Из Парижа в Тимишоару, 10-11 марта 2020 года

Dec 20, 2021 16:34


Окончание рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:

Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года.
Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года
Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть четвёртая), 8 марта 2020 года
Граффити Олимпиада и наркоманы Сталинграда, 8 марта 2020 года
Иври-сюр-Сен - оплот коммунистов во Франции. 8 марта 2020 года
Елисейские Поля и ателье "Рено". 8 марта 2020 года
Триумфальная арка (но не та) и Лувр. 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: от бичёвской столовой до бара "Спутник". 9 марта 2020 года
ФК "Париж" и старый "Ситроен", 9 марта 2020 года
Форт Иври и парижский "Ашан", 9 марта 2020 года
От "Ашана" до Лионского вокзала, 10 марта 2020 года
Собор Парижской Богоматери, 10 марта 2020 года
Набережная Орфевр, 36 и Дворец Правосудия. 10 марта 2020 года

После быстрого осмотра собора Нотр-Дам-де-Пари и набережной Орфевр я двинул на метро - времени до вылета из Бове оставалось уже не так много, а мне ещё нужно было доехать до района Порт-де-ля-Шапель на севере Парижа. Там у меня была назначена встреча с водителем "Бла-бла-кара".
На метро я доехал до станции "Порт-де-ля-Шапель", открытой ещё в далёком военном 1916 году. С 1931 года эта станция входит в состав 12-й ("зелёной") линии Парижского метро. Эта станция находится на улице Шапель возле пересечения с бульваром Де Марешо, и, соответственно, недалеко от бульвара Периферик, который идёт параллельно Де Марешо, только чуть дальше от центра французской столицы. Всё это - 18-й округ Парижа. Этот округ - один из самых привлекательных для иммигрантов (большая часть молодёжи здесь родом из Магриба и Экваториальной Африки), а по населению 18-й округ является одним из лидеров. Именно в этом округе в ноябре 1979 года полицейскими бригады BRI был застрелен "враг государства" - французский гангстер Жак Месрин. В общем, скучно в 18-м округе не будет.



Порт-де-ля-Шапель находится на востоке 18-го района. Ранее это была коммуна Ля-Шапель, она вошла в состав Парижа в 1860 году. Причём часть коммуны осталась за пределами столицы - она вошла в состав Сен-Дени и двух других муниципалитетов.
В Средневековье Ля-Шапель была спокойной деревней на дороге из Парижа к священному для французов Сен-Дени. Дорога между двумя городами называлась Эстре (ныне это улица Шапель). По Эстре ля-шапельцы гоняли стада животных, продажей которых и жили. Но в XIX веке через Ля-Шапель в Париж прошли линии сразу двух железнодорожных компаний (Северной и Восточной), население села выросло, и по приказу Наполеона III оно было разделено между Парижем и тремя муниципалитетами.
После Второй мировой войны Ля-Шапель быстро урабнизировалась, здесь было построено высотных домов - сначала таких, как на фото ниже. Постепенно здесь стали селиться тысячи мигрантов из Африки, полностью изменив традиционный облик района. Это закономерно привело к росту преступности. В 2017 году жители района за два дня собрали тысячу подписей на петиции против уличных оскорблений, домогательств и краж.


86-метровая высотка "СуперШапель" на улице Шапель, 100 была построена в 1968 году. В ней - 27 этажей. Небоскрёб был спроектирован архитектром Андре Ремонде (1908-1998), который впоследствии строил новое здание посольства Франции в США. Изначально высотка предназначалась для государственных и муниципальных служащих, которым здесь давали квартиры под льготные кредиты. Теперь же наверняка основную массу жителей "СуперШапель" составляют арабы и негры.


Точно напротив "СуперШапели" (на улице Шапель, 93) находится ещё одна высотка Андре Ремонде - 78-метровая "Ла Саблиер". Она была построена в 1967 году. Этажей тут тоже 27. Изначально "Ла Саблиер" строилась для работников железных дорог.
Рядом с этим небоскрёбом я заглянул в закусочную, где купил несколько пирожков и стакан чая. Всё вместе вышло примерно на 430 рублей - ох уж эти парижские цены! Причём продавщица в магазине уже имела на лице маску, а евромелочёвку я давал ей не в руки, а опускал в специальный автомат с дыркой под калибр монет. Можно было попытаться проверить, проканают ли наши российские рубли, но у меня физически не было в наличии родного денежного металла.


