Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть XI Рафаэль и караваджисты. Сходство Противоположностей

Apr 19, 2022 17:56

В глазах современников Караваджо был полной противоположностью как современным ему академистам во главе с Аннибале Карраччи, так и Рафаэлю. Критики провозглашали Караваджо художником, совратившим искусство с истинного пути, и даже сравнивали с Антихристом - подобно тому, как Рафаэля некогда сравнивали с Христом. Причина столь острой и единодушной реакции -- в резком разрыве Караваджо с римской традицией, который видели в его утрированном натурализме, отказе от идеализации, попрании правил уместности: уличные типажи, неприкрашенные эмоции, необычное контрастное освещение, предельный лаконизм.




В действительности взаимоотношения ломбардца Караваджо с искусством Рима, и в частности с Рафаэлем, не сводились к одному лишь бунтарскому отрицанию, хотя Санти действительно нельзя называть близким ему художником. Однако ближайшие последователи Караваджо, римские караваджисты «первого призыва», современники художника, были не столь радикальны. Они не порывали связей с классическим наследием, сочетая приемы караваджизма с традиционными композициями, в том числе принадлежащими Рафаэлю: таково «Святое Семейство» Бартоломео Кавароцци, восходящее к «Мадонне в кресле» Рафаэля. Тот же прототип позже по-своему интерпретировал Сассоферрато, художник совершенно иного склада, создатель умилительных, тщательнейшим образом выписанных камерных религиозных картин, в которых академическая традиция сочеталась с эффектами караваджистской светотени и архаизирующим подражанием искусству прошлого, в особенности Рафаэлю.



Три Грации Живопись Фурини, Франческо. 1603-1646 Италия около 1633 г.

Большое полотно флорентинца Франческо Фурини с тремя нагими женскими фигурами, эффектно выступающими на темном фоне, является очень характерным образцом его творчества. Картины Фурини всегда пользовались успехом именно благодаря мастерству, с каким художник передавал мягкую пластику и теплое сияние красок женского тела. В картине практически нет сюжета, очертания пейзажа только угадываются, даже голову одной из героинь художник полностью погружает в тень. Поэтому внимание зрителя невольно сосредоточивается на красоте пластики торса каждой из трех Граций. Дочери Зевса и океаниды Евриномы (по другим версиям Геры), Грации воплощали красоту и радость. Впоследствии, в римской мифологии, считались тремя ипостасями Венеры. Тема "трех Граций" стала популярной в итальянском искусстве уже со второй половины XV в.



Мадонна с Младенцем Живопись Сассоферрато (Джованни Баттиста Сальви). 1609-1685 Италия середина XVII в.



Мадонна с Младенцем и святым Иоанном (Мадонна в кресле) Гравюра Схуппен, Петер Людвиг ван. 1627-1702 1693 г.



Святое Семейство Живопись Кавароцци, Бартоломео (Бартоломео деи Крешенци, Бартоломео Витербезе). 1586-1625 Италия 1622-1623 гг.






Мадонна с младенцем Христом, Иоанном Крестителем и ангелами Живопись Стелла, Жак, приписывается. 1596-1657 Франция начало 1650-х гг.



Моисей, иссекающий воду из скалы Живопись Пуссен, Никола. 1594-1665 Франция 1649 г.

Картина была написана художником для его друга Жака Стелла в 1649 году. Источником сюжета послужил латинский перевод "Иудейских древностей" Иосифа Флавия, у которого этот эпизод представлен полнее, чем в Библии: "Моисей ударил по скале своим жезлом, и в то же мгновение она раскололась на две части, и из нее в великом изобилии полилась чистейшая вода". Пуссен не ограничился изображением свершившегося чуда, но одновременно попытался представить трагедию, пережитую беглецами в пустыне. Он делит композицию на три части, выделяя наиболее существенные для повествования моменты. С права показаны люди, гибнущие от жажды в отчаянии и муках; здесь женщины, дети, старики, то есть те, кому труднее всего перенести обрушившиеся на них невзгоды.




В центре мужи и воины; воспрянув духом, они стремительно бросаются к источнику, черпая воду чашами, кувшинами и даже шлемами. Здесь напряжение достигает кульминации.




Наконец, в левой части картины мы видим Моисея и израильских старейшин, воздающих Богу хвалу за ниспосланное им чудесное избавление от гибели.




Картина, которую называли в числе лучших работ Пуссена, получила самую высокую оценку уже у современников художника. Обилие копий и гравюр с нее также служит доказательством широкой популярности произведения.



Большое Святое Семейство Франциска I Частное собрание, Санкт-Петербург. Шарль Лебрен, круг. Копия картины Рафаэля XVII - начало XVIII в.

Ученик Пуссена Шарль Лебрен, соединив стиль учителя с размахомбарокко, стал творцом большого стиля Людовика XIV -велеречивой придворной версии классицизма. Он же был одним из основоположников Французской королевской академии художеств, окончательно «канонизировавшей» Рафаэля, превратив его в обязательный для почитания авторитет. Представленная на выставке уменьшенная копия «Святого Семейства Франциска I», главной картины Рафаэля во Франции, по пластике и колориту напоминающая произведения Лебрена, может быть связана с рассказом его биографа, о том что молодой Лебрен в возрасте 15 лет «создал с натуры уменьшенную копию большой Мадонны Рафаэля, с такой правильностью, точностью передачи выражений, силой цвета и живописи, что эту картину можно было принять за оригинал Рафаэля».

Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим https://vittasim.livejournal.com/306256.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть II Фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме https://vittasim.livejournal.com/306586.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть III Николаевский зал. Начало линии. Копии с картин Рафаэля XVI века.
https://vittasim.livejournal.com/307061.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IV XVI век: многоликий маньеризм https://vittasim.livejournal.com/307312.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть V Джулио Романо и школа Рафаэля, https://vittasim.livejournal.com/307476.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть VI Римская манера. Искусство цитаты https://vittasim.livejournal.com/307951.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VII. Гравюра и декоративно-прикладное искусство. Универсальный стиль
    Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть VIII. Пармиджанино, Приматиччо и школа Фонтенбло https://vittasim.livejournal.com/310390.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть IX XVII век: столп академий.  https://vittasim.livejournal.com/310544.html
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть X Академия святого Луки и римский академизм.  https://vittasim.livejournal.com/310909.html
https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1

Previous post Next post
Up