Окончание рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:
Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года. Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года Париж в 15 фото (часть четвёртая), 8 марта 2020 года Граффити Олимпиада и наркоманы Сталинграда, 8 марта 2020 года Иври-сюр-Сен - оплот коммунистов во Франции. 8 марта 2020 года Елисейские Поля и ателье "Рено". 8 марта 2020 года Триумфальная арка (но не та) и Лувр. 8 марта 2020 года Париж в 15 фото: от бичёвской столовой до бара "Спутник". 9 марта 2020 года ФК "Париж" и старый "Ситроен", 9 марта 2020 года Форт Иври и парижский "Ашан", 9 марта 2020 года От "Ашана" до Лионского вокзала, 10 марта 2020 года Собор Парижской Богоматери, 10 марта 2020 года Набережная Орфевр, 36 и Дворец Правосудия. 10 марта 2020 года После быстрого осмотра собора Нотр-Дам-де-Пари и набережной Орфевр я двинул на метро - времени до вылета из Бове оставалось уже не так много, а мне ещё нужно было доехать до района Порт-де-ля-Шапель на севере Парижа. Там у меня была назначена встреча с водителем "Бла-бла-кара".
На метро я доехал до станции "Порт-де-ля-Шапель", открытой ещё в далёком военном 1916 году. С 1931 года эта станция входит в состав 12-й ("зелёной") линии Парижского метро. Эта станция находится на улице Шапель возле пересечения с бульваром Де Марешо, и, соответственно, недалеко от бульвара Периферик, который идёт параллельно Де Марешо, только чуть дальше от центра французской столицы. Всё это - 18-й округ Парижа. Этот округ - один из самых привлекательных для иммигрантов (большая часть молодёжи здесь родом из Магриба и Экваториальной Африки), а по населению 18-й округ является одним из лидеров. Именно в этом округе в ноябре 1979 года полицейскими бригады BRI был застрелен "враг государства" - французский гангстер Жак Месрин. В общем, скучно в 18-м округе не будет.
Порт-де-ля-Шапель находится на востоке 18-го района. Ранее это была коммуна Ля-Шапель, она вошла в состав Парижа в 1860 году. Причём часть коммуны осталась за пределами столицы - она вошла в состав Сен-Дени и двух других муниципалитетов.
В Средневековье Ля-Шапель была спокойной деревней на дороге из Парижа к священному для французов Сен-Дени. Дорога между двумя городами называлась Эстре (ныне это улица Шапель). По Эстре ля-шапельцы гоняли стада животных, продажей которых и жили. Но в XIX веке через Ля-Шапель в Париж прошли линии сразу двух железнодорожных компаний (Северной и Восточной), население села выросло, и по приказу Наполеона III оно было разделено между Парижем и тремя муниципалитетами.
После Второй мировой войны Ля-Шапель быстро урабнизировалась, здесь было построено высотных домов - сначала таких, как на фото ниже. Постепенно здесь стали селиться тысячи мигрантов из Африки, полностью изменив традиционный облик района. Это закономерно привело к росту преступности. В 2017 году жители района за два дня собрали тысячу подписей на петиции против уличных оскорблений, домогательств и краж.
86-метровая высотка "СуперШапель" на улице Шапель, 100 была построена в 1968 году. В ней - 27 этажей. Небоскрёб был спроектирован архитектром Андре Ремонде (1908-1998), который впоследствии строил новое здание посольства Франции в США. Изначально высотка предназначалась для государственных и муниципальных служащих, которым здесь давали квартиры под льготные кредиты. Теперь же наверняка основную массу жителей "СуперШапель" составляют арабы и негры.
Точно напротив "СуперШапели" (на улице Шапель, 93) находится ещё одна высотка Андре Ремонде - 78-метровая "Ла Саблиер". Она была построена в 1967 году. Этажей тут тоже 27. Изначально "Ла Саблиер" строилась для работников железных дорог.
Рядом с этим небоскрёбом я заглянул в закусочную, где купил несколько пирожков и стакан чая. Всё вместе вышло примерно на 430 рублей - ох уж эти парижские цены! Причём продавщица в магазине уже имела на лице маску, а евромелочёвку я давал ей не в руки, а опускал в специальный автомат с дыркой под калибр монет. Можно было попытаться проверить, проканают ли наши российские рубли, но у меня физически не было в наличии родного денежного металла.
Встреча с водителем по имени Тони была назначена около местной почты, которая вроде как находилась как раз в районе "Супер Шапель", но я никак не мог увидеть заветную надпись "Post Office". Да ещё и интернета не было, чтобы связаться с водителем. Дополнительную сложность представляло то, что в предварительной переписке на "Блабла" Тони общался исключительно на французском языке, воплощая в себе самые дремучие и худшие стереотипы об англофобии французов.
