Вс.Вишневский || «
Правда» №295, 13 декабря 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) - первому с’езду Польской Рабочей Партии (1 стр.). Страна готовится к выборам в Верховный Совет СССР (1 стр.). И.Голяков. - Избирательная система социалистического государства (2 стр.). Хлеб - государству (1 стр.). Полесская область выполнила годовой План хлебозаготовок (1 стр.). Ворошиловградская область выполнила план заготовок овощей (1 стр.). Б.Полевой. - Не плачьте больше, Мария! (3 стр.). Всеволод Вишневский. - Гитлеровский план агрессии на экране (4 стр.). ТЕАТР: Б.Ромашов. - «Под каштанами Праги» (2 стр.). Прибытие в Москву делегации молодежи США (2 стр.). Процесс главных немецких военных преступников (3 стр.). Суд над виновниками войны в Финляндии (4 стр.). Совместное заявление Трумэна, Эттли и Кинга (4 стр.). К положению в Японии (4 стр.). Работа комитетов подготовительной комиссии организации Об’единенных наций (4 стр.). Отсрочка сессии Генеральной ассамблеи Об’единенных наций (4 стр.). Положение в Греции. Центральный комитет ЭАМ осуждает деятельность правительства Софулиса (4 стр.). К сформированию нового итальянского правительства (3 стр.). Официальное признание коммунистической партии Аргентины и других партий (4 стр.).
# Все статьи за
13 декабря 1945 года.
(От специального корреспондента «Правды»)
11 декабря Трибунал посвятил почти весь день просмотру документального фильма, озаглавленного американцами «Нацистский план». Этот фильм составлен из обнаруженных в архивах официальных немецких хроникальных картин. В виде пролога к нему дается выступление «самого» Альфреда Розенберга, который заснят в генеральской форме и излагает раздел за разделом историю гитлеровской партии.
Фильм смотрелся с большим вниманием. Как раз в последние дни некоторые из подсудимых, в первую очередь Герман Геринг, вновь пытались прибегнуть к обману мирового общественного мнения. Американское агентство Ассошиэйтед Пресс
опубликовало «интервью» Геринга. Геринг дал ответы на поставленные ему корреспондентом вопросы. Между прочим, этот
матерый фашистский волк с видом невинной овечки заявил, что никогда не был сторонником агрессивной войны и заботился лишь об оборонительных вооружениях. Он признал, что создал в Германии концлагери, но лишь... для «перевоспитания политических противников». По словам Геринга, уже в 1934 году Гиммлер оттеснил его на второй план, и он, Геринг, «не имел представления» о том, что делается в концлагерях. Вообще его роль в Германии была «второстепенной». Наконец, Геринг об’явил, что он никогда не поддерживал антисемитских мероприятий.
Фильм, который смотрел Трибунал и смотрели мы все, начисто опрокинул эту наглую ложь. С 10 часов утра до 3 часов дня с небольшими перерывами перед нами развертывались документы немецкой официальной кинохроники. Очень большое место во всех этих материалах отведено Герману Герингу. Мы видим его в Нюрнберге в форме руководителя штурмовиков, слышим его политические выступления, которые сводятся к требованиям скорейшего и широкого вооружения Германии, видим его в самом центре дипломатических интриг, видим его, наконец, как одного из главарей гитлеровской банды устроителей погромов.
Фильм наглядно зафиксировал историю гитлеризма более чем за десятилетие. Гитлеровские кинооператоры придали кадрам кинохроники какую-то мистическую окраску. На экране - десятки факельных шествий, непрерывная, вызывающая физическое отвращение немецкая шагистика.
С экрана почти не сходит Нюрнберг. Вы видите марширующих штурмовиков, эсэсовцев и солдат, солдат, солдат без конца. Каждый нюрнбергский слет гитлеровской партии был мобилизационной проверкой готовности к осуществлению планов агрессии. Гитлер и его военное министерство сгоняли сюда по 250 тысяч и более человек со всех концов страны. Они проходят перед нами по узким средневековым улицам Нюрнберга с устремленным в пространство взглядом и однообразными подвывающими вскриками: «хайль», «зиг-хайль». Иногда по нескольку минут с экрана несется этот рев.
В картины своих прошлых сборищ всматриваются подсудимые. Их уже двадцать один, так как из больницы вернули Кальтенбруннера, заместителя Гиммлера.
