом Императора Леопольда в 1661 году; рукопись этого Путешествия находится в Дрезденской Публичной Библиотеке, а точные копии с находящихся в ней рисунков (только тех, которые относятся до России) изданы Аделунгом в 1827 году. Некоторое сходство с мейерберговским портретом имеет другой современный портрет Царя, писанный акварельными красками, который находится в богато-иллюстрированной рукописи (в Московск. Архиве Иностр. Дел), составленной по приказанию самого Царя в 1672 году. Портрет этот награвирован Ухтомским, по заказу Оленина, в 1830 году.

Оба эти портрета, в свою очередь, напоминают древний портрет неизвестного мастера, гравированный Штенглиным; а также и портрет, гравированный Вортманом. Несравненно замечательнее достоверный портрет Царя Алексея Михайловича, находящийся в Эрмитаже и писанный масляными красками неизвестным голландским или немецким мастером. Он написан до 1670 г., ибо награвирован точь-в-точь Мейсенсом в «Historia di Leopoldo Caesare», изданн. в этом году (см. № 82). Царь представлен в царском облачении, в шапке-короне, отороченной мехом; в руке его жезл весьма оригинальной формы, без двуглавого орла на конце. У Царя большие усы; верхняя часть подбородка выбрита, на нижней части небольшая борода. Вероятно этот портрет считали более схожим, чем тот, который был привезен Мейербергом, так как его, а не мейерберговский, поместили в таком официальном издании, как «Historia di Leopoldo Caesare».

Остальные портреты Царя Алексея Михайловича, за исключением неизвестно откуда заимствованного портрета, изданного в Париже Бертраном (№ 85), не имеют никакой достоверности; два из них прямо переделаны с портретов Царя Михаила Федоровича, один с портрета Молдавского князя Василия и еще несколько портретов, переделанных с изображений неизвестных лиц.

Из числа поименованных портретов Царя Алексея Михайловича, в настоящем выпуске помещены следующие:


82. Портрет Царя Алексея Михайловича

82. Тип эрмитажный (до 1670 г.). В царском облачении, в бармах, из-под которых видны латы; на шее крест; в руке оригинальной формы скипетр, без двуглавого орла на конце; на голове шапка-корона, отороченная мехом. Лицо длинное; на левой руке, на 3-м пальце, перстень; борода короткая, вся верхняя часть подбородка, начиная с нижней губы, выбрита; усы длинные, заостренные по концам.


83. Маленький портрет Царя Алексея Михайловича

83. Маленький портрет Царя Алексея Михайловича, с неизвестного оригинала; овал в четырехугольнике; грав. резцом, лицо пунктиром; по грудь, 3/4 вправо; в шубе и шапочке отороченной мехом. На пьедестале подпись: «alexis | michailowitz | Czar de Moscovie » Вверху помета: «Тот VI, pag. 80». Из книги.


84. Фантастический Портрет Царя Алексея Михайловича.

84. Такой же фантастический портрет, неизвестно откуда заимствованный; из книги с пометой вверху: «Vol. IV. Pag. 539.


85. Поясной портрет Царя Алексея Михайловича

85. Поясной портрет Царя Алексея Михайловича; по замечанию Другулина, и судя по работе, гравирован французским гравером Де Лармессеном, с неизвестного оригинала; лицо напоминает большой портрет Царя Алексея, гравир. Вортманом для Уложения (изд. 1737 г.). Лармессеновский портрет издан парижским торговцем Бертраном, судя по подписи, прежде смерти Царя; он особенно замечателен в костюмном отношении.


86. Изображение Великого Князя Московского (Алексея Михайловича) верхом

86. Изображение Великого Князя Московского (Алексея Михайловича) верхом, в плаще с меховым воротником и меховой шапке-мурманке; в руках его жезл (в виде простой палки); кругом рамки: две колонки, на которых сведена арка.


87. Конный портрет Царя Алексея Михайловича

87. Другой конный портрет Царя Алексея Михайловича, с подписью: «Esar magnus Moscoviae et Russiase dux. etc. omnis sains mferro». Голова на этом портрете заимствована с портрета Василия Кн. Молдавскаго, помещенного в Theatrum Europ. Mepina; Frankf. am Main 1652. Pag. 1115. Th. VI.


88. Портрет Царя Алексея Михайловича, гравир. Вортманом

88. Портрет Царя Алексея Михайловича, гравир. Вортманом с древнего русского оригинала, для 2-го издания Уложения Ц. Алексея Михайловича, 1737 г. В Императорских дворцах сохраняется много портретов этого типа, писанных плохими живописцами и сомнительного сходства. 1-е отпечатки на листах большого формата; 2-е печатанные позднее, очень слабы; в них, в тушевке на колонке (с левой стороны) почти не видно третьей черты.