Так или иначе, мне нужно было найти почту. Я пошёл на юг по улице Шапель и наткнулся на главные достопримечательности района - базилику святой Жанны д'Арк (справа на фото) и церковь Сен-Дени-де-Ля-Шапель (справа).
Сначала о церкви - как о более старой и скромной по размерам. Изначально примерно на этом месте стоял римский храм, посвящённый Вакху, а где-то в 475 году стараниями святой Женевьевы тут была воздвигнута христианская часовня ("шапель" по-французски), в которую сразу стало приходить много паломников. Так местность и получила название Ля-Шапель. Примерно в 580 году в часовне был похоронен Дагоберт - сын франкского короля Хильперика I из династии Меровингов. Спустя несколько лет сам Хильперик был убит во время охоты, причём в организации убийства подозревали его жену (ранее наложницу) Фредегонду - героиню нескольких средневековых эпосов и песен. В то же время вокруг часовни выросла деревня, а в VII веке возникла и монашеская община.
Спустя некоторое время часовня Ля-Шапель уступила находящейся неподалёку базилике Сен-Дени, а также была несколько раз повреждена грабителями-норманнами, после чего на долгое время пропала из виду. Но в 1204 году часовню перестроили в готическом стиле. В 1358 году она сгорела во время Жакерии, а в сентябре 1429 года здесь на одну ночь останавливалась Жанна д'Арк перед тем, как атаковать Париж (теперь в честь Жанны здесь установлена мемориальная доска). В XVIII веке часовня была перестроена, так как могла обрушиться, и с тех пор приобрела фасад в классическом стиле (заметен даже на фотографии). Колокольня, построенная заново в 1770 году, была снесена в 1930-м - опять же для предотвращения падения. В 1814 и 1815 году часовню использовали как конюшню российские и прусские войска.
А вот базилика святой Жанны д'Арк была построена сравнительно недавно. Дело было так. Аббат Марган из церкви Сен-Дени-де-Ля-Шапель на проповеди 6 сентября 1914 года предложил построить церковь в честь Жанны, если наступление немцев на Париж будет остановлено. Ещё днём ранее началось легендарное сражение на Марне. 7 сентября настал критический момент сражения, командущий 6-й французской армией маршал Монури требовал срочных подкреплений. Начальник парижского гарнизона генерал Галлиени отправил одну бригаду Марокканской дивизии по железной дороге, а вторую - на 600 парижских таксомоторах "Рено", каждый из которых сделал по два рейса. Монури устоял, и уже 9 сентября немцы начали отход от Парижа, который, казалось, был так близко.
13 сентября 1914 года парижский архиепископ, кардинал Аметт, выступая перед 30 тысячами верующих, дал обет построить храм в честь Жанны д'Арк. Но стройка началась только после войны. Местом строительства была выбрана коммуна Ля-Шапель, где почти 500 лет назад побывала сама Жанна. Архитекторы предложили 165 вариантов строительства, в том числе - храм 200-метровой высоты из железобетона (впоследствии этот проект стал основой для возведения храма Сен-Жозеф в Гавре).
Камень в основание будущей церкви был заложен тогдашним парижским архиепископом (кардиналом Дюбуа) в июне 1929 года, а сама стройка началась лишь в 1930 году. Видимо, тогда же и пришлось снести колокольню часовни Сен-Дени-де-Ля-Шапель. В мае 1935 года базилика Сен-Жанн была открыта для богослужений, но достроен был лишь фасад и один из куполов. А в конце 1930-х годов стройка вообще остановилась, и, естественно, не возобновлялась из-за Второй мировой войны.
В 1955 году было принято решение о достройке базилиики, сбор средств на которую проводился по всей Франции. Однако первоначальный проект был признан слишком дорогостоящим, и его несколько скорректировали. В 1960 году работы возобновились, и в 1964 году (к 50-летию битвы на Марне) базилика была достроена. Её освятили 10 мая 1964 года.
Статуя Жанны д'Арк была отлита из железа в 1888 году и изначально стояла перед часовней Сен-Дени-де-ля-Шапель. Позднее её перенесли и поставили возле входных ворот базилики.
Там же, возле базилики, я решил перестать бегать по всей улице Шапель, а спросить у кого-нибудь из местных, где находится почта. По той же стороне Шапель, где стоят обе церкви, я зашёл в первый попавшийся магазин (даже не помню, с каким товаром) и на английском языке спросил продавца азиатской внешности, где находится почта.
- Причаш ли српским? - к полному моему удивлению спросил продавец.
- Причам, наравно, - улыбнулся я.
Какое "наравно"? Говорящих по-сербски людей в Париже не так уж много, хотя тут можно найти представителей практически любой относительно крупной национальности. И неужели я так похож на серба, что он сразу задал мне такой вопрос? Или я говорю по-английски со слишком специфичным славянским акцентом?
