Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть V Джулио Романо и школа Рафаэля,

Feb 17, 2022 17:56

После смерти Рафаэля, по его завещанию, мастерская возглавили два ученика - Джанфранческо Пенни и Джулио Романо. Они закончили произведения, которые наставник не успел завершить, в том числе «Преображение Христа» и Зал Константина (Ватикан). Бывшие помощники Рафаэля теперь получали свои собственные заказы, независимо от мастерской, и продолжали работать вместе. Джулио Романо и Джованни да Удине возводили и украшали виллу Мадама в окрестностях Рима, украшали лоджию Стати-Маттеи фресками.




Выдающимся ученикам было трудно ужиться в рамках одной мастерской. После смерти наставника один за другим они покидают Вечный город, принимая приглашения герцогов других городов. Джулио Романо уехал в Мантую в 1524 г. на службу к Федерико II Гонзага. Став главным придворным художником римский мастер построил герцогу новую официальную резиденцию и загородный дворец дель Те, украсив его удивительными фресками. Джулио Романо основал большую мастерскую, он воспитал плеяду талантливых художников и создавал кроме архитектуры и фресок, проекты предметов декоративно-прикладного искусства: мебель, серебряные изделия, картоны для шпалер. Джулио Романо оставил большое число графических зарисовок: наброски композиции, проекты предметов мебели и серебра, подготовительные картоны и композиции для представления заказчику. Активная работа с графикой была общепринята в мастерской Рафаэля. Кроме живописного наследия великого Урбинца до нашего времени сохранилось большое число рисунков. На выставке представлены уникальные произведения учеников и помощников Рафаэля.



Джулио Романо «Любовная сцена». 1524-1525 итал. Холст (переведена с дерева), масло. 163 × 337 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Джулио Романо был самым одаренным учеником и ближайшим сотрудником Рафаэля. После смерти учителя он завершил несколько его работ. Первое время художник работал в духе Рафаэля, но вскоре отошел от принципов Ренессанса. В своих творческих исканиях он обратился к маньеризму. Для этого направления был характерен, в частности, интерес к эротическим мотивам как попытка поиска новых путей в искусстве.



Джулио Романо «Любовная сцена». 1524-1525 итал. Холст (переведена с дерева), масло. 163 × 337 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург деталь

Картина «Любовная сцена» необычна как по теме, так и по живописной виртуозности, и не имеет аналогов в итальянской живописи XVI века. Название картины условно. До сих пор остается загадкой, кто изображен на ней. Возможно, входящая служанка хочет предупредить любовников о возвращении мужа. Ключи на ее поясе можно трактовать как эротический символ, а тянущаяся к ним собачка, символ преданности, свидетельствует о нарушении верности. Не исключено, что изображена любовная сцена между Зевсом и Алкменой. Ведь Зевс, чтобы овладеть красавицей, принял обпик ее отсутствующего мужа. В результате этой связи на свет появился знаменитый Геракл.






Набросок женской фигуры Рисунок Перино дель Вага (Пьеро Буонаккорси) (?). 1501-1547 первая половина XVI в.



Поклонение волхвов Частное собрание Джанфранческо Пенни, круг Первая половина XVI в.



Оплакивание Христа Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Джанфранческо Пенни, приписывается. По оригиналу Рафаэля Середина XVI в.



Мадонна с Младенцем и двумя святыми Рисунок Луккезе, Микеле (Микеле Греке), работал 1534-1654 1540 г.



Юпитер на Олимпе, поражающий молниями гигантов Частное собрание. Джулио Романо (Джулио Пиппи) и мастерская около 1543 г.

Большой и тщательно отделанный рисунок с большой вероятностью является моделло для шпалеры из цикла «Гигантомахия». Его заказчиком был Эрколе II д'Эсте, ставший герцогом Феррары в октябре 1534 года. Уже в 1536 году в Ферраре под руководством выходцев из Нидерландов Яна и Николаса Кархеров была основана придворная шпалерная мастерская, которая должна была обеспечить производство тканого убранства для новых апартаментов герцога, а в промежутке между октябрем 1537 и весной 1538 Джулио Романо прислал из Мантуи рисунки - моделло для шпалер, которые были вытканы в 1538-1539 годах. Тканые шерстью, шелком и золотом ковры не сохранились, однако известно, что серия включала четыре шпалеры высотой 4,69 м. и совокупной длинной около 16 м. Непосредственно перед началом создания проектов для шпалер Джулио закончил работу над знаменитыми росписями Зала гигантов в Палаццо дель Те в Мантуе, также посвященными теме Гигантомахии. Заказ на создание шпалер, вероятно, был результатом восторженной реакции современников на необычные и изобретательные фрески Джулио.



Фрески в Зале гигантов в Палаццо дель Те в Мантуе Джулио Романо

Композиция иллюстрирует историю битвы гигантов и олимпийских богов за верховенство в мире. Сюжет излагался разными античными авторами. Изображение близко следует описанию в «Метаморфозах» Овидия: «В царство небес, говорят, стремиться стали Гиганты; / К звездам высоким они громоздили ступенями горы. / Тут всемогущий отец Олимп сокрушил, ниспослал он / Молнию; с Оссы он сверг Пелион на нее взгроможденный. / Грузом давимы земли, лежали тела великанов».



Битва Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Рафаэль, круг Середина XVI в.



Пророк Иона, извергаемый Китом Рисунок Джулио Романо (Джулио Пиппи), ок. 1499-1546 около 1531-1532 гг.



Андрокл и лев Рисунок Перуцци, Бальдассаре. 1481-1536 около 1530-1535 гг.



Портрет Рафаэля Гравюра Неизвестный гравер; Раймонди, Маркантонио. 1475/82-до 1534 1515-1527 гг. (?)

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим https://vittasim.livejournal.com/306256.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть II Фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме https://vittasim.livejournal.com/306586.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть III Николаевский зал. Начало линии. Копии с картин Рафаэля XVI века.
https://vittasim.livejournal.com/307061.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IV XVI век: многоликий маньеризм https://vittasim.livejournal.com/307312.html
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmoain/#nde1

живопись, графика, Эрмитаж

Previous post Next post
Up