89. Кот Московского Царя

89. Кот Московского Царя; гравюра Холлара (Hollar) 1661 г. Заметка об этой гравюре помещена в моей книге: Русские Народные Картинки, IV, 257. Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках (М. 1861, стр. 180.).


90. Портрет доктора Франциска Скорины

90. Портрет доктора Франциска Скорины. Скорина представлен сидящим в своей рабочей комнате, за столом. На салфетке, покрывающей стол, изображен его герб: солнце и месяц; вверху год: «Ӓ ӫ ҙі» (1517), а внизу подпись вязью: «доктор Франциск Скорина»; в углу, слева, находится монограмма мастера. Гравюра на дереве. Этот портрет приложен к книге Иисуса Сираха, напечатанной Скориною в Праге 5-гo декабря 1517 г.

Приложенный в этом выпуске портрет скопирован с единственного по сохранности экземпляра, находящегося в библиотеке Александро-Невской Духовной Академии. Другой такой же экземпляр портрета находился в собрании старопечатных книг Царского, которое куплено в 1850 г. графом Орловым-Давыдовым.

Скорина, как видно из его собственного предисловия к псалтырю 1517 г., был родом из Полоцка, «избранный муж в лекарских науках». В 1517 г. (6 августа) напечатал он в Праге первую книгу свою славянским шрифтом, псалтырь; затем, в Праге же, напечатаны им в том же году: Книга Иова (10 сентября), Притчи Соломоновы (6-го октября) и Иисуса Сираха (5-го декабря); в 1518 г.: Экклезиаст (2-го января), Песнь песней (9-го января), Премудрость Соломона (19-го января), Четыре книги царств (10-го августа) и книга Иисуса Навина (20-го декабря). Остальные библейские книги: Пятикнижие, Кн. Судей, Руфь, Есфирь, Юдифь, Даниила пророка и Плач Иеремии напечатаны в 1519 году. После этого Скорина перешел в Вильну, где в 1525 г. напечатал Апостола (в марте), Псалтырь с Часословом и другими церковными последованиями (Акафистами, Канонами, Шестодневцем, Святцами и Пасхалией) или так называемую Псалтырь Следованную. Подробное описание всех этих книг можно найти в каталоге старопечатных книг известного знатока этого дела, И. П. Каратаева.


91. Даниил, митрополит Московский

91. Даниил, митрополит Московский, поставленный в это звание из Игуменов Иосифова Волоколамского монастыря, 27 Февраля 1522 г., при Великом Князе Василии Ивановиче. По свидетельству Данкертса, это был румяный 30-летний человек, весьма веселого нрава, «тучный телом и тощий умом», который оправдывал В. К. Василия в коварном заключении князя Шемяки.

Его портрет, награвированный на овальной доске резцом (и по всей вероятности фантастичный), заимствован из книги: Danckaert, Beschryvinge van Moscovien ofte Ruslandt.... Tot Amsterdam, 1615. 4°.

92 и 93. Два портрета Царя Феодора Иоанновича.


92. Портрет Царя Феодора Иоанновича работы Августина Караччи

92. Первый из них гравирован учеником Августина Караччи, Франко, и может быть назван достоверным, как потому, что он выполнен современным Царю мастером, так и потому, что он послужил образчиком для всех прочих портретов Царя, гравированных заграницей, и кроме того, имеет несомненное сходство с посмертным иконописным портретом его, находящимся в Московском Архангельском Соборе.

В других портретах Царя Феодора, писанном акварелью для Корня Российских Государей в 1672 году, и гравированном черной манерой мастером Штенглином, видны те же отличительные черты: худощавое лицо, длинный ястребиный нос и приподнятые кверху брови.


93. Иконописный портрет Царя Феодора Иоанновича работы Августина Караччи

93. Второй портрет, только что упомянутый, иконописный, «писан красками на яичном желтке, по левкасу, на липовой доске, подбитой снизу алым бархатом. Поля и свет прежде покрыты были темножелтоватою охрой, а теперь празеленью. В средине доски выемка для грудного изображения. Лицо у Царя продолговатое, худощавое, изжелта смуглое; нос довольно смуглый (?), горбоватый, по свидетельству Флетчера, ястребиный (hawke nosed); чело высокое с морщинами и взлизинами; брови тонкие, дугою; на голове волосы темно-русые, короткие, корчеватые, глаза большие на выкате, челночками, без слезников, или лузгов; ухо в сравнении с головою малое; ус и борода небольшие.