А этот чувачок оказался вообще индийцем. На очень плохом сербском он всё-таки смог объяснить мне, что ближайшая почта находится именно на перекрёстке Шапель и бульвара Де Марешо.
Я поспешил обратно по улице Шапель на север, даже не останавливаясь, чтобы делать фотографии. Про саму улицу можно сказать, что нынешнее название она носит с 1867 года, а до этого, находясь в составе Ля-Шапель, была просто Гран-Рю - Главной улицей. В 1871 году на Ля-Шапель стояли баррикады коммунаров, а в 1918 году улица неоднократно подвергалась бомбардировкам немецкой авиации и обстрелам дальнобойной артиллерии.
Охрана, подчинённая парижской мэрии, патрулирует район небоскрёба "СуперШапель". Видимо, это последствия петиции 2017 года. Впрочем, эти четверо мужчин, хоть и считаются полицейскими, вооружены только дубинками, и вряд ли шибко активно патрулируют по ночам. Ну и на том спасибо.
Почта действительно оказалась на месте, просто вход был не с Шапель, а с бульвара Де Марешо. У входа в почтовое отделение тусовалось человек 15 молодых ребят тёмного оттенка кожи, которые смотрели на меня (как, впрочем, и на других прохожих) очень недобрым взглядом. Конечно, наверняка я преувеличиваю, во Франции не может быть проблем, но всё же я не желал бы гулять здесь хотя бы в сумерках, не говоря уж о ночной темноте.
Зайдя в здание почты, я сразу поймал интернет - там был свободный вай-фай. Тони уже написал мне в Вотсапе - естественно, по-французски, и отправил фотку почтового отделения, показывая, что он уже на месте. Я ответил, что я тоже здесь. Ответил по-английски, а Тони, видимо, даже этого не смог понять. Он позвонил мне, говоря, естественно, по-французски. Вот что у человека в голове? Понимает ведь, что турист, гость его страны не владеет французским языком. Поездка в аэропорт, оплаченная - ты же должен понимать, что надо быстро связаться с человеком и как можно более доступно объяснить ему, где ты находишься. Но нет, какие-то тупые принципы, видимо, важнее оперативности и чёткости.
Через несколько фраз (французских от Тони и английских от меня) трубку перехватил какой-то женский голос, говорящий на русском языке. Оказалось, что машина уже стоит около почтового отделения, я даже видел её, когда заходил на почту (но в салоне было пусто).
Я вышел с почты и сразу увидел компанию из трёх человек - двох взрослых мужчин и взрослой же женщины. Оказалось, что женщину зовут Дарья, она русская, её муж - то ли литовец, то ли латыш, и вот они тоже едут в Бове на "Блаблакаре". Слава Богу, что мне так повезло с попутчиками. Конечно, я бы и так нашёл Тони, но мы могли бы потерять драгоценное время.
Тони сразу же рванул от метро "Порт-де-Ля-Шапель" на север, по автодороге N1. Ехали мы быстро и уже примерно через час были в аэропорту Бове. Тони помог Дарье и её мужу выгрузить вещи - они опаздывали на регистрацию своего рейса (куда-то в сторону России или Прибалтики).
А я ещё имел время с небольшим запасом. Правда, очередь на регистрацию рейса до Тимишоары была уж очень длинной, но процесс шёл быстро. Французские пограничники уже все имели на руках перчатки, а на лицах - медицинские маски. С пассажиров ничего этого пока не требовали.
Я получил штамп в загранпаспорт (Румыния не считается в ЕС внутренним направлением), предъявил маршрутную квитанцию и вскоре прошёл в самолёт компании WizzAir. Наш рейс вылетел в 21.10 по местному времени. Всё, прощай, Франция, орёвуар и так далее. Наверняка ещё увидимся, только вот когда?
В полночь я прилетел из аэропорта Париж-Бове в румынскую Тимишоару. Аэропорт имени Траяна Вуйи стал для меня 13-м по счёту. Румынские погранцы, как и их французские коллеги, уже все были одеты в маски и перчатки. Меня спросили, бывал ли я раньше в Румынии и куда следую дальше, после чего поставили штамп с датой прибытия в Румынию 3 марта вместо 10 марта, ну красавцы вообще.
Около тимишоарского аэропорта меня уже ждал минибус белградской компании "Gea Turs", на который я записался ещё три дня назад. Помимо меня, трансфером воспользовались молодая сербская пара, прилетевшая в Тимишоару из Брюсселя, и ещё одна молодая девушка. Стоимость поездки составила для меня 1800 динаров (чуть больше 1200 рублей на тот момент). Кстати, сербские динары в обменном пункте тимишоарского аэропорта названы ещё югославскими, этот факт немного повеселил меня.
Примерно через час после моего приземления наш минибус выехал в сторону Сербии.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!