Борьба на водных рубежах

Oct 22, 2019 09:27


« Красная звезда» №250, 22 октября 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 21 октября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (2 стр.). Майор П.Трояновский. - Бои южнее Речицы. (2 стр.). Подполковник Б.Королев. - Улучшение позиций в ходе наступления (2 стр.). Ю.Лукин. - Битва за нашу Советскую Украину (3 стр.). Капитан С.Комбагир. - Об активности членов бюро парторганизации (3 стр.). Генерал-лейтенант артиллерии В.Хохлов. - Старейший русский оружейник (3 стр.). ПИСЬМА ИЗ ТЫЛА. - Л.Сейфулина. - Ткачихи Иваново-Вознесенска (4 стр.). Слухи о предстоящей «отставке» Муссолини (4 стр.). Действия авиации союзников. - Налеты на Дюрен, Лейпциг и Берлин (4 стр.).

# Все статьи за 22 октября 1943 года.




Красная Армия перешагнула через широкий Днепр. Могучие днепровские волны теперь уже во многих местах струятся по территории, отвоеванной нашими воинами у врага. После того, как передовые отряды советских дивизий, стремительно вырвавшись к Днепру, смело, не дожидаясь тяжелых понтонных средств, форсировали его - началась жестокая борьба за расширение занятых плацдармов. Эта борьба развивается успешно для Красной Армии. Отбивая контратаки противника, наши части решительно и планомерно продвигаются вперед, всё более совершенствуя и расширяя плацдармы на правобережье.

Однако битва за Днепр только разгорается. Одновременно продолжаются бои и на ряде других водных рубежей, которые противник обороняет столь же упорно, ожесточенно. Впереди еще много водных рубежей, которые предстоит преодолеть нашим наступающим войскам. Не давать немцам отсиживаться ни на одной реке - смело и быстро строить переправы, смело преодолевать любую водную преграду, неотвязно преследуя противника, - такова задача наших войск. Всесторонняя подготовка к форсированию, высокая организованность офицеров, четкость работы штабов, общая слаженность действий всех родов войск и особенно инженерных в ходе переправ - таково теперь важнейшее условие новых успехов.

Практика последних боев еще раз подчеркнула необходимость тщательной войсковой и авиационной разведок. Именно разведка, эта первооснова успеха любого боя, призвана сыграть важнейшую роль в борьбе за переправы. Необходимо всесторонне изучать не только местность и подступы к реке, но и ширину, а также глубину ее, знать все изгибы, грунт дна и скорость течения. Другая, не менее важная сторона дела, - изучить противника, характер его укреплений, заранее предусмотреть возможные варианты маневра.

Кропотливый труд рекогносцировок нельзя подменять работой в стенах штаба на карте.

Боевой опыт требует предельной скрытности действий. Немцы, уже ведя бои в предмостных укреплениях, стараются раскрыть группировки наших войск и по сосредоточению переправочных средств, определить замысел форсирования реки. Чтобы сорвать переправу, противником стягиваются огневые средства за счет ослабления других районов, подводятся резервы, нацеливается бомбардировочная и штурмовая авиация. Надо так вести подготовку к форсированию, так планировать бой, чтобы не было ни одного признака, по которому противник смог бы раскрыть истинные наши замыслы.

В одной части было подготовлено пять переправ в различных местах реки. Немецкое командование бросило в угрожаемый район пехоту, танки, авиацию. Наши подразделения вынуждены были в двух частях временно прекратить форсирование, но зато в остальных трех переправа продолжалась планомерно и достигла своей цели. Овладев противоположным берегом, передовые отряды расширили плацдарм и создали благоприятную обстановку для выдвижения других подразделений. Нужно, следовательно, чаще прибегать к демонстративным действиям, строить переправы на широком фронте, гибко маневрировать лодками, понтонными парками.

