Форт Иври и парижский "Ашан", 9 марта 2020 года

Dec 13, 2021 20:29

Продолжение рассказа про поездку во Францию. Начало в предыдущих постах:

Из Братиславы в Париж, 7 марта 2020 года.
Париж в 15 фото (часть первая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть вторая), 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: Национальная библиотека и окрестности. 8 марта 2020 года
Париж: площадь Италии и митинг заднеприводных. 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото (часть четвёртая), 8 марта 2020 года
Граффити Олимпиада и наркоманы Сталинграда, 8 марта 2020 года
Иври-сюр-Сен - оплот коммунистов во Франции. 8 марта 2020 года
Елисейские Поля и ателье "Рено". 8 марта 2020 года
Триумфальная арка (но не та) и Лувр. 8 марта 2020 года
Париж в 15 фото: от бичёвской столовой до бара "Спутник". 9 марта 2020 года
ФК "Париж" и старый "Ситроен", 9 марта 2020 года

Вернувшись в хостел после долгой прогулки по 13-му округу, я спросил у администратора, есть ли в хостеле принтер - мне нужно было распечатать авиабилет на завтрашний рейс до Тимишоары. Увы, принтера не оказалось (или постояльцам он не полагался). Делать нечего, я загуглил на карте ближайшее интернет-кафе, оно оказалось буквально в пяти минутах ходьбы, на той же улице Эдуард Васёр.
Заведение, как я понял, принадлежало индийцам - по крайней мере, за стойкой администратора сидели мужчины именно этой национальности, да и среди посетителей были в основном черноволосые бронзовокожие уроженцы Индостана. Я объяснил, что мне нужно зайти на электронную почту и распечатать билет. Индийцы показали мне на свободный компьютер, и я присел за стол.
Вот такие клавиатуры на французских компьютерах - и не ЙЦУКЕН, и не QWERTY, а AZERTY. Да, часть букв здесь отличается от общепринятой англоязычной раскладки.


Полчаса работы на компьютере и распечатка одного листа формата А4 обошлась мне почти в два евро (150 рублей) - нехилый ценник для такой услуги. Ну что поделать, в Париже не только архитектура парижская, но и цены, пусть даже это был не сам Париж, а его пригород.
Вернувшись в хостел и убрав маршрутную квитанцию в свою дорожную наплечную сумку, я снова отправился гулять, но на этот раз не в 13-й округ, а снова в Иври-сюр-Сен. Мне хотелось посмотреть на форт Иври - одну из главных достопримечательностей города.
Пройдя станцию метро "Мэри-д'Иври" (Мэрия Иври), я увидел стадион "Эдуард Клервилль", построенный в 1952 году и вмещающий 2 тысячи зрителей. Спортивный союз был создан в Иври-сюр-Сен ещё в 1919 году, тогда же появилась местная футбольная команда. Эдуард Клервилль был одним из создателей клуба, а в годы Второй мировой войны он стал активным участником Сопротивления и погиб в бою в 1944 году, а уже после этого стадион получил его имя.
Главный вид спорта в Иври - это гандбол: местный клуб многократно выигрывал чемпионат Франции как среди мужчин, так и среди женщин. А вот футбольная команда US Иври особых лавров не снискала, играя в основном в низших лигах. Впрочем, сейчас "красно-чёрные" выступают в дивизионе National 3 (третий уровень французского футбола) и в текущем сезоне занимают 7-е место после 12 сыгранных туров.