Встреча с водителем по имени Тони была назначена около местной почты, которая вроде как находилась как раз в районе "Супер Шапель", но я никак не мог увидеть заветную надпись "Post Office". Да ещё и интернета не было, чтобы связаться с водителем. Дополнительную сложность представляло то, что в предварительной переписке на "Блабла" Тони общался исключительно на французском языке, воплощая в себе самые дремучие и худшие стереотипы об англофобии французов.
Так или иначе, мне нужно было найти почту. Я пошёл на юг по улице Шапель и наткнулся на главные достопримечательности района - базилику святой Жанны д'Арк (справа на фото) и церковь Сен-Дени-де-Ля-Шапель (справа).
Сначала о церкви - как о более старой и скромной по размерам. Изначально примерно на этом месте стоял римский храм, посвящённый Вакху, а где-то в 475 году стараниями святой Женевьевы тут была воздвигнута христианская часовня ("шапель" по-французски), в которую сразу стало приходить много паломников. Так местность и получила название Ля-Шапель. Примерно в 580 году в часовне был похоронен Дагоберт - сын франкского короля Хильперика I из династии Меровингов. Спустя несколько лет сам Хильперик был убит во время охоты, причём в организации убийства подозревали его жену (ранее наложницу) Фредегонду - героиню нескольких средневековых эпосов и песен. В то же время вокруг часовни выросла деревня, а в VII веке возникла и монашеская община.
Спустя некоторое время часовня Ля-Шапель уступила находящейся неподалёку базилике Сен-Дени, а также была несколько раз повреждена грабителями-норманнами, после чего на долгое время пропала из виду. Но в 1204 году часовню перестроили в готическом стиле. В 1358 году она сгорела во время Жакерии, а в сентябре 1429 года здесь на одну ночь останавливалась Жанна д'Арк перед тем, как атаковать Париж (теперь в честь Жанны здесь установлена мемориальная доска). В XVIII веке часовня была перестроена, так как могла обрушиться, и с тех пор приобрела фасад в классическом стиле (заметен даже на фотографии). Колокольня, построенная заново в 1770 году, была снесена в 1930-м - опять же для предотвращения падения. В 1814 и 1815 году часовню использовали как конюшню российские и прусские войска.
А вот базилика святой Жанны д'Арк была построена сравнительно недавно. Дело было так. Аббат Марган из церкви Сен-Дени-де-Ля-Шапель на проповеди 6 сентября 1914 года предложил построить церковь в честь Жанны, если наступление немцев на Париж будет остановлено. Ещё днём ранее началось легендарное сражение на Марне. 7 сентября настал критический момент сражения, командущий 6-й французской армией маршал Монури требовал срочных подкреплений. Начальник парижского гарнизона генерал Галлиени отправил одну бригаду Марокканской дивизии по железной дороге, а вторую - на 600 парижских таксомоторах "Рено", каждый из которых сделал по два рейса. Монури устоял, и уже 9 сентября немцы начали отход от Парижа, который, казалось, был так близко.
13 сентября 1914 года парижский архиепископ, кардинал Аметт, выступая перед 30 тысячами верующих, дал обет построить храм в честь Жанны д'Арк. Но стройка началась только после войны. Местом строительства была выбрана коммуна Ля-Шапель, где почти 500 лет назад побывала сама Жанна. Архитекторы предложили 165 вариантов строительства, в том числе - храм 200-метровой высоты из железобетона (впоследствии этот проект стал основой для возведения храма Сен-Жозеф в Гавре).
Камень в основание будущей церкви был заложен тогдашним парижским архиепископом (кардиналом Дюбуа) в июне 1929 года, а сама стройка началась лишь в 1930 году. Видимо, тогда же и пришлось снести колокольню часовни Сен-Дени-де-Ля-Шапель. В мае 1935 года базилика Сен-Жанн была открыта для богослужений, но достроен был лишь фасад и один из куполов. А в конце 1930-х годов стройка вообще остановилась, и, естественно, не возобновлялась из-за Второй мировой войны.
В 1955 году было принято решение о достройке базилиики, сбор средств на которую проводился по всей Франции. Однако первоначальный проект был признан слишком дорогостоящим, и его несколько скорректировали. В 1960 году работы возобновились, и в 1964 году (к 50-летию битвы на Марне) базилика была достроена. Её освятили 10 мая 1964 года.


Статуя Жанны д'Арк была отлита из железа в 1888 году и изначально стояла перед часовней Сен-Дени-де-ля-Шапель. Позднее её перенесли и поставили возле входных ворот базилики.


Там же, возле базилики, я решил перестать бегать по всей улице Шапель, а спросить у кого-нибудь из местных, где находится почта. По той же стороне Шапель, где стоят обе церкви, я зашёл в первый попавшийся магазин (даже не помню, с каким товаром) и на английском языке спросил продавца азиатской внешности, где находится почта.
- Причаш ли српским? - к полному моему удивлению спросил продавец.
- Причам, наравно, - улыбнулся я.
Какое "наравно"? Говорящих по-сербски людей в Париже не так уж много, хотя тут можно найти представителей практически любой относительно крупной национальности. И неужели я так похож на серба, что он сразу задал мне такой вопрос? Или я говорю по-английски со слишком специфичным славянским акцентом?
А этот чувачок оказался вообще индийцем. На очень плохом сербском он всё-таки смог объяснить мне, что ближайшая почта находится именно на перекрёстке Шапель и бульвара Де Марешо.
Я поспешил обратно по улице Шапель на север, даже не останавливаясь, чтобы делать фотографии. Про саму улицу можно сказать, что нынешнее название она носит с 1867 года, а до этого, находясь в составе Ля-Шапель, была просто Гран-Рю - Главной улицей. В 1871 году на Ля-Шапель стояли баррикады коммунаров, а в 1918 году улица неоднократно подвергалась бомбардировкам немецкой авиации и обстрелам дальнобойной артиллерии.
Охрана, подчинённая парижской мэрии, патрулирует район небоскрёба "СуперШапель". Видимо, это последствия петиции 2017 года. Впрочем, эти четверо мужчин, хоть и считаются полицейскими, вооружены только дубинками, и вряд ли шибко активно патрулируют по ночам. Ну и на том спасибо.


