Париж в 15 фото: от бичёвской столовой до бара "Спутник". 9 марта 2020 года

Dec 12, 2021 00:08

Продолжение рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:

Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года.
Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года
Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть четвёртая), 8 марта 2020 года
Граффити Олимпиада и наркоманы Сталинграда, 8 марта 2020 года
Иври-сюр-Сен - оплот коммунистов во Франции. 8 марта 2020 года
Елисейские Поля и ателье "Рено". 8 марта 2020 года
Триумфальная арка (но не та) и Лувр. 8 марта 2020 года

Утро понедельника 9 марта 2020 года показалось мне не самым хорошим. Проснувшись и зайдя в интернет, я узнал, что наш многонеуважаемый президент не смог договориться о нефтяной сделке с ОПЕК, и в результате цена на нефть резко упала, а курсы доллара и евро, соответственно, выросли. Поскольку практически все мои деньги хранились на рублёвой карте "Сбербанка", я сразу потерял порядка 8-10% своих средств, не успев потратить вообще ни копейки. Ощущение было очень не из приятных. Завершение моего зарубежного турне, которое в общей сложности продолжалось уже больше 120 дней, обещало быть непростым - я ведь в конце февраля остался без постоянной работы. Впрочем, я ещё не знал, чтО будет твориться в мире всего через какую-то неделю, и не знал, что мои переживания о нефтяной сделке России и ОПЕК очень быстро забудутся.
А марокканец Муаммар, будто услышав мою печаль насчёт роста курса доллара и евро, предложил сходить поесть в социальную столовую, которая, по его словам, находилась здесь неподалёку, в районе бульвара Периферик. Муаммар пообещал, что нас хорошо накормят, да ещё и за бесплатно. Я согласился пойти скорее из-за интриги, чем из-за желания сэкономить.
С собой Муаммар потащил не только меня, но и ещё одного гостя хостела - вьетнамца по имени Донг. Или Конг? Или Хонг? Ладно, пусть будет Донг. Это был молодой парень лет 20-22, приехавший во Францию в надежде найти хорошую работу.
Минут за 10 мы дошли до столовой, из которой время от времени выходили люди самого разного возраста, цвета кожи и внешнего вида. На входе была очередь - клиенты столовой протягивали одной из работниц талоны на питание, после чего проходили через нескольких поваров, брали тарелки с едой и шли дальше в столовую. Муаммар буквально подталкивал меня и Донга, чтобы мы впилились в очередь, и таким макаром протащил нас в столовую и прошёл сам. В результате я получил кусок жареной курицы, пюре, хлеб (багет), какой-то йогурт, салат и чай. Мы с Муаммаром и Донгом прошли в зал, где стояли столы и стулья.


Большинство людей, сидевших в столовой, были мужчинами вполне приличного вида. Женщин было совсем немного. И какого-то чрезмерного обилия мигрантов я не замечал. Как я понял, в этой столовой подъедаются в основном не бомжи, а бичи. Во Франции люди поздно выходят на пенсию, а куда деваться человеку, если он потерял работу, а ему уже 55 или 60 лет? Судя по всему, в соцучреждениях такие люди получают талоны, чтобы бесплатно питаться в столовых. Я не услышал ни одного крика или вопля в стиле американских рэперов из Детройта или Гарлема, все люди сидели спокойно и либо молча, либо говорили потихоньку. Неподалёку от меня обедали двое русскоязычных мужчин лет 50. Мне было бы интересно пообщаться с ними, но не хотелось задерживать очередь - ведь поесть нужно было многим людям.
Из всей еды мне не понравился только йогурт, а всё остальное я с удовольствием заточил и вышел на улицу. Муаммар сообщил, что в определённые дни здесь можно замутить и хорошую одежду с обувью, причём брендовую. Мне это как раз было актуально - продырявленный левый ботинок давал о себе знать при первом же серьёзном дожде, а март во Франции - очень дождливый месяц.