На экране истерически кричит, закидывая назад голову и закрывая глаза, Гитлер. Тут же на экране Гесс, Геринг и другие. Чем-то мрачным и средневековым веет с экрана, когда Бальдур фон Ширах ведет своих молодчиков с факелами в Ландсбергскую тюрьму, где Гитлер составлял «
Мейн кампф». Ширах произносит речь, но в сущности это не речь: он дико кричит, и переводчики не могут даже передать содержания его исступленных криков. Он визжит о «германском духе», и на экране мы видим в пляшущем свете факелов лица молодых штурмовиков, орущих какую-то бессмыслицу.
Опять и опять нюрнбергский стадион. Перед нами проходят чуть ли не десять гитлеровских сборищ. Барабанщики, высоко вскидывая локти, бьют палками по барабанам, и над огромным полем висит немолчный рев: «зиг-хайль». И снова, и снова - назойливо позерская фигура «фюрера». Идут молодые гитлеровские головорезы, пока еще с лопатами в руках. «Фюрер» опять что-то истерически кричит, сжимая кулаки и закидывая голову назад. Его вопли подхватываются офицерами, и мы видим, как тридцать пять тысяч человек выделывают лопатами ружейные приемы. Из кадра в кадр переходит эта все распирающая милитаризация. Она безудержна, безгранична.
1927-й, 1928-й, 1930-й, 1933-й, 1935-й годы. С каждым сборищем растет количество его участников. И снова и снова Гитлер кричит в микрофон. Мы разбираем несколько фраз. Вот они: «Германии нужны молодые мужчины, быстрые, как борзые собаки, и крепкие, как сталь Круппа!»
Мы видим, как начала вооружаться Германия, как в руки оболваненных и выдрессированных людей стали давать оружие. Вот ползут на брюхе новые немецкие пехотинцы. Мы видим их на учебном поле, как позднее увидели на полях войны. В Нюрнберге появляются первые танки крупповского производства, новая артиллерия. Геринг делает заявление о том, что создана новая немецкая авиация. На экране - Гитлер и Крупп. Гитлер вручает главе крупнейшей немецкой военной фирмы высшие знаки отличия за вооружения, которые должны истребить миллионы и миллионы людей.
Когда об’является перерыв, многие журналисты не уходят и в упор смотрят на подсудимых. Некоторые из подсудимых стараются казаться спокойными, другие явно находятся под свежим впечатлением просмотренных документов. Да, фальшивыми интервью тут делу не поможешь!
Демонстрируются третья и четвертая части фильма. Они посвящены началу мировой войны, агрессивным ударам Германии и ходу военных событии. Мы видим немецкие войска в исходном положении, ночью; под утро взлетают ракеты, на шоссейных дорогах несутся немецкие мотоциклисты, за ними идут танки. Так началось в 1939 году, так было в 1940 году и в 1941 году, пока вся эта бесперебойно действовавшая машина не дала осечку и не послышался ее хруст на полях России.
Германия пожирает одну страну за другой по единому чудовищному плану. Загорается Данциг; немецкие бронемашины расстреливают в упор здания. Горят села, и взвиваются над ними флаги со свастикой. Вероятно, флаги изготовлялись впрок тысячами и тысячами. Вторжение в Данию и Норвегию. Утром ошеломленные датчане и норвежцы, проданные квислингами, видят в своих столицах немецкие войска, а над головой - авиацию Геринга. Малейшая попытка сопротивления, - и самолеты вдребезги разносят об'екты сопротивления. Мы видим на рассвете немецкие войска, изготовившиеся для прыжка в Голландию, Бельгию, Люксембург. На экране - сцены расправы с Роттердамом.
И вот новая часть фильма. 22 июня 1941 года. На немецких часах половина шестого утра. В необычный час включается германское радио. Необычно рано собирают Риббентроп и Геббельс пресс-конференции иностранных журналистов. Массовые тиражи немецких газет. И опять фашистские войска, сконцентрированные за укрепленными полосами, за маскировочными сетями, за пограничными заборами у Эйдкунена и других пограничных пунктов. Предательский удар наносится в первые часы ночи. Взлетают ракеты немецких армий вторжения, и - сколько времени ни прошло с той ночи - опять где-то внутри, глубоко, пронизывает тебя боль.
