Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть XIV. XVIII век: ирония и догматизм. Менгс. Рафаэль и античность

Jun 16, 2022 17:42

B XVIII веке искусство Рафаэля сохраняло статус неприкасаемого идеала, но было уже выученным уроком. На мастеров французского рококо оно и вовсе навевало скуку, казалось слишком серьезным и холодным, воспринимаясь как собрание прописных истин или реликвия официозного искусства. Из произведений художника наиболее востребованы были жизнерадостные фрески виллы Фарнезина, созвучные легкокрылому и игривому стилю. Во второй половине века, в эпоху сентиментализма, особенно ценились рафаэлевские «Мадонны» и «Святые Семейства», становившиеся моделями для трогательных семейных портретов с детьми.




Центром почитания Рафаэля оставался Рим. В первую половину века местная школа продолжала находиться под влиянием Карло Маратта, представителя компромиссного «барочного классицизма». Наследуя болонским классицистам и Пуссену, он заимствовал и элементы барокко, но избегал его избыточности. Рафаэль означал для него не столько гармонию, сколько умеренность, ценился как основоположник правил искусства.




К середине столетия сложился обычай образовательного путешествия по Европе, получившего название Grand Tour. Его конечной точкой обычно был Рим. Приезжих молодых дворян особенно интересовала античность, лежавшая в основе аристократического образования, в области же изобразительных искусств - классическая традиция во главе с Рафаэлем. Этот своего рода школьный вкус нашел отражение и в художественной жизни города. Рококо обошло Рим стороной, лишь косвенно отразившись на его искусстве, здесь раньше всего наступила эпоха неоклассицизма. Наибольший энтузиазм в подражании античности и Рафаэлю выказывали художники тех стран, где ранее собственной академической традиции не существовало и классика не успела приесться, - англичане и немцы, русские и датчане. В основании национальной художественной школы хотелось иметь собственного Рафаэля и потому Менгса называли немецким Рафаэлем, Рейнолдса - британским, Бэнджамина Уэста - американским. Русским Рафаэлем именовали Антона Павловича Лосенко - первого пенсионера основанной в 1757 году Российской академии художеств.



Святое Семейство Живопись Батони, Помпео Джироламо. 1708-1787 Италия 1777 г.

Большой холст «Святое семейство» (1777) Помпео Батони создал не по заказу, а для себя. Написал и целых 5 лет продержал в своей мастерской, до тех пор, пока ее не посетили наследник русского престола царевич Павел Петрович и его жена Мария Федоровна (1728 год). Они приобрели понравившуюся картину в подарок своей матери, императрице Екатерине II. Присущие Батони живописные элементы очень отчетливо проявляются в этой работе: гладкое плотное наложение краски, элегантное звучание цвета, замечательная чистота рисунка.



Святое Семейство Живопись Батони, Помпео Джироламо. 1708-1787 Италия 1777 г. Деталь

Фигуры Марии с младенцем на руках и мальчика Иоанна Крестителя несколько абстрактны в своем совершенстве. Молодого Иоанна зритель узнает по одежде из шерсти и кресту в руках. Батони является одним из создателей классицизма, но его искусство никогда не принадлежало этому стилю полностью. В «Священном семействе» создан целый сюжет - Иосиф, который читает Библию и ненароком смотрит на Иисуса, Елизавета, которая хочет взять ребенка на руки. Мария одета скромно: на ней бежево-золотой платок, небесно синяя мантия и розовое платье. Художник использовал насыщенную контрастную палитру, акцентировав фигуру Марии с Младенцем с помощью светотеневой техники.



Святое Семейство Живопись Батони, Помпео Джироламо. 1708-1787 Италия 1777 г. Деталь

Помпео дал понять - это главные герои картины. Младенца зритель видит в белом одеянии (этот белый цвет создан мастерски, свечение подчеркивает святость своего героя). Тон кожи Мланденца самый светлый и мягкий из всех тонов героев (это очень знаменательно). Особенно притягательна интерьерная часть: стол, за которым сидит Иосиф, покрыт красным ковром и украшен прелестным букетом из роз и лилий. Оба цветка - символы Марии, но в то же время букет придает особый уют атмосфере комнаты и дополняет композицию.



Шпалера "Парнас" Серия "Ватиканские залы" Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов; Мастерская Одрана Автор картона: Монуайе, Жан-Батист (с копии фрески Рафаэля, выполненной Шарлем Дефоре). 1634-1699 Шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити, шпалерное ткачество. 483×677 см Франция 1772 г. Дворец Меньшикова

Глашатаем неоклассицизма стал Иоганн Иоахим Винкельман, сформулировавший его эстетическое кредо: «благородная простота и спокойное величие». Эти слова относились к искусству античности, но те же качества он находил в Рафаэле, считая, что тот достиг величия благодаря подражанию древним. Приехав в Рим, Винкельман встретил Антона Рафаэля Менгса, в котором нашел художника, соответствовавшего его идеалам.