После обеда (да, завтраком это никак не назвать!) в бич-столовой поблагодарил Муаммара двинулся в прежнем направлении - на север. На фото - треугольник зданий бывшего автозавода "Панар и Левассёр", зажатый между проспектом Иври (на нём стоят припаркованные машины), улицей Насьональ (почти параллельно проспекту Иври), бульваром Де Марешо (по нему едут два чёрных автомобиля) и улицей Реньо (её не видно, она идёт пареллельно Де Марешо, но севернее).
Рене Панар (1841-1908) и Эмиль Левассёр (1843-1897) основали свою компанию в 1886 году, когда о братьях Рено ещё никто слышать не слыхивал. В 1889 году они купили у Готлиба Даймлера лицензию на его двухцилиндровый двигатель, а в 1890 году создали свой первый собственный автомобиль.
В 1891 году два предпринимателя уже построили на проспекте Иври (тогдашняя промышленная окраина Парижа) свой автомобильный завод. В том же году Эмиль Левассёр разработал современную систему зажигания. В 1890-е годы автомобили "Панар-Левассёр" доминировали в мировых автогонках, а в 1900-е годы фирма производила много автомобилей класса люкс. В 1896 году Эмиль Левассёр во время автомобильной гонки получил тяжёлые травмы, от которых умер в следующем году. Это стало большим потрясением для Рене Панара, и он призвал на помощь своего сына Ипполита (1870-1957), о котором я уже писал ранее.
До 1940 года фирма "Панар-Левассёр" была одним из главных французских автопроизводителей, делая упор на спортивных автомобилях. После войны два десятилетия работа продолжалась, "PL" выпустила множество интересных гоночных машин. Но в 1965 году компания была приобретена "Ситроэном", который в 1967 году полностью остановил производство всех моделей "Панаров", кроме грузовых и военных (Panhard Defense). Определённую известность получил броневик VBL производства фирмы "Панар" - он состоял на вооружении примерно 20 стран мира, его собирались выпускать по лицензии даже в России. В 2018 году Panhard Defense вошёл в состав концерна "Рено".
В 1967 году завод "Панар-Левассёр" на проспекте Иври был частично разрушен для строительства района Олимпиад (об этом я тоже писал ранее). Из оставшегося объёма парижские архитекторы постепенно создали хорошо оформленную и выгодно расположенную офисную зону с площадью помещений около 21 тысячи квадратных метров. Теперь в "треугольнике" расположена штаб-квартира архитектурной группы AREP (она и проводила реконструкцию завода), школа продлённого дня для детей, а также ещё несколько организаций.


Улица Барро и две таблички. Эта улица тянется почти на 800 метров и тянется от площади Рюнжи на юге до бульвара Огюст Бланки на севере, полностью находясь в районе Мезон-Бланш (13-й округ). Улица была создана в 1876 году и почти сразу названа по фамилии человека, которому некогда принадлежали эти земли.
А Хирому Аракава, родившаяся в 1973 году - это очень известная японская мангака, то есть автор произведений в стиле манга. Самое известное манга Аракавы - "Стальной алхимик", издававшийся с 2001 по 2010 годы и многократно экранизированный и изданный во многих странах мира. В "Алхимике" рассказывается о выдуманной стране Аместрис, где власть принадлежит фюреру и армии, а алхимики пользуются большим влиянием. Очевидно, эрзац-табличку прикрепили фанаты творчества Аракавы или вообще манги или аниме. Кстати, на табличке есть ошибка - имя Аракавы почему-то написано как "ХиромИ", а не "ХиромУ".


Одна из маленьких улочек, примыкающих к Барро:


Очередное классное парижское граффити:


Ух, какие балкончики!


Узкий переулок - прямо как в Средневековье. Но на самом деле Париж - это город XIX века. Реконструкция города, проведённая бароном Османом в 1850-е годы, лишила Париж подавляющего большинства средневековых построек. Эти дома стоят на одной из маленьких улочек, примыкающих к улице Бобийо.


