Бои за Калинин

Sep 16, 2017 23:43


М.Зотов || « Красная звезда» №296, 17 декабря 1941 года

16 декабря после ожесточенных боев наши войска овладели городом Калинин.

Честь и слава доблестным бойцам, командирам и политработникам Калининского фронта! Вперед на врага, товарищи! Уничтожим всех до единого немецких оккупантов!

# Все статьи за 17 декабря 1941 года.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)




Город Калинин являлся для армии противника исходным пунктом наступления в трех направлениях: на Ленинград через Вышний Волочек, на Москву через Клин - Волоколамск и на север - через Бежецк. Действуя в этих трех направлениях, враг рассчитывал на разобщенно наших вооруженных сил, нарушение связи между ними. Наконец, вражеская группа, заняв город Калинин, должна была дать немецким войскам, сконцентрированным под Москвой, надежную защиту от флангового удара с севера. Чтобы осуществить этот план, враг вначале бросил в район Калинина свою 3-ю подвижную группу Гота в составе двух танковых дивизий, одной мотодивизии и отдельного учебного мехполка. Эта группа под прикрытием бомбардировочной авиации начала свое наступление в конце первой половины октября. К тому времени в Калинине, как пункте сравнительно удаленном от театра боевых действий, не было наших крупных войсковых соединений. Всю тяжесть удара 3-й подвижной группы немцев приняли на себя только одна наша стрелковая дивизия неполного состава и части немногочисленного калининского гарнизона. Естественно, что при наличии таких сил поспешно организованная оборона южных подступов к городу долго устоять не могла.

Достигнув своей первой цели, немецкое командование пытается организовать взлом всего нашего фронта, заменив подвижную группу шедшими сзади ее пехотными дивизиями. Первым шагом в этом направлении явился прорыв немецкой танковой дивизии и мотополка на Медное и Марьино. Для подготовки этого прорыва противнику понадобилось несколько суток. Однако тем временем успели подтянуться к Калинину некоторые наши части. Правда, наличие этих частей далеко еще не уравновешивало наших сил с силами противника. Тем не менее на первых порах они сумели организовать сопротивление и положить конец продвижению немцев.

Генерал-майор Швецов блестяще выполнил поставленную перед ним задачу: нанести удар во фланг немецкой группе прорыва, развившей успех вдоль Ленинградского шоссе на северо-запад. Под ударами наших частей неприятельская группа была разрезана на две части, а ее авангарды почти полностью уничтожены. Главные силы врага оказались запертыми в Калинине на длительный срок. В боях под Медным противник оставил на поле боя до 1000 трупов, 200 мотоциклов, до 30 танков, 15 орудий, много автомашин и других трофеев. Это был первый наш серьезный удар по врагу на Калининском направлении.

Вплоть до 15 ноября враг усиленными темпами укреплял занятые им рубежи и подтягивал к г. Калинину свои пехотные резервы из глубины. Первой двинулась в район Калинина 161-я пехотная дивизия генерала Вилка. Однако, не достигнув Калинина, она была встречена нашей стрелковой дивизией генерал-майора Березина. Враг получил второй, весьма ощутительный удар. 161-я фашистская дивизия была разрезана на отдельные группы и разбита по частям.

Генерал Вилк тогда не достиг Калинина. После первой же встречи с нашими войсками он был вынужден отвести свою дивизию на переформирование. Лишь после этого с обновленным составом он прибыл в район Калинина к середине ноября. К этому же времени сюда были подтянуты 86-я, 162-я и 110-я пехотные дивизии противника.

Прикрывшись этими дивизиями с севера, немцы главными своими силами ударили на Клин. Имея большое преимущество в танках, они, как известно, сумели осуществить здесь прорыв нашего фронта. Начиная с этого времени и вплоть до 27 ноября, усилия наших войск, сконцентрированных под Калинином, были всецело направлены к тому, чтобы возможно больше измотать противника. Кроме того важно было воспрепятствовать немцам хотя бы и частично перебрасывать войска из района Калинина на помощь немецкой группировке, осаждавшей Москву. Непрерывными контратаками, артиллерийским огнем и действиями групп по немецким тылам мы все время держали врага в напряжении.