Мы видим Белоруссию, видим наши первые жертвы. Гиммлер, брезгливо жмурясь, окруженный своими черными охранниками, проходит мимо группы военнопленных и захваченных советских граждан. С какой ненавистью смотрят они на Гиммлера! Гиммлер выходит в поле. Он наклоняется и срывает несколько колосьев. Он делает какие-то записи, пока его спутники подобострастно стоят поодаль. Его, очевидно, интересует наш хлеб, наша почва, интересуют будущие колонии.
Теперь с каждым эпизодом в фильме все меньше криков, шума, демонстраций. Отмечаются только отдельные детали 1942, 1943, 1945 годов. Вот снова Гитлер. Он уже не такой парадный, лоснящийся, бодрый, каким старался казаться раньше. Риббентроп, который до сих пор сиял в особой генеральской форме, появляется в каком-то простом пиджачке. В зрительном зале движение: настолько разительна эта перемена.
Затем показывается Муссолини, едва унесший ноги из Италии. Он жалок в своем черном пальто и черной нахлобученной на нос шляпе. Тут же Гитлер сутулится, у него не действует правая рука, он тщетно маскирует это широкой накидкой. Вот он пробует похлопать по плечу левой рукой незадачливого сообщника по «оси». Но его движения скованы, а правая рука, которую он судорожно пытается спрятать, висит безжизненно.
На экране еще несколько «дипломатических встреч». Они вызывают в зале движение или сдержанный смех. Еще пробуют позировать перед об’ективом японцы. Смешон и жалок Франко. Вот Петэн, - ныне он снят с политической сцены. Вот Квислинг, - он расстрелян. Проходят тени прошлого. Это люди гитлеровского «нового порядка» в Европе, того «порядка», который разгромлен благодаря Москве, Ленинграду, Сталинграду.
Фильм делает неожиданный скачок. На экране - гитлеровский суд. Судят группу военных заговорщиков, которые пытались убить Гитлера в июле 1944 года. Среди подсудимых движение. Новая очная ставка, очень напряженная. Если бы вы видели этот суд, снятый немецкими операторами! Судебный зал забит полицией и охранниками. Судьи в мантиях непрерывно истерически кричат, бьют кулаками по столу, ругательски ругают подсудимых: «Ты трус! Ты лжец! Ты обманщик!» Это не суд, а сцена из нюрнбергской пивной...
Фильм подходит к концу. Но вот поистине необыкновенная сцена. Гитлер - после покушения на него. Он стоит, буквально оцепленный охранниками. Перед ним - бронированный поезд, тоже набитый охраной. Стиснутый со всех сторон охранниками, Гитлер еще раз пытается поднять левую руку. Операторы уже не снимают его крупным планом, а он не улыбается. Это был Гитлер 1944 года, Гитлер, которого Красная Армия взяла за глотку.
Черный титр: «конец». В зале вспыхивает свет.
И без передышки Трибунал возвращается к заслушиванию обвинения, а на столе Трибунала высятся новые стопы документов. //Всеволод Вишневский. Нюрнберг.
☆ ☆ ☆
13.12.45: К.Тараданкин:
Рабовладельцы ("Известия", СССР)
13.12.45: Б.Полевой:
Не плачьте больше, Мария! ("Правда", СССР)
13.12.45: Н.Баканов:
Финские подручные Гитлера ("Известия", СССР)
12.12.45: Р.Кармен:
Этого нельзя забыть ("Известия", СССР)
12.12.45: Вс.Иванов:
Волки в генеральских мундирах ("Известия", СССР)
12.12.45: Н.Баканов:
Заметки с процесса || «Известия» №290, 12 декабря 1945 года
10.12.45: Л.Леонов:
Людоед готовит пищу ("Правда", СССР)
10.12.45:
Фотовыставка «Немцы во Львове» ("Правда", СССР)
07.12.45: Вс.Вишневский:
Крах германского удара на Восток ("Правда", СССР)
07.12.45:
Украина обвиняет! || «Правда» №291, 7 декабря 1945 года
06.12.45: Вс.Вишневский:
Из зала суда ("Правда", СССР)
06.12.45: Н.Таленский:
Великая победа под Москвой || «Правда» №290, 6 декабря 1945 года
06.12.45: Вс.Вишневский, Кукрыниксы:
На Нюрнбергском процессе. Риббентроп, Кейтель ("Правда", СССР)
05.12.45: Вс.Иванов:
Во имя будущего || «Известия» №285, 5 декабря 1945 года
05.12.45: Вс.Вишневский, Кукрыниксы:
На Нюрнбергском процессе. Геринг, Гесс ("Правда", СССР)
05.12.45: В.Лебедев-Кумач.
