Продолжение рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:
Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года. Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года Париж в 15 фото (часть четвёртая), 8 марта 2020 года Граффити Олимпиада и наркоманы Сталинграда, 8 марта 2020 года Иври-сюр-Сен - оплот коммунистов во Франции. 8 марта 2020 года Елисейские Поля и ателье "Рено". 8 марта 2020 года Триумфальная арка (но не та) и Лувр. 8 марта 2020 года Париж в 15 фото: от бичёвской столовой до бара "Спутник". 9 марта 2020 года ФК "Париж" и старый "Ситроен", 9 марта 2020 года Форт Иври и парижский "Ашан", 9 марта 2020 года От "Ашана" до Лионского вокзала, 10 марта 2020 года От памятника Артюру Рембо я буквально чуть-чуть прошёл по набережным Сен-Бернар и Турнель, после чего оказался на набережной Монтtбелkо, которая расположена в самом центре Парижа - на левом берегу Сены, напротив островов Ситэ и Сен-Луи, между мостами Аршевеше и Турнель. Эта набережная - одно из излюбленных мест уличных торговцев. Здесь продаётся очень много книг, журналов, магнитиков и прочих интересных мелочей.
Вот, к примеру, на фотографии ниже можно рассмотреть книги, посвящённые истории Рима, Древнего Египта, Португалии и Сирии; стихи французских поэтов; биографию пророка Мухаммеда и многое другое.
Статуя святой Женевьевы на мосту Турнель (Pont de la Tournelle). Этот мост соединяет 5-й округ Парижа (левый берег) с 4-м округом (правый берег, половина острова Ситэ и весь остров Сен-Луи). Мост получил своё название в честь укрепления под названием "турель" (tourelle) - небольшой башни, примыкающей к замку. Кстати, впоследствии французы прозвали турелями железобетонные доты на линии Мажино.
Так вот, мост в районе Турнель появился впервые ещё в XIV веке, тогда его построили из дерева. Он был разрушен одним из наводнений на Сене. Следующий деревянный мост Турнель был построен в 1610-е годы. Именно на этом мосту Портос познакомился с Планше, который стал слугой д'Артаньяна. В 1637 году второй мост был уничтожен льдом во время весеннего ледохода. Третий деревянный мост на этом же месте был смыт водами Сены в 1651 году. Наконец, в 1656 году был построен каменный мост, простоявший два с половиной столетия. Его повредило во время сильнейшего наводнения на Сене в 1910 году, а в 1918-м старый мост снесли. Наконец, с 1928 по 1930 годы был построен новый железобетонный арочный мост длиной 122 метра и шириной 23 метра. Тогда же на мосту установили статую святой Женевьевы - покровительницы Парижа. 15-метровая статуя смотрит на восток - в ту сторону, откуда приходили почти все завоеватели Парижа (гунны, пруссаки, немцы, австрийцы, русские). Святая Женевьева (примерно 420 - 500 годы) прославилась именно во время нашествия гуннов в 451 году. Считается, что именно её молитвы помогли отвести орды Аттилы в сторону Каталаунских полей (в районе современного города Труа), где Аттила был либо разбит, либо сильно потрёпан объединённым войском римлян, вестготов, аланов и других европейских племён.
Угол набережной Турнель и улицы Бернардэн. Эта улица тянется всего на 370 метров, зато известна уже в середине XIII века. Своё нынешнее название она получила по колледжу бернардинцев, построенному в том же XIII веке для монахов-цистерцианцев. Здание колледжа сохранилось до сих пор. А двухэтажное строение на переднем плане - это особняк "Отель Несмонд", построенный в 1260 году и перестроенный в 1643-м. Одним из первых жильцов особняка был французский король Филипп IV Красивый, правивший страной с 1285 по 1314 годы.
В таком виде передо мной предстала главная достопримечательность Франции - Нотр-Дам-де-Пари, или же собор Парижской Богоматери. Я увидел работы по восстановлению собора, очень серьёзно пострадавшего от пожара 15 апреля 2019 года - то есть менее чем за год до моей поездки в Париж. Но о соборе я ещё расскажу чуть позднее.