Лицо и волосы головные очерчены описью (овалом), какую обыкновенно делали изографы иглою или графиею. Лицо вообще, особливо нижняя его часть, значительно выдались вперед. Вокруг головы отвод, т. е. круговая черта, из санкира, служит венцом, в каких пишутся Святые; теперь он закрыт краскою. До 1812 года, на этом отводе наложен был серебряный с позолотою венец. Наряд Царя состоит из станового кафтана, украшенного драгоценными камнями, с стоячим пристяжным ожерельем. Сверх кафтана надета в распах шуба с аксамитною приволокой и горностаевым ожерельем или воротником. Вверху, на полях доски, написано узловатою вязью: «Благоверный Государь Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович всея Руси». (Др. Рос. Госуд. IV, стр. 17 и 18). Царь Феодор изображен без царского венца, но в венце Святых, так как он, хотя и не был причислен к лику святых, но признан таковым Патриархом Иовом, описавшим его житие. В рукописном собрании XVII в. Росс. Святых помещен: «Святый благоверный Царь и Вел. Князь Феодор Иоаннович», а в рукописных подлинниках он именуется: «новым всея России Чудотворцем» (Древ. Росс. Госуд. V. 19 и 20).


94. Ян Петр Сапега

94. Ян Петр Сапега и Станислав Жолкевский; два полководца польских войск во время самозванщины; портреты заимствованы из книги Немцевича: Dzieije panowania Zygmunta III.... W. Warszawie. 1819.

Ян Петр Сапега осаждал Троицкую лавру во время второго Самозванца. Умер в Московском кремле 24 марта 1612 года.


95. Станислав Жолкевский

95. Станислав Жолкевский, славный польский полководец; род. в 1547 году; опытный воин, ученик Батория, изрешеченный ранами; был хром от раны в ногу; с опытностью старого воина соединял пыл юноши. Служил Гетманом при Сигизмунде ІІІ и осаждал с ним в 1609 году Смоленск. Сигизмунд послал его с небольшим отрядом против Шуйского; Жолкевский разбил авангард Валуева и войска Дмитрия Шуйского и Делагарди при селе Клушине.

Посланный в Москву для предложения Владислава в Московские Цари, Жолкевский ввел между польскими войсками строгую дисциплину и примирил с ними москвичей. Сам Патриарх перешел на его сторону и вместе с боярами подписал договор о возведении на престол Королевича Владислава.

Жолкевский оставил чрезвычайно любопытные записки о смутном времени и об осаде Смоленска, которые изданы Мухановым (Москва, 1835). Он умер в 1620 году.


96. Гетман Сагайдачный


97. Герб запорожского войска (казак)


98. Вид города Кафы

96-98. Три картинки, гравиров. на дереве, из редчайшей брошюры: Верше на жалосный погреб Зацного рыцера Петра Конашевича Сагайдачного. Заложоный през инока Касиака Саковича. Киев, 1622, 4°. В Спб. Публичной Библиотеке неполный экземпляр. Погод. I. 8. 57.

На первой из картинок Гетман Сагайдачный представлен верхом; на второй герб запорожского войска (казак), а на третьей вид города Кафы, которую Гетман «воевал».


99. Портрет Петра I, гравированный Файторном

99. Портрет Петра I, гравированный Файторном в 1698 Г., с своего собственного рисунка. Лицо Петра напоминает Смитовскую гравюру с Кнеллера; в гравюре Файторна оно еще красивее и женственнее. Петр изображен в русском кафтане с нашивными петлями; поверх кафтана надета шуба, застегнутая богатою запоною; на голове горлатная меховая шапка, тоже с запоной из дорогих камней и жемчугов, - в том самом наряде, в котором гравировали его Голе и Вайт. Очень редкий лист. Публ. Библ.


100. Портрет Петра I Кнеллера

100. Для сравнения с гравюрой Файторна приложена здесь уменьшенная копия с портрета Петра I, писанного Кнеллером и гравированного Гунстом. Этот портрет писан с Петра с натуры, во время первого путешествия, придворным живописцем английского короля Вильгельма III Готфридом Кнеллером. Оригинал находится в Гамптон-Корте. Петр изображен в рост, в порфире и фантастических латах. Он без бороды, с маленькими усиками, с прекрасными вьющимися волосами, из которых один локон спущен на лоб; с резким и сильным выражением в лице и большими глазами, в которых, как выразился Диккенс, видны ум, твердость и решительность.

Новейшими разысканиями дознано, что Петр I, по просьбе Вильгельма ІІІ, давал первый сеанс живописцу Кнеллеру в Утрехте, в сентябре 1697 года. В Голландии с этого эскиза были сделаны гравюры Шенком и Гунстом, а в Англии Смидтом и Файторном.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)

Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

книжные редкости, Ровинский Дмитрий Александрович, Библио, rossica

Previous post Next post
Up