Антикизирующии стиль школы Рафаэля был подхвачен и развит прибывшими в Рим флорентийскими художниками Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Якопино дель Конте и другими, в произведениях которых он продолжал усложняться, становиться многословнее и декоративнее, смешиваясь со все возраставшим влиянием Микеланджело. Так возникла римская манера - рациональное и холодное искусство, в котором большое значение придавалось подражанию художественным авторитетам, а цитата стала важнейшим художественным приемом.
В эту эпоху композиция картины зачастую полностью собиралась из отдельных фигур, заимствованных из произведений Рафаэля, Микеланджело или античных скульптур. Это не считалось плагиатом или признаком творческого бессилия, но было законным способом приблизиться к авторитетному художнику, наследовать его стиль. Иногда распознавание источников предлагалось зрителю в качестве своего рода интеллектуальной игры.
Милосердие Живопись Ломбард, Ламберт. 1505/06-1566 около 1537 г. (?)
Поклонение волхвов Живопись Саббатини да Солерно, Андреа (и мастерская). 1480 (?)-1530/45 1520-е гг.
Все фигуры на картине Андреа Саббатини, художника из окружения Рафаэля, заимствованы из различных римских произведений мастера, где они изображали совершенно других персонажей. При этом фигуры подобраны неслучайно. Так, для трех волхвов, традиционно изображаемых как представителей трех возрастов, подобраны соответствующие прототипы: для фигуры пожилого волхва, приклонившего колени перед Мадонной, заимствуется фигура старца Ноя, стоящего на коленях перед Богом Отцом. Для фигуры Иосифа берется фигура античного поэта из «Парнаса», который по типажу схож с традиционным изображением мужа Марии. Активный указующий жест, которым наделен персонаж «Парнаса» также оказывается уместен - Иосиф указывает на Христа как на главного героя сцены. В полной мере оценить виртуозность этой композиции можно было только опознав все её прототипы.
Проповедь апостола Павла в Афинах Государственный Эрмитаж Неизвестный римский художник (последователь Джулио Романо?) первая половина XVI в
Фигура Павла и персонажи первого плана восходят к композиции Рафаэля на тот же сюжет для шпалеры из серии «Деяния апостолов». Два персонажа на дальнем плане и архитектура - цитата из «Афинской школы».
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем Живопись Рафаэлло дель Колле (Рафаэлло ди Микеланджело ди Лука дель Колле). 1495-1566 первая половина XVI в. Холст (переведена с дерева в 1841 Рыбиным), масло. Пост. в 1836 из собр. У. Кузвельта в Лондоне. Ранее: собр. графа Фриза в Вене. Эрмитаж Санкт-Петербург
При поступлении в Эрмитаж и в дальнейшем во всех каталогах музея, включая Кат. 1976, картина фигурировала как произведение Джулио Романо. Сомнения в авторстве Джулио Романо высказал Боде (1882), считавший картину недостаточно мастеровитой, чтобы ее можно было приписать этому художнику. Эрмитажное произведение обнаруживает большое сходство с композицией «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Музея искусств Уолтерс, Балтимор, которую Дзери атрибутировал Рафаэлло дель Колле, отметив, что стилистически она тесно связана с искусством Джулио Романо, помощником которого Рафаэлло одно время являлся. В частности, Дзери указывал, что в трактовке головы Иоанна Крестителя и в архитектуре фона ясно ощущаются реминисценции алтарной картины «Св. семейство со святыми», созданной Джулио Романо для церкви Санта Мария дель Анима в Риме, в картине повторяются те же типы младенцев. Стилистическую близость эрмитажной композиции к произведению из церкви Санта Мария дель Анима отмечал в свое время Л. Вентури (1912), считавший автором петербургской картины Джулио Романо. Дзери упоминал ряд версий, для которых композиция из Музея искусств Уолтерс - очень высокая по качеству - послужила прототипом. Наиболее известная из всех находится в Галерее Боргезе, Рим. В каталоге римской Галереи значится как работа Джулио Романо. На основании близкого сходства с картиной из Музея искусств Уолтерс эрмитажная «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» включена в Кат. 1994 под именем Рафаэлло дель Колле.
Венера в кузнице Вулкана Живопись Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара). 1499/1500-1543 1521 г
Особой виртуозности в имитации рельефа Полидоро достиг в небольших станковых композициях таких как «Венера в кузнице Вулкана». Можно только представить, как этот гризайльный экспрессивный рисунок кистью смотрелся в специальной для картины нише и при свете свечи, создавая иллюзию трехмерной поверхности. Подобные произведения Полидоро Кальдара создавал в Неаполе и на Сицилии, куда он уехал после разграбления Рима в 1527 г.
Амур и Психея Живопись Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара) (?). 1499/1500-1543 первая половина XVI в.
Психея и ее сестры Живопись Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара) (?). 1499/1500-1543 Италия 1520-1530е гг. (?)
Каждый ученик в мастерской Рафаэля имел свою специализацию. Джулио Романо и Джанфранческо Пенни писали фигуры. Джованни да Удине кроме цветов, плодов и животных, изобретал гротески и делал искусные росписи интерьеров в античном вкусе, воссоздавая древнюю энкаустику и лепнину, за что его прозвали «штукатуром». Полидоро да Караваджо кроме пейзажных фонов нашел призвание, работая в монохромной охристой палитре. Великолепно зная античные памятники, он стилизовал фасады римских зданий, украшая фресками, имитирующими древние рельефы.
Психея и ее сестры Живопись Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара) (?). 1499/1500-1543 Италия 1520-1530е гг. (?) Деталь
Почти не дошедшие до нашего времени росписи часто копировались в предшествующие эпохи благодаря легкой доступности. Но из-за климатического воздействия работы Полидоро сейчас очень редки или сохранились в крайне плачевном состоянии. Одним из примеров монохромной живописи являются монументальные полотна с сюжетами из истории любви «Амура и Психеи».
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
https://vittasim.livejournal.com/306256.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть II Фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме
https://vittasim.livejournal.com/306586.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть III Николаевский зал. Начало линии. Копии с картин Рафаэля XVI века.
https://vittasim.livejournal.com/307061.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть IV XVI век: многоликий маньеризм
https://vittasim.livejournal.com/307312.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть V Джулио Романо и школа Рафаэля,
https://vittasim.livejournal.com/307476.htmlhttps://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node12http://eguarwr.ru/index/hermitage_raffaello_del_colle/0-6772