Началом действительного наступления наших частей на Калинин надо считать 5 декабря. Оно осуществлялось одновременно с северо-запада, севера и северо-востока. Имея к этому времени достаточно точные данные о характере оборонительных сооружений противника, его опорных пунктах и расположении частей, мы скрытно перегруппировали свои силы и направили свой главный удар в стык между 86-й и 161-й пехотными дивизиями немцев общим направлением на юго-запад. Уже к исходу первого дня боев нашим войскам удалось прорвать оборону врага, оседлать шоссейную магистраль Москва-Калинин и вплотную приблизиться к Октябрьской железной дороге. Одновременно части Красной Армии, наносившие вспомогательные удары с северо-запада, предприняли попытку выйти на Старицкий тракт и таким образом взять врага в мешок, отрезав ему все пути выхода и подвоза.

Почуяв смертельную угрозу окружения, немецкое командование бросило под Калинин еще 2 пехотные дивизии - 129-ю и 251-ю. Борьба в районе Калинина приняла исключительно ожесточенный характер. Враг шел на все, чтобы удержать за собой город. Вопреки обычному своему правилу он уже не отказывался от предлагаемых ему нашими войсками рукопашных схваток и стал часто практиковать ночные контратаки. Однако ничего из этого не вышло.

Преодолевая упорное сопротивление вражеских полчищ, наши части продолжали все теснее и теснее сжимать кольцо вокруг Калинина. Сегодня город Калинин снова стал советским. Войска генерал-лейтенанта Масленникова и генерал-майора Юшкевича нанесли немцам сокрушительный удар. 9-й немецкой армии генерал-полковника Штрауса нанесено крупное поражение. Прославленные гитлеровские генералы Витгоф, Вилк, Франке, Призен и Бурда под ударами наших войск поспешно уходят в западном направлении. От 86-й пехотной дивизии генерала Витгофа, принявшей на себя всю силу нашего главного удара, не осталось почти ничего. 161-я пехотная дивизия потеряла больше половины своего второго, обновленного состава. Не в лучшем состоянии и 161-я дивизия генерала Франке. Один ее пехотный полк совсем перестал существовать. В двух других полках количество солдат в каждой роте не превышает 50 человек. Разгромлены также 110-я, 129-я и 251-я пехотные дивизии.

В течение последних 10 дней боев за Калинин враг понес большие потери. Захвачено много трофеев.

Наступление наших войск продолжается. Бойцы, командиры и политработники, преисполненные единым стремлением - выполнить приказ товарища Сталина, истребить всех фашистских оккупантов, посмевших ступить на нашу священную землю, - дерутся с исключительным упорством, проявляя истинные чудеса мужества и отваги. // Батальонный комиссар М.Зотов.

************************************************************************************************************
Над городом Калинин снова реет красное знамя, Остатки разбитых немецких дивизий отступают на запад. Еще решительней двигаться вперед, сильнее бить по немецким войскам!

☆ ☆ ☆

НАКАНУНЕ

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 16 декабря. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Вместе с комиссаром Павловым-Радиным об'езжали мы поле боя. Вдали виднелся Калинин. Поле еще дымилось. Мы мчались по следам отступающего врага. Буквально на каждом метре отбитой у него земли мы видели трупы фашистов.

- Попробуем подсчитать, - деловито сказал комиссар, с трудом выходя из машины. Он ранен в ногу и в руку, но, по его мнению, время сейчас для лечения неподходящее, и потому он всегда находится в самом пекле. - Ну-ка, взглянем, какова сегодня наша производительность.

Мы обходим один участок за другим. Мороз уже сковал мертвые тела фашистов. Они покрыты снегом. И все же на полях и на дорогах черно от огромного количества убитых немецких солдат и офицеров. В тощей одежонке, иные в легких ботиночках, лежат они на той самой земле, на которую явились в качестве оккупантов. Советская земля приняла их сурово. Вместо обещанных Гитлером благ они нашли здесь бесславную смерть.

Несколько часов назад немцы еще пытались переходить в контратаку. Это были отборные бандиты из второго батальона «СС». Они окопались в одной из деревушек на господствующей высоте, устроили круговую оборону и зарыли в землю танки. К ним никак нельзя было подступиться. Путь к высоте лежал через лощину, а она не только простреливалась, но и была заминирована.

Надо было действовать хитростью. Разведчики установили, что немцы ждут нашего наступления с востока, из лощины. Подразделения Аликина, Максимова и Чикина обошли немецкие позиции с трех сторон. А с четвертой, с востока, действовал один маленький отряд. На него немцы повернули жерла своих орудий, минометы и пулеметы.