Почта действительно оказалась на месте, просто вход был не с Шапель, а с бульвара Де Марешо. У входа в почтовое отделение тусовалось человек 15 молодых ребят тёмного оттенка кожи, которые смотрели на меня (как, впрочем, и на других прохожих) очень недобрым взглядом. Конечно, наверняка я преувеличиваю, во Франции не может быть проблем, но всё же я не желал бы гулять здесь хотя бы в сумерках, не говоря уж о ночной темноте.
Зайдя в здание почты, я сразу поймал интернет - там был свободный вай-фай. Тони уже написал мне в Вотсапе - естественно, по-французски, и отправил фотку почтового отделения, показывая, что он уже на месте. Я ответил, что я тоже здесь. Ответил по-английски, а Тони, видимо, даже этого не смог понять. Он позвонил мне, говоря, естественно, по-французски. Вот что у человека в голове? Понимает ведь, что турист, гость его страны не владеет французским языком. Поездка в аэропорт, оплаченная - ты же должен понимать, что надо быстро связаться с человеком и как можно более доступно объяснить ему, где ты находишься. Но нет, какие-то тупые принципы, видимо, важнее оперативности и чёткости.
Через несколько фраз (французских от Тони и английских от меня) трубку перехватил какой-то женский голос, говорящий на русском языке. Оказалось, что машина уже стоит около почтового отделения, я даже видел её, когда заходил на почту (но в салоне было пусто).
Я вышел с почты и сразу увидел компанию из трёх человек - двох взрослых мужчин и взрослой же женщины. Оказалось, что женщину зовут Дарья, она русская, её муж - то ли литовец, то ли латыш, и вот они тоже едут в Бове на "Блаблакаре". Слава Богу, что мне так повезло с попутчиками. Конечно, я бы и так нашёл Тони, но мы могли бы потерять драгоценное время.
Тони сразу же рванул от метро "Порт-де-Ля-Шапель" на север, по автодороге N1. Ехали мы быстро и уже примерно через час были в аэропорту Бове. Тони помог Дарье и её мужу выгрузить вещи - они опаздывали на регистрацию своего рейса (куда-то в сторону России или Прибалтики).
А я ещё имел время с небольшим запасом. Правда, очередь на регистрацию рейса до Тимишоары была уж очень длинной, но процесс шёл быстро. Французские пограничники уже все имели на руках перчатки, а на лицах - медицинские маски. С пассажиров ничего этого пока не требовали.
Я получил штамп в загранпаспорт (Румыния не считается в ЕС внутренним направлением), предъявил маршрутную квитанцию и вскоре прошёл в самолёт компании WizzAir. Наш рейс вылетел в 21.10 по местному времени. Всё, прощай, Франция, орёвуар и так далее. Наверняка ещё увидимся, только вот когда?
В полночь я прилетел из аэропорта Париж-Бове в румынскую Тимишоару. Аэропорт имени Траяна Вуйи стал для меня 13-м по счёту. Румынские погранцы, как и их французские коллеги, уже все были одеты в маски и перчатки. Меня спросили, бывал ли я раньше в Румынии и куда следую дальше, после чего поставили штамп с датой прибытия в Румынию 3 марта вместо 10 марта, ну красавцы вообще.
Около тимишоарского аэропорта меня уже ждал минибус белградской компании "Gea Turs", на который я записался ещё три дня назад. Помимо меня, трансфером воспользовались молодая сербская пара, прилетевшая в Тимишоару из Брюсселя, и ещё одна молодая девушка. Стоимость поездки составила для меня 1800 динаров (чуть больше 1200 рублей на тот момент). Кстати, сербские динары в обменном пункте тимишоарского аэропорта названы ещё югославскими, этот факт немного повеселил меня.


Примерно через час после моего приземления наш минибус выехал в сторону Сербии.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

преступность, Средневековье, коронавирус, полиция, Румыния, граница, Париж, Вторая мировая война, блаблакар, Франция, аэропорт, французы, индийцы, памятник, сербский язык, церковь, Первая мировая война, Тимишоара

Previous post Next post
Up