Заслуживает внимания опыт сборки мостов звеньями с постоянным маневрированием на воде в процессе работы. Однажды немцы заметили подготовку к переправе на Н-ском участке и открыли артиллерийский и минометный огонь. Старший лейтенант Никитюк передвинул собранное звено вниз, по течению и закончил постройку моста к назначенному сроку. Вдумчивые, инициативные офицеры находят много других способов, чтобы ускорить работу на переправах и быстрее овладеть противоположным берегом.

В энской бригаде назначение офицеров, отвечающих за погрузку переправочного материала, за доставку и выгрузку, разработка точного графика движения транспортов, усиление сети регулировщиков дало благотворные результаты: форсирование шло четко, организованно. Нужно щедро награждать предприимчивых командиров - хороших организаторов дела и жестоко взыскивать с тех, по вине которых машины с ценным боевым имуществом иногда часами простаивают на дорогах или путаются в поисках маршрутов. Организованность и быстрота переправы - залог успеха. Они во многом зависят от умелой работы наших войсковых инженеров.

Опыт подчеркивает и великое значение инициативы командиров пехотных подразделений для успеха переправ. Не ждать у берега, сложа руки, пока подойдут понтоны, лодки и другие переправочные средства, а всемерно изыскивать подручные материалы, использовать бревна, доски, бочки и другое имущество - первая обязанность пехоты. Этим в сущности и об’ясняется успех наших передовых отрядов, проложивших путь войскам через Днепр и другие реки. Выиграть время, закрепиться на противоположном берегу хотя бы малыми силами, не позволив немцам организовать здесь мощной обороны, означает намного облегчить и ускорить решение задачи.

Ночь, верный спутник умелых воинов, наиболее благоприятствует форсированию водных преград. В темноте, как известно, ослабляется сила огня противника и ударов его авиации. Нужно только хорошо организовать дело и ничем не выдавать противнику своих намерений. Опытные командиры подготавливают переправочные средства днем, в укрытых местах, засветло изучают подступы к реке, назначают сигналы и проводников.

Наша пехота сильна своей огневой мощью, мужеством и отвагой. Захватив берег реки, она смело штурмует вражеские позиции, гибко маневрирует, шаг за шагом расширяет плацдармы для последующих эшелонов. Необходимо позаботиться о незамедлительной поддержке ее артиллерийским и минометным огнем, подавить огневую систему противника, уничтожить его наблюдательные пункты, разрушить дзоты и другие укрепления. Только построив мощную систему огня, можно серьезно говорить об успехах форсирования и дальнейшем расширении плацдарма.

Разумеется, в каждом отдельном случае нужно учитывать вражескую тактику и особенности боевой обстановки. На многих направлениях фронта немцы в ряде случаев лишены теперь возможности заблаговременно укреплять реки. Преследуя отступающего врага, наша пехота, в первую очередь подвижные отряды и танковые подразделения, должны упреждать противника, захватывать переправы и с хода форсировать реки. Действуя так, многие наши части прижимали немцев к реке и уничтожали их живую силу и технику. Здесь решают дело смелость, быстрота и дерзость офицеров и бойцов.

Еще выше поднять организованность на переправах, быстро и сноровисто преодолевать любую водную преграду, безостановочно преследовать и истреблять врага!

************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Раненого бойца перевозят на левый берег реки Сож.

Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора.



__________________________________________
Герои битвы за Днепр ("Красная звезда", СССР)
Герои битвы за Днепр || «Известия» №247, 19 октября 1943 года
Герои боев за Украину || «Правда» №258, 18 октября 1943 года
Л.Огнев: Через Днепр || «Правда» №249, 8 октября 1943 года
Е.Кригер: Наши саперы || «Известия» №237, 7 октября 1943 года
П.Лидов: Борьба за Днепр || «Правда» №251, 10 октября 1943 года
К.Симонов: Это было на Гомельщине || «Красная звезда» №237, 7 октября 1943 года
П.Белявский: Последними километрами || «Известия» №238, 8 октября 1943 года

Газета «Красная Звезда» №250 (5621), 22 октября 1943 года

1943, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up