На набережной Монтtбелkо продаётся огромное количество старых французских газет, журналов, комиксов, плакатов и тому подобной печатной продукции. Вот, к примеру, номера французской газеты "Лё пети журнал" ("Маленький журнал"), которая издавалась с 1863 по 1944 годы. Газету основал выходец из бордосской еврейской семьи Моисей Полидор Мило (1813-1871), имевший к тому времени уже огромный опыт создания печатных изданий. Но "Лё пети журнал" оказался самым удачным его проектом. Благодаря применению нового ротационного станка, в 1880-е годы газете удалось значительно увеличить тираж, одновременно снизив стоимость одного номера. "Лё пети" была вечерней газетой, распространялась она в основном разносчиками среди выходящих с работы людей, а не по подписке. Хотя газета выпускалась в Париже, около 80% тиража продавалось в провинции.
В 1886 году "Лё пети журнал" достигла небывалого по тем временам тиража в 1 миллион экземпляров. Благоприятно сказывалась ещё одна инновация - широкое применение цветных рисунков на обложке и внутри газеты. Газета всегда освещала ход Парижского карнавала. В 1891 году редактор "Лё пети журнал" учредил автомобильную гонку Париж-Брест-Париж - одну из первых в мире. В общем, в то время газета находилась на пике своей популярности.
Но вскоре (в 1894 году) во Франции грянуло знаменитое и грязное "Дело Дрейфуса" - обвинение офицера французского Генштаба Альфреда Дрейфуса (еврея по происхождению) в передаче Германии военных секретов. Дело тянулось вплоть до 1906 года, пока Дрейфус не был освобождён, вызвало огромный резонанс во Франции. "Лё пети журнал" выступала с националистических позиций и за осуждение Дрейфуса, что привело к снижению тиража газеты.
А в годы Первой мировой войны тираж "Лё пети" сократился ещё в два раза, и в дальнейшем газета уже только теряла популярность, всё сильнее уступая изданию "Лё пети паризьен" ("Маленький парижанин"). В 1930-е годы тираж "Лё пети журнал" составлял уже только около 150 тысяч экземпляров. Впрочем, такому "только" позавидовали бы многие нынешние СМИ. Однако для газеты с таким послужным списком это было катастрофой. В результате "Лё пети журнал" закономерно скатилась к сотрудничеству с режимом Виши в годы Второй мировой войны и была закрыта сразу после освобождения Парижа - в августе 1944 года.
А вот ещё одно знаменитое в прошлом СМИ - журнал "Тинтин". Он выпускался в Бельгии (с 1946 по 1980 годы на валлонском языке, с 1946 по 1992 на фламандском) и во Франции (с 1948 по 1993 годы). Журнал основал участник бельгийского Сопротивления Раймон Леблан (1915-2008), который сразу же привлёк к работе художника Эрже (настоящее имя - Жорж Проспер Реми, 1907-1983).
Эрже ещё в конце 1920-х годов создал серию комиксов про молодого журналиста Тинтина, путешествующего по разным странам. Но в годы немецкой оккупации Эрже работал в газете "Лё Суар", за что был подвергнут суду и долгое время оставался без работы. Леблан вернул художника к рисованию комиксов, и журнал "Тинтин" мгновенно стал очень популярным. Если первый номер "Тинтина" вышел на 12 страницах, то в 1970-е годы объём номера доходил до 68. В "Тинтине" применяли высококачественную печать, что первоначально дало журналу преимущество перед американскими комиксами, постепенно завоёвывавшими мировой рынок.
Постепенно "Тинтин" начал издаваться и в других странах, среди которых - Швейцария, Канада, Испания и даже Египет. В "Тинтине" публиковались и юмористические, и реалистические комиксы. Долгие годы "Тинтин" соперничал с ещё одним бельгийским журналом комиксов - "Спиру", основанным в 1938 году. Переход художников из одного журнала в другой не одобрялся, но имел место в обоих направлениях. В 1950-1960-е годы между различия двумя журналами были заметны: в "Тинтине" авторы работали в редакции и рисовали более академично, а в "Спиру" поощрялись карикатуры и шаржи, а художники чаще работали у себя дома.