Этот отряд умышленно демаскировал себя. Немцы мгновенно открыли сильный огонь. Отряд залег. Тогда с юга, севера и запада на врага обрушились подразделения Аликина, Максимова и Чикина. Враг был смят. Его расстреливали в упор. Младший лейтенант Кузнецов тут же взорвал немецкий склад с боеприпасами. Взрыв склада усилил панику в стане фашистов. Они начали метаться в поисках спасения. Но ни один из них не ушел от возмездия, так и легли они здесь - два батальона отборных бандитов «СС» вместе со своими штабами.

Во второй половине дня враг решил взять реванш. На одном из участков он бросил в бой свой ударный отряд автоматчиков, разбив его на 3 группы. Все эти группы двинулись в психическую атаку. Автоматчики вышли из леса, как на прогулку, вразвалку, не торопясь, с дымящимися папиросками в зубах и без единого выстрела. Они хлопали иногда в ладоши, стараясь согреть свои замерзшие руки. С трех сторон подходили они к нашим бойцам.

Снова завязался жаркий бой. Наши бойцы не дрогнули. Они выждали и открыли огонь, когда враг был совсем близко. А затем они двинулись вперед со штыками наперевес. Немцы не приняли штыков удара и побежали обратно в сторону. От бравого их вида не осталось и следа. Они бежали, втянув голову в плечи, стараясь как можно быстрее скрыться в лесу. Их приканчивали здесь же, на бегу. Ни один из них так и не добежал до леса. Все до единого были истреблены.

Получив второй удар, немцы решили сделать новую попытку остановить продвижение N части. На этот раз они прибегли к самому подлому, самому гнусному приему. Они собрали в деревушке женщин и, поставив их впереди себя, пошли в наступление. Убийцы рассчитывали, что наши бойцы не будут стрелять в беззащитных советских людей. Расчет правильный, но подразделение, руководимое политруком Юшиным, с честью вышло из трудного положения. Разбившись на две группы и зайдя врагу во фланги, оно быстрым броском вклинилось с двух сторон между бандитами и женщинами. Тогда, полные ярости и негодования, бойцы начали беспощадную расправу над фашистскими извергами.

Мы встретили потом этих женщин. Под треск пулеметов и вой мин пробирались они на территорию, уже очищенную нами от насильников. Лица у этих простых колхозниц были усталые, глаза ввалились и почти у каждой залегли у рта суровые складки. Двое из них были ранены и шли с трудом. Одна, совсем молодая, за какой-нибудь час стала седой.

- Но мы не боялись смерти, - говорят они, - мы шли впереди и кричали нашим бойцам: « Стреляйте! Стреляйте в нас! Бейте этих разбойников! Бейте гадов!»

Они идут, поддерживая двух раненых подруг, - славные советские женщины, идут с гордо поднятой головой, как воины. Они и есть воины. Они поклялись вернуться, чтобы вступить в партизанский отряд и мстить так, как немцам еще не снилось.

Ночью мы возвратились на командный пункт. В единственном уцелевшем домике чадила керосиновая лампа без стекла. Непрерывно звонил полевой телефон. У жарко топившейся печки толпились люди с почерневшими лицами. От взрыва мин ежеминутно вздрагивали стены. В тесном углу примостились два командира. Они подсчитывали трофеи последних нескольких дней. За трофеями открывался счет сбитых самолетов, уничтоженных танков и истребленных солдат и офицеров. За вчера и сегодня только зенитчики сбили 3 самолета. А фашистов истреблено за эти несколько дней свыше 1.000. Разгромлены штаб 303-го полка 162-й немецкой пехотной дивизии, штаб 126-го артиллерийского полка. Его знамя также значится в списке захваченных трофеев.

Враг бежит, оставляя в сугробах свое вооружение, не успевая уносить с собой раненых.

Горячий день был сегодня в N части. Ночь будет еще горячей. // Л.Лось.

________________________________________________
Освобождение города Калинин* ("Красная звезда", СССР)
Город Калинин, 17 декабря* ("Известия", СССР)**
К.Симонов: Вчера в Калинине ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой: Как был занят гор. Калинин* ("Правда", СССР)
Годовщина освобождения от немцев города Калинина* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №296 (5051), 17 декабря 1941 года

зима 1941, 1941, газета «Красная звезда», декабрь 1941

Previous post Next post
Up