Уже при жизни за Франческо Маццола, прозванном Пармиджанино, закрепилась слава «другого Рафаэля». Юный Франческо Маццола был красив и учтив - совсем как Рафаэль в его годы - и, как и Рафаэль, умер в роковые тридцать семь лет. Сравнивая произведения двух художников, обыкновенно употребляли два слова: грация и изящество. Пармиджанино воспринял рафаэлевскую грацию, но понял ее лишь как утонченную элегантность, которую сделал самоцелью и довел до совершенства. В стремлении к элегантности он не ограничивал себя требованиями правдоподобия, ясности и порядка, приближаясь к эстетизму, отвлеченному идеалу искусства ради искусства. Продолжателем линии Пармиджанино был ученик Джулио Романо болонец Франческо Приматиччо. В его работах иконографические мотивы Рафаэля и Джулио Романо трактуются в утонченной стилистике Пармиджанино и других эмилианских маньеристов.
В 1540 году Приматиччо стал главой французской школы Фонтенбло, особого явления в искусстве XVI века. Она возникла когда король Франциск задумав перестроить собственную резиденцию, пригласил ко двору художников со всей Италии. Смешение тосканских, эмилианских, римских влияний в соединении с позднеготическими чертами в манере местных французских мастеров породило противоречивое, причудливое и тем притягательное искусство, в котором крайняя изысканность соединялась с неловкой угловатостью, а придворная куртуазность - с артистической экстравагантностью. Элегантность - главное и определяющее эстетическое качество произведений школы Фонтенбло - была обусловлена влиянием Приматиччо, который унаследовал её от Пармиджанино и далее - от Рафаэля. Она становилась все более отвлеченной, приближаясь к орнаментальности, самодостаточной красоте линии.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем Живопись Андреа дель Сарто (Андреа д'Аньоло). 1486-1531 Италия около 1529 г.
О картине "Святое семейство с Иоанном Крестителем" упоминал в XVI столетии биограф итальянских художников Джорджо Вазари в жизнеописании Андреа дель Сарто. Возможно, имелось в виду именно эрмитажное произведение. Оно относится к позднему периоду творчества художника, когда в его искусстве достаточно ярко обозначились черты маньеризма. Об этом свидетельствуют интенсивный колорит, напряженность контура, неоправданная тематикой энергия движений персонажей. Фигуры моделированы мягкой светотенью. Под кистью Сарто тени обретают не только прозрачность, но и окрашенность. Но если в более ранних произведениях художник "растворяет" очертания фигур, погружая их в воздушную среду, здесь пластическая выразительность форм напоминает скульптуру.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Мадонна с кошкой) © Национальная галерея, Лондон. Федерико Бароччи (Федерико Фиори) Около 1575 г
Интерпретация «Святых Семейств» Рафаэля в чувственно- спиритуалистической манере, наследующей Корреджо и предвосхищающей искусство барокко. Федерико Бароччи - один из самых оригинальных живописцев второй половины XVI в. и ведущих мастеров эпохи Контреформации, чье творчество соединило черты маньеризма и барокко. Бароччи также как и Рафаэль родился в Урбино. На протяжении всего творческого пути он следовал образам и методам великого предшественника. Федерико Фиори прорабатывал каждую деталь композиции во множестве подготовительных рисунков и картонов, постепенно находя окончательную версию произведения. Заимствовав метод работы, устройство мастерской и особый тип грации, в отличие от предшественника, который работал очень быстро, Бароччи писал крайне медленно, раздражая тем самым заказчиков, что не мешало его славе в Риме.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Мадонна с кошкой) © Национальная галерея, Лондон. Федерико Бароччи (Федерико Фиори) Около 1575 г Деталь
"Мадонна с кошкой» - один из самых обаятельных образов мастера. Мадонна вынула сына из плетеной колыбели и кормит его грудью, другой рукой она обнимает Иоанна Крестителя. Младенец Иисус отвлекся на кошку, наблюдающую за щеглом в руке мальчика. Все персонажи оживленно участвуют в происходящей игре. Окружающая обстановка создает уютный семейный мир и умиротворенную домашнюю атмосферу. Хочется рассматривать и любоваться деталями. На переднем плане в корзине для рукоделия лежит подушка для вышивки и книга в кожаном переплете с приоткрытыми страницами.
Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Мадонна с кошкой) © Национальная галерея, Лондон. Федерико Бароччи (Федерико Фиори) Около 1575 г Деталь
Картина написана в характерных для Бароччи пастельных тонах, со сглаженными контурами и сладостной концепцией образов. Деликатная полутень, сфумато, обволакивает персонажей и предметы - их лица, руки, пальцы. Бароччи относился скрупулёзно к созданию своих работ, в том числе и этой. Сохранилось ок. 35 подготовительных рисунков к картине и полноформатный подготовительный картон, в которых видно, как художник искал связь персонажей, позу Марии, её драпировки и нежное выражение лица. Произведения Федерико Бароччи стали своего рода мостом между классическим наследием Рафаэля и живописью XVII столетия, особенно фламандскими художниками, которые многое почерпнули в его творчестве сквозь призму позднего и абсолютно своеобразного интерпретатора. Очень популярная иконография «Мадонна с кошкой», как и многие другие образы Бароччи, нравилась публике. Благодаря распространению гравюры появились живописные повторения, использовавшиеся как личные молельные образы.
Исцеление святыми Петром и Иоанном паралитика около ворот храма Гравюра Пармиджанино (Франческо Маццола). 1503-1540 Италия около 1524-1530 гг.
В гравюре, созданной по композиции Рафаэля, Пармиджанино изменил пропорции и расположение фигур, придал композиции характерную для него трепетность и живость. Даже копируя Рафаэля, Пармиджанино не подражает, но соревнуется с предшественником, старается превзойти его в изощренности, эффектности и элегантности.
Мадонна с Младенцем среди облаков Рисунок Пармиджанино (Франческо Маццола) (?). 1503-1540 Италия Дата создания:1520-е гг. (?)
Женщина, несущая на голове сосуд Рисунок Пармиджанино (Франческо Маццола) (или ближайший последователь). 1503-1540 Италия 1534-1564 гг.
Святое семейство со св. Елизаветой Живопись Приматиччо, Франческо. 1505-1570 Италия
Святое Семейство со святым Иоанном Крестителем (Мадонна с длинным бедром) Гравюра Раймонди, Маркантонио. 1475/82-до 1534 около 1520 г.
Франциск - правитель и покровитель искусств. Проект фронтона Рисунок Приматиччо, Франческо. 1505-1570 1553 г.
Осада Трои Рисунок Пенни, Лука. 1504-1557 Италия 1560-е гг. (?)
Наброски фигур Рисунок Пармиджанино (Франческо Маццола). 1503-1540 Италия 1530-е гг.
Аполлон с девятью музами и убегающий Рисунок Неизвестный художник
Состязание Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Лука Пенни
Зевс-громовержец Рисунок Пармиджанино (Франческо Маццола). 1503-1540 Италия 1534 г.
Линия Рафаэля. 1520-2020. Часть I Рисунки Рафаэля. От Перуджи до Флоренции. Рим
https://vittasim.livejournal.com/306256.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть II Фрески виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме
https://vittasim.livejournal.com/306586.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть III Николаевский зал. Начало линии. Копии с картин Рафаэля XVI века.
https://vittasim.livejournal.com/307061.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть IV XVI век: многоликий маньеризм
https://vittasim.livejournal.com/307312.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть V Джулио Романо и школа Рафаэля,
https://vittasim.livejournal.com/307476.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть VI Римская манера. Искусство цитаты
https://vittasim.livejournal.com/307951.htmlЛиния Рафаэля. 1520-2020. Часть VII. Гравюра и декоративно-прикладное искусство. Универсальный стиль
https://vittasim.livejournal.com/308215.htmlhttps://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/raphaelmain/#node1