Кафе-бар "Спутник" на улице Бют-о-Кай. Рейтинг на гугл-картах - 4,2 по более чем 870 оценкам. Посетители хвалят советский стиль, в котором изнутри оформлено кафе, демократичные цены и пиццу - пишут даже, что пицца в "Спутнике" лучше, чем во многих парижских пиццериях.


Снова я на площади Поля Верлен, где уже был днём ранее. Но 8 марта я лишь прошёл мимо площади, а тут вдруг увидел её полностью. На фото - бассейн Бют-о-Кай, построенный в стиле модерн в 1922-1924 годах. Но ещё раньше, в 1866 году, в районе площади началось бурение земли с целью пробиться к водоносному слою артезианской воды. Это было одной из мер по благоустройству Парижа, придуманных префектом бароном Османом и французским физиком Франсуа Араго. К тому времени уже было установлено, что под Парижем находится крупный артезианский слой, несколько бурений завершились успешно. Вода должна была обеспечить растущее население столицы качественной водой, а также помочь в наполнении пересыхающего притока Сены под названием Бьевр, который к тому времени превратился в загрязнённый проток.
Бурильщики дошли уже до уровня в 532 метра, оставалось совсем немного, но в 1870 году началась франко-прусская война, затем случилась Парижская коммуна, и денег на достройку фонтана долго не могли найти. В 1872 году работы прекратились, а начались снова лишь в 1893 году. Зато площадь, где проводились работы, успела получить название Пюит Артезьен - "артезианский источник".
И только в 1903-м, на уровне 582 метра, забил фонтан артезианской воды с суточным дебитом свыше 6 тысяч кубометров. Температура той воды составляла 28 градусов, она отдавала серой, но была абсолютно пригодна для питья. Правда, к тому времени Бьевр уже всюду был закопан в трубы, причём не только в Париже, но и за пределами столицы. Таким образом, сливать туда воду не только стало ненужно, но - напротив, опасно.
В результате на площади Поля Верлена (это название было присвоено Пюит Артезьену в мае 1905 года) построили общественную баню (это произошло в 1908 году). И вот в 1922 году здесь начали возводить настоящий бассейн, питающийся той же самой артезианской водой. В бассейне Бют-о-Кай снималась часть сцен французской комедии 1996 года "Как я обсуждал… (мою сексуальную жизнь)" режиссёра Арно Деплешена.


Тут же, на площади установлен памятник сержанту французских инженерных войск Жану Бобийо, смертельно раненому во время осады китайцами и вьетнамцами форта Тьен-Куан в северной части Вьетнама в 1885 году. Тогда небольшому французскому отряду (чуть более 600 человек) удалось выдержать почти 100-дневную осаду крупными силами противника (порядка 12 тысяч бойцов). Французы понесли большие потери, в одном из боёв был смертельно ранен командир их инженеров - Жан Бобийо. В честь сержанта названа одна из улиц в 13-м округе Парижа (я уже рассказывал о ней), и вот мне довелось увидеть и памятник сапёру. Кстати, изначально бронзовая статуя Бобийо была установлена на бульваре Вольтер, но во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны её расплавили на металл и увезли.
Позади памятника Бобийо виден новый артезианский фонтан Бют-о-Кай, решение о восстановлении которого было принято властями Парижа в 1994 году. Поскольку пришлось проводить новое, более глубокое бурение, новый артезианский источник заработал только в 2001 году.


В отличие от праздничного воскресенья 8 марта, в понедельник рынок на проспекте д'Итали опустел. Видимо, во Франции, как и у нас, понедельник - это выходной день для рыночных торговцев.