Мы Родину славим трудом || «Правда» №289, 5 декабря 1945 года
04.12.45: И.Эренбург:
Час ответа || «Известия» №284, 4 декабря 1945 года
03.12.45: С.Маршак.
«Невольное признание» || «Правда» №288, 3 декабря 1945 года
02.12.45: Л.Леонов:
Фашистский змий ("Правда", СССР)
02.12.45: Л.Шейнин:
Немые свидетели ("Правда", СССР)
02.12.45: А.Трайнин:
Искатели «юридических щелей» ("Правда", СССР)
02.12.45: Обозреватель:
Международное обозрение ("Правда", СССР)
01.12.45: Вс.Вишневский:
Провокаторы и убийцы ("Правда", СССР)
01.12.45: Д.Заславский:
Волчья голова и волчий хвост ("Правда", СССР)
01.12.45: И.Эренбург:
Мораль истории || «Известия» №282, 1 декабря 1945 года
Ноябрь 1945 года:
30.11.45: Д.Заславский:
Разбойничий план Барбаросса ("Правда", СССР)
30.11.45: Вс.Вишневский:
Террор и провокации - оружие гитлеризма ("Правда", СССР)
30.11.45: В.Лебедев-Кумач:
Вступающему в партию || «Правда» №285, 30 ноября 1945 года
29.11.45: Вс.Вишневский:
Заговор гитлеровцев против мира ("Правда", СССР)
29.11.45:
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
27.11.45: И.Эренбург:
Письма из Югославии* ("Известия", СССР)
27.11.45:
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Известия", СССР)
26.11.45: Вс.Вишневский:
В Нюрнберге ("Правда", СССР)
25.11.45: Р.Кармен:
Из зала суда || «Известия» №277, 25 ноября 1945 года
25.11.45:
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
25.11.45:
Документ о подготовке Германии к войне против СССР ("Правда", СССР)
25.11.45:
Да здравствует Советская Армения! ("Известия", СССР)
24.11.45: Л.Шейнин:
Суд идет || «Известия» №276, 24 ноября 1945 года
24.11.45:
Речь главного обвинителя от США Джексона ("Правда", СССР)
24.11.45:
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
23.11.45:
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге ("Правда", СССР)
23.11.45: С.Маршак.
Черная немочь || «Правда» №279, 23 ноября 1945 года
23.11.45: А.Твардовский:
В родных местах* ("Известия", СССР)
22.11.45: Д.Заславский:
Германский фашизм перед судом народов ("Правда", СССР)
22.11.45: Братья Тур:
Солдатская дружба || «Известия» №274, 22 ноября 1945 года
21.11.45:
Начался процесс главных немецких военных преступников ("Правда", СССР)
21.11.45: И.Эренбург:
Письма из Югославии* ("Известия", СССР)
21.11.45: А.Твардовский:
В родных местах ("Известия", СССР)
20.11.45:
Верный соратник Ленина и Сталина ("Известия", СССР)
18.11.45:
Слава советской артиллерии! ("Известия", СССР)
18.11.45: Л.Кудреватых:
Пушка «зверобой» ("Известия", СССР)
18.11.45: Н.Яковлев:
Ударная сила Красной Армии ("Известия", СССР)
18.11.45: А.Шестак:
Живая повесть || «Известия» №271, 18 ноября 1945 года
16.11.45: И.Эренбург:
Письма из Югославии* ("Известия", СССР)
15.11.45:
Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене ("Правда", СССР)
14.11.45: И.Эренбург:
Письма из Югославии ("Известия", СССР)
13.11.45: И.Эренбург:
Народный фронт победил ("Известия", СССР)
13.11.45: Братья Тур:
Вечная слава! || «Известия» №267, 14 ноября 1945 года
13.11.45: Е.Кригер:
Письма с Тихого океана. 5. Спустя 40 лет ("Известия", СССР)
Газета «Правда» №295 (10066), 13 декабря 1945 года