В плафоне «Парнас» (на выставке представлен эскиз к нему), программном произведении педантичного и склонного к теоретизированию Менгса, композиция Рафаэля объединяется с пластикой древнеримских фресок, тем самым демонстрируя чаемое Винкельманом возвращение к «подлинному античному вкусу» через посредство Рафаэля и античности.






Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне Живопись Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779 Германия около 1774 г.

«Святой Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» - образец строгой, лаконичной и отвлеченно-возвышенной зрелой манеры Менгса, столь ценимой европейскими академиями. Композиция отсылает одновременно к двум рафаэлевским прототипам: картине на тот же сюжет 1518-1519 годов



Рафаэль Санти - Иоанн Креститель в пустоши 1518-20 Галерея Уффици, Флоренция

и фигуре летящего Меркурия из росписей виллы Фарнезина. Именно к последнему образцу восходит эффектная поза Иоанна: воздевший к небу руки святой смотрит прямо на зрителя, его рот раскрыт - он обращается к нам с вестью о пришествии Мессии; у Рафаэля Меркурий подобным образом возглашает волю богов.



Летящий Меркурий из росписей виллы Фарнезина. Рафаэль

Однако этот яркий, почти плакатный, мотив трактован Менгсом достаточно сдержанно: лицо застыло словно маска, поза кажется театральной условностью. В правильности рисунка, знании анатомии, выверенности композиции - всем том, что пестовалось академиями, - Менгс даже превосходит Рафаэля, но уступает ему во внутренней наполненности, живой гармонии и обаянии образов.



Фрагменты фресок виллы Фарнезина Гравюра Сент-Нон, Жан Клод Ришар де. 1727-1791 1771 г.



Парнас Живопись Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779 Германия после 1761 г.



Автопортрет Живопись Менгс, Антон Рафаэль. 1728-1779 Германия между 1773 и 1779 г

Отец Менгса, придворный саксонский живописец, предопределил путь будущего художника еще при рождении, дав ему два имени - Антон и Рафаэль, в честь двух мастеров XVI века - Антонио Корреджо и Рафаэля Санти. Эти два художника оставались его идеалом всю жизнь. В юности Менгс переехал в Рим, где неустанно и педантично штудировал классиков. Уже первый автопортрет Менгса был уподоблен скульптурному портрету Рафаэля. В последнем, один из вариантов которого хранится в Эрмитаже, он ориентировался на рафаэлевский «Автопортрет с другом», заимствовав именно позу «друга».



Рафаэль. Автопортрет с другом. 1519

Первоначальная версия полотна создавалась Менгсом специально для Галереи автопортретов Уффици. Художник собственноручно повесил это свое изображение в галерее под знаменитым юношеским автопортретом Рафаэля, тем самым ясно обозначив как преемственность, так и субординацию по отношению к боготворимому им предшественнику.



Портрет Рафаэля Гравюра Лармессен, Николя де IV. 1684-1753/55 1729-1742 гг..



Рафаэль Санти из Урбино Гравюра: Поол, Маттис. 1670-ок. 1732: 1511-1512 гг.

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим https://vittasim.livejournal.com/306256.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть II Фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме https://vittasim.livejournal.com/306586.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть III Николаевский зал. Начало линии. Копии с картин Рафаэля XVI века.
https://vittasim.livejournal.com/307061.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IV XVI век: многоликий маньеризм https://vittasim.livejournal.com/307312.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть V Джулио Романо и школа Рафаэля, https://vittasim.livejournal.com/307476.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть VI Римская манера. Искусство цитаты https://vittasim.livejournal.com/307951.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VII. Гравюра и декоративно-прикладное искусство. Универсальный стиль
    Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VIII. Пармиджанино, Приматиччо и школа Фонтенбло https://vittasim.livejournal.com/310390.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IX XVII век: столп академий.  https://vittasim.livejournal.com/310544.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть X Академия святого Луки и римский академизм.  https://vittasim.livejournal.com/310909.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть XI Рафаэль и караваджисты. Сходство Противоположностей https://vittasim.livejournal.com/311258.html
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть XII Голциус. Преображенный маньеризм https://vittasim.livejournal.com/311299.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть XIII Рубенс https://vittasim.livejournal.com/311777.html

https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1
https://kulturologia.ru/blogs/070120/45122/

живопись, выставки, графика, Эрмитаж

Previous post Next post
Up