Церковь Сен-Розали на бульваре Огюст Бланки. Построена в XIX веке, посвящена святой Розалии из Палермо (1786-1856). Мощи святой теперь хранятся в этом храме.  Изначально часовню в честь святой Розалии построили в нескольких кварталах восточнее, но потом землю, которую занимала часовня, изъяли под расширение дороги, проводившейся в рамках реформ барона Османа. Новую часовню пришлось строить без колокольни и колонн, которые были запланированы изначально. Церковь реставрировали в 1985 и 2019 годах. В церкви Сен-Розали установлен орган 1900 года, изготовленный знаменитым во Франции мастером Шарлем Мутеном. Прихожане этого храма активно занимаются социальной работой, помощью бездомным и тем, кто попал в тяжёлую ситуацию.


Станция "Корвизар" 6-й (надземной) линии Парижского метро с северной стороны. Эта станция была открыта в 1906 году в составе 2-й линии, в 1907 году всю ту линию поглотила линия 5, а в 1942 году была передана в состав 6-й. В 1912 году "Корвизар" использовалась для размещения мастерских, обслуживающих Парижский карнавал - праздник на Масленицу, который отмечался в Париже с XI века и практически до наших дней. В ХХ веке карнавал в Париже по разным причинам начал терять популярность. Власти Франции не устраивало то огромное количество конфетти, остающееся на улицах города после карнавала, то траты на проведение праздника. После Первой мировой войны карнавал проводился всего несколько раз в XX веке, но вроде бы в последние десятилетия его пытаются реанимировать.
А в июне 1918 года "Корвизар" подверглась бомбардировке немецкой авиацией, как и многие другие объекты 13-го округа. Название станции отсылает к Жану-Николя Корвизару - французскому медику и личному врачу Наполеона Бонапарта. "Я не верю в медицину, но верю в Корвезара" - говорил Бонапарт. Лечил Корвизар и первую жену Наполеона - Жозефину де Богарне, с которой он пользовался эффектом плацебо. Корвизар сыграл не последнюю роль в разводе Наполеона с Жозефиной: император переживал, что Жозефина не может от него забеременеть, а годы безжалостно идут. Врач уверил венценосца, что женитьба на более молодой женщине позволит Бонапарту обзавестись наследником. В итоге брак Наполеона и Жозефины был расторгнут в 1809 году, в апреле 1810 года Наполеон женился на французской принцессе Марие-Луизе, а в марте 1811 года у них родился сын - будущий Наполеон II, не правивший ни дня (умер от туберкулёза в 1832 году).
Корвизар был не только хорошим врачом, но и преподавателем. Главные его исследования связаны с сердечными болезнями. Интересно, что, будучи намного старше своего знаменитого пациента (Жан-Николя родился в 1755 году), он умер всего через несколько месяцев после Наполеона - в сентябре 1821 года.


Угол улицы Корвизар и бульвара Огюст Бланки. Бульвар назван в честь Луи Огюста Бланки (1805-1881) - непримиримого французского революционера левого толка, участника революций 1830 и 1848 годов, а также Парижской коммуны. Из неполных 76 лет своей жизни Бланки провёл в тюрьмах почти половину - 37 лет в общей сложности.
Бульвар Огюст Бланки проходит примерно по линии бывшей Стены генеральных фермеров, окружавшей Париж, и достигает чуть более километра в длину. Этот бульвар примыкает к площади Италии с западной стороны. Раньше он назывался бульвар дю Миди, а своё нынешнее название получил в 1905 году. На этом бульваре, в доме №80 находится редакция известной французской леволиберальной газеты "Ле Монд". Раньше то здание служило штаб-квартирой авиакомпании "Эйр Франс".


Чумовая смесь старого и нового!


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

медицина, история, метро, автомобили, Париж, Вторая мировая война, вода, туризм, бассейн, Франция, 13-й округ Парижа, завод, фонтан, улицы Парижа, памятник, Наполеон, политика, церковь, ресторан, Первая мировая война, граффити, бары, архитектура, река Сена

Previous post Next post
Up