Возможно, более новаторский подход и свежесть мышления и привели к победе "Спиру" - этот журнал издаётся до сих пор, продаваясь отличным по нынешним временам тиражом более 40 тысяч экземпляров.
Как бы то ни было, в 2006 году медиа-холдинг, созданный в 1980-е годы Раймоном Лебланом, контролировал почти 10% французского рынка комиксов (одного из самых развитых в мире). С 2007 года молодым авторам комиксов присуждается премия имени Раймона Леблана.
А вот, пожалуйста, какая-то старая реклама "Ситроена":
Великий роман "Жерминаль" великого писателя Эмиля Золя. Он написан в 1885 году, входит в цикл "Ругон-Маккары" и рассказывает о нелёгкой жизни шахтёров на севере Франции в 1860-е годы. Этот роман стал первым из произведений Золя, прочитанным мною, и пока что оставил самое сильное впечатление. "Разгром" мне тоже очень нравится, но там фон изначально трагедийный - франко-прусская война и разгром Франции. В "Жерминале" речь идёт о, казалось бы, вполне мирных вещах, но подано это куда более правдоподобно и печально, чем жестокая война.
Сам Эмиль Золя, кстати, принимал активное участие в "Деле Дрейфуса", но, в отличие от газеты "Лё пети журнал", выступал в защиту обвиняемого. В январе 1898 года Золя опубликовал в газете "Орор" (её редактором тогда был Жорж Клемансо) свою знаменитую статью "Я обвиняю" с обличением властей Франции и аргументами в пользу Дрейфуса. В феврале того же года Эмилю Золя пришлось уехать в Англию, откуда он смог вернуться только в июне 1899 года. Активное участие в защите офицера-еврея закрыло перед Золя путь во Французскую Академию, членом которой он пытался стать на протяжении двух десятилетий.
В ночь с 29 на 30 сентября 1902 года Эмиль Золя скончался от удушья в своей квартире в 9-м округе Парижа. Пострадала и жена писателя, Жанна Розро, но её удалось спасти. Эмилю Золя было всего 62 года, сколько ещё великих произведений он мог написать... Многократно выдвигались версии намеренного убийства Золя, но они так и не были доказаны. На похоронах Эмиля Золя присутствовали шахтёры из города Денен (на границе с Бельгией), которые скандировали "Жерминаль! Жерминаль!" Кстати, этот роман уже трижды экранизировался во Франции.
Мне очень хотелось купить книгу, да и цена, как видно, составляла всего 4 евро, но я просто физически не смог бы взять её с собой - слишком мало свободного места было в сумке, там и так уже лежала модель "Рено-17", купленная для моего друга Михаила.
"Ля гер дез этуаль", или "Звёздные войны" - тоже присутствуют на развалах Монтбело. Стоит 8 евро, только что там внутри - непонятно: то ли комиксы, то ли диски.
Ещё один вид на собор Парижской Богоматери. Полностью описывать историю знаменитого храма я, конечно же не буду, отмечу только основные вехи. Конечно, собор был далеко не первой церковью, построенной на этом месте. Храм был здесь ещё во времена римлян, когда и Франции не было как таковой, и Париж ещё назывался не Парижем, а Лютецией, и до появления здесь христианства оставалось ещё много веков.
Нотр-Дам-де-Пари строился с перерывами с 1163 по 1351 годы в готическом стиле. В середине XIII века был сооружён знаменитый шпиль собора. В 1302 году король Филипп IV Красивый открыл в соборе первое заседание Генеральных Штатов - французского парламента. В 1572 году, за неделю до Варфоломеевой ночи, в Нотр-Дам-де-Пари венчался со своей женой будущий французский король Генрих iV.
