Москва, Новая Третьяковка (часть первая). 5 февраля 2022 года

May 04, 2022 11:56

Продолжение рассказа о нашей поездке в Беларусь и Москву. Предыдущие посты:

Из Гродно в Минск. 31 января 2022 года
Минск: станция метро "Немига" и музей Великой Отечественной войны. 1 февраля 2022 года
Минск, площадь Независимости. 1 февраля 2022 года
Минск, район Троицкой горы. 2 февраля 2022 года
Минск, Верхний город. 2 февраля 2022 года
Минск: стадион "Динамо" и улица Октябрьская. 2 февраля 2022 года
Минск, район Восток. 3 февраля 2022 года
Минск. Зелёная линия метро и район Минск-Мир. 3 февраля 2022 года
Минск: Раковское предместье и Красный дворик. 3 февраля 2022 года
Минск, Партизанский проспект. 3 февраля 2022 года
Минск: сквер Симона Боливара и Дом шести премьеров. 4 февраля 2022 года
Из Минска в Москву. 4 февраля 2022 года

Ну вот мы и подошли к главной цели нашей прогулки - зданию Новой Третьяковки, что на Крымском Валу, 10 (возле парка Музеон и через дорогу от парка Горького).



Про Новую Третьяковку я слышал, конечно, уже давно, но никак не получалось там побывать. А незадолго до начала нашей с Полиночкой поездки я узнал, что в 2023 году галерею должны закрыть на долгую реконструкцию. Поэтому я решил, что в конце нашей поездки мы обязательно должны туда сходить, так как ещё неизвестно, когда нам удастся зайти в Новую Третьяковку снова. Собственно, так и получилось - Полина уже беременна, скоро у нас родится ребёнок, и посещение любого московского музея стало делом туманного будущего.
Что интересно: на месте галереи до 1980-х годов практически ничего не было - просто пустыри и лес. Планы по застройке участка появились ещё в 1920-е годы, но до конкретных работ никак не доходили руки. Наконец, в 1965 году здесь началось строительство Дома художника, и в 1977 году здание было сдано в эксплуатацию. В 1985 году завершилось строительство всего комплекса, а спустя год тут открылась экспозиция картин, написанных в XX веке. А позднее временная галерея стала постоянной, и практически все образцы отечественного современного живописного искусства переехали из основного корпуса Третьяковки в Лаврушинском переулке на Крымский Вал.

Войти в галерею оказалось делом непростым. Во-первых, в эти же дни заканчивалась выставка работ Михаила Врубеля, на которую пришли толпы народа. Вход был по билетам стоимостью 1000 рублей, и все они уже были раскуплены. Рядом со входом в галерею стояло несколько спекулянтов, которые предлагали билеты по 1500 рублей. Меня это даже порадовало - пока ещё есть спрос на искусство, пусть даже и со стремлением нажиться на этом спросе.
Во-вторых, на входе требовалось показать QR-код о вакцинации. С этим у нас всё было в порядке, я вакцинировался ещё в сентябре. Только вот в январе на Госуслугах произошёл сбой, и QR-коды были обновлены, а мой код, сохранённый на телефоне, был старым, и сканер охранника на входе выдал ошибку при чтении. Мне пришлось заходить на Госуслуги и искать там новый QR-код, с чем, слава Богу, я справился успешно.
Мы с Полинкой и Тёмычем пошли не на Врубеля, а на обычную постоянную экспозицию. Билет обошёлся нам с Артёмом по 500 рублей, а Полина заплатила 250 - как студент вуза. Перед нами в кассу пролез без очереди какой-то олень, но мы не стали с ним ругаться, хотя, по идее, надо было бы.

Ну вот, наконец, и сама экспозиция. Для начала - шедевры Кузьмы Петрова-Водкина, одного из любимых моих художников: каноническое «Купание красного коня» (1912 год)


и очень известная «Смерть комиссара» (первый вариант, 1927 год):


Потрясающий Нико Пиросмани и две его работы - «Семейная компания» (1907 год):


и «Гумно в грузинской деревне» (1915 год):


Интересная картина «Восстание» (1925 год) Климента Редько:


«Музыкант» (1916 год) Ивана Клюна. Тонированное дерево, жесть, целлулоид:


Ух ты! «Летатлин» Владимира Татлина, 1929-1932 годы. Этот орнитоптер, или же махолёт, или же воздушный велосипед, Владимир Татлин делал из дерева, металла, шёлка, пробки и даже китового уса! Увы, этот аппарат никогда не летал, хотя полёты подобных ему экземпляров имели место в 1930-е годы.


Эскиз Александра Куприна (не писателя) под названием «Искусство». Интересна надпись «РФСР». Да, в то время название РСФСР ещё не устоялось окончательно (менялись местами слова «советская» и «социалистическая»), а одним из вариантов была аббревиатура РФСР - Российская Федеративная Советская республика.


Вот он - знаменитый «Чёрный квадрат» супрематиста Казимира Малевича, первый вариант (1915 год). Всего же Малевич написал четыре «Чёрных квадрата», все они хранятся в разных музеях Москвы и Санкт-Петербурга.


Ещё одним видным супрематистом был Николай Суетин. Вот его картина «Мужик» (1932 год):


К концу 1920-х годов супрематизм, как и весь авангард, стал в Советском Союзе нежелательным жанром. По решению Иосифа Сталина верх взял соцреализм, который тоже очень широко представлен в Новой Третьяковке.
Александр Дейнека и ряд его работ: «Вратарь» (1934 год)


…очень смелая для соцреализма картина «На балконе» (1931 год). Ну в те годы подобное ещё можно было представить на публичных показах:


…и очень известные «Будущие лётчики» 1938 года:


Бронзовая скульптура «Футболисты» (1928-1938 годы) работы Иосифа Чайкова:


Отличная картина «Мотоциклетный пробег» (1923-1925 годы) советского графика и плакатиста Константина Вялова:


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

авангард, друзья, соцреализм, Грузия, живопись, музеи, Россия, скульптура, супрематизм, туризм, искусство, Москва, Полиночка Евгеньевна

Previous post Next post
Up