Трудные времена для собора настали после французской революции 1789 года. Робеспьер угрожал снести собор, шпиль Нотр-Дам-де-Пари был уничтожен, а в 1793 году Нотр-Дам-де-Пари был объявлен "Храмом Разума". Тогда же были уничтожены многие каменные статуи, украшавшие собор. Однако уже в 1802 году Нотр-Дам-де-Пари вернули католической церкви и вновь освятили, а в 1804 году Наполеон Бонапарт был коронован императором именно здесь. Тем не менее, церковь к тому времени очень сильно устарела и обветшала. Возникла даже опасность сноса храма.
В 1831 году вышел в свет знаменитый роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", и это стало мощным стимулом для Франции в деле восстановления собора. В 1841 году начались ремонтные работы. Был сооружён новый шпиль, восстановлены каменные статуи, а перед собором образовалась площадь. В 1853 году в Нотр-Дам-де-Пари венчался император Наполеон III, в 1929 году здесь проходила панихида по маршалу Фошу, а в 1934 году - по бывшему президенту Пуанкарэ. 9 мая 1945 года в соборе прошло пение Te Deum и "Марсельезы" в присутствии генерала де Голля, членов французского правительства и послов СССР, США и Великобритании.
К 1980-м годам назрела необходимость новой реставрации Нотр-Дам-де-Пари, о чём писалось даже в советских газетах. Но власти Франции не торопились тратить большие средства на ремонт. В 1998 году вышел франко-канадский мюзикл "Нотр-Дам-де-Пари", поставленный по роману Гюго. И лишь в 2013 году, к 850-летию начала постройки собора, прошла небольшая реконструкция. В мае того же года французский писатель Доминик Веннер застрелился перед храмовым алтарём.
Памятная доска на левом берегу Сены в честь бойцов французского Сопротивления, погибших здесь в августе 1944 года:
Очередная реконструкция Нотр-Дам-де-Пари стартовала в начале 2019 года, велись работы по ремонту шпиля. Каменные, медные и бронзовые статуи были сняты с крыши собора, а на их месте появились строительные леса. Основание шпиля загорелось вечером 15 апреля 2019 года, во время католической Страстной недели. Очевидно, причиной пожара стало короткое замыкание. Хотя сработала пожарная сигнализация, работники храма вызвали пожарных только через 20 минут. К тому времени уже полыхали деревянные конструкции шпиля. Тушение пожара заняло целых 14 часов, причём огнеборцы тушили огонь только изнутри. От огня обрушился шпиль Нотр-Дам-де-Пари, также рухнула свинцово-деревянная крыша. Однако крепким сводам церкви удалось удержаться от разрушения, не пострадали и обе башни собора. Также была спасена большая часть хранящихся в Нотр-Дам-де-Пари святынь и художественных ценностей. Удалось вовремя эвакуировать даже три улья с 200 тысячами пчёл, живших в ризнице собора. Сохранились витражи собора. К счастью, не было и погибших во время пожара.
Сразу после просшествия начался сбор средств на восстановление Нотр-Дам-де-Пари. Власти Парижа выделили на ремонт 50 миллионов евро, тогда как один лишь Бернар Арно (владелец группы "Луи Виттон") вместе с семьёй предоставил 200 миллионов евро. Весьма показательная разница в подходах между властями и гражданами Франции. Впрочем, не исключено, что причиной столь широкой щедрости Арно и других миллиардеров было их желание получить крупный налоговый вычет, предусмотренный в таких случаях.
Вот в самый разгар ремонтных работ в соборе я увидел его. Конечно, подойти близко не было возможности, пришлось ограничиться фотографиями и вот таким небольшим видео:
Click to view
Два голубка у ограды, тянущейся вдоль левого берега Сены:
Опа, улетели! И опять вид на собор Парижской Богоматери. Между прочим, в 2022 году на экраны должен выйти фильм "Горящий Нотр-Дам-де-Пари" французского режиссёра Жан-Жака Анно. У нас он больше всего известен как создатель фильмов "Имя Розы" (1986 год), "Любовник" (1992 год) и, конечно же, "Враг у ворот" (2001 год).
Любителям котов такая картинка наверняка приглянулась бы:
Спасибо за внимание! Продолжение следует!