И вот, наконец, пройдя от стадиона ещё несколько сотен метров, я наткнулся на сам форт Иври. Он был построен в 1841-1845 годах вместе с 15 другими фортами, образовавшими цепь укреплений вокруг Парижа. Форты были построены на расстоянии от 5800 до 10300 метров от Лувра. Они строились в форме звезды (по системе знаменитого французского инженера XVII века Себастьяна Вобана), где верхняя оконечность была обращена во внешнюю сторону.
Одновременно по инициативе тогдашнего премьер-министра Франции Адольфа Тьера (будущего президента страны) была построена 33-километровая крепостная стена вокруг всего Парижа, получившая название "Стена Тьера" или просто "фортиф" - от французского слова fortification. Эта стена проходила примерно по границам нынешнего Парижа, где впоследствии был обустроен бульвар Периферик. Помимо стены и цепи фортов, были также построены отдельные батареи, редуты и различные заграждения. На строительство укреплений ушла колоссальная сумма в 140 миллионов золотых франков.
Казалось бы, в 1840-е годы Франции совсем не угрожало вторжение неприятеля, но французы всё ещё были под впечатлением от наполеоновских войн. Тогда - в 1814 и 1815 годах - войска антинаполеоновских коалиций почти беспрепятственно вторгались на собственно французскую территорию и быстро доходили до Парижа. Что интересно, практически в то же самое время крупные крепости строила и Российская империя. Среди этих крепостей - знаменитая и героическая Брестская (построена в 1833-1839 годах), не очень знаменитая, но тоже героическая Ивангородская (построена в 1832-1846 годах) и позорно сданная немцам в 1915 году и потому мало у нас известная Новогеоргиевская крепость, она же Модлин (построена в 1830-е годы).
Наши крепости хотя бы проявили себя в боях с врагом, а вот французские форты и стена Тьера оказались бесполезными во франко-прусской войне 1870-1871 годов. Уже в сентябре 1870-го немцы осадили Париж, но не стали предпринимать убийственный штурм города, а полностью перекрыли пути снабжения французской столицы, что сразу привело к сильному голоду. Парижане съели всех кошек и собак, гонялись за крысами и употребили в пищу даже двух слонов из зоопарка. Связь Парижа с другими городами Франции осуществлялась с помощью почтовых голубей и воздушных шаров. Но все не очень активные попытки деблокады столицы были тщетными, и в феврале 1871 года было подписано перемирие. Прусские войска на два дня заняли Париж, а также все форты на левом берегу Сены (в марте) и на правом берегу (до сентября). Французский гарнизон было разрешено оставить лишь в форте Венсенн.
Вскоре после подписания позорного для Франции перемирия власть в Париже захватила коммуна, и борьба с ней стала главным приоритетом находящегося в Версале правительства Адольфа Тьера, ставшего президентом страны. В конце мая версальские войска беспрепятственно прошли через "фортиф" и цепь фортов в Париж и за несколько дней покончили с Парижской коммуной. Последним сдался как раз форт Венсенн, это произошло 29 мая 1871 года.
После завершения войны власти Франции озаботились обороной столицы на случай возможной новой войны (Германия неоднократно угрожала вновь оккупировать Францию), и в 1870-е годы на дальних подступах к Парижу (примерно в 20 километрах от города) было построено ещё 24 форта. Но, когда началась Первая мировая война, все линии укреплений показали свою бесполезность - немецкие войска обстреливали Париж из дальнобойных орудий, оставаясь недосягаемыми для крепостной артиллерии фортов. В результате в 1919 году начался снос стены Тьера. Форты, правда, оставались в ведении армии, но использовались уже просто как казармы, склады и гаражи.
Что интересно, французы сразу в очередной раз наступили на старые грабли, начав в 1920-е годы строительство знаменитой "Линии Мажино" на границе с Германией. На этот грандиозный проект было потрачено уже 3 миллиарда франков (порядка 1 миллиарда долларов по нынешнему курсу), и опять всё было впустую - немцы весной 1940 года вторглись во Францию по уже знакомому маршруту через территорию Бельгии, и мощные сооружения на линии так и не сумели проявить себя.


Но форт Иври, в отличие от большинства других фортов, построенных вокруг Парижа, всё-таки вошёл в историю Франции. Здесь 11 марта 1963 года был проведён последний пока что во Франции расстрел осуждённого. Им стал подполковник французских ВВС Жан-Мари Бастьен-Тири, который в августе 1962 года устроил покушение на Шарля де Голля, ехавшего со своей женой в машине Ситроена DS по парижскому пригороду Пти-Кламар. При покушении чудом никто не пострадал.
За участие в теракте было арестовано около десяти человек, трое приговорены к смертной казни, но двоих помиловал лично де Голль. Пощадить Бастьена-Тири он отказался, обосновав это сразу несколькими доводами: во-первых, покушавшиеся подвергли опасности ехавшую с мужем мадам Ивонну де Голль, о присутствии которой в машине им было известно; во-вторых, при обстреле пострадали проезжавшие мимо гражданские лица; в-третьих, Бастьен-Тири привлёк к исполнению теракта иностранцев (троих венгерских эмигрантов-антикоммунистов), и, в-четвёртых, сам подполковник не стрелял по кортежу президента, а только отдавал указания. Бастьен-Тири был казнён, а остальные участники покушения были впоследствии помилованы Шарлем де Голлем. Действительно, смелости этому человеку было не занимать - напомню, что в годы Первой мировой войны де Голль пять раз пятался бежать из немецкого плена.
Форт Иври до сих пор остаётся военным объектом, там с 1946 года размещается Отделение коммуникаций и аудиовизуальной продукции армии Франции (ECPAD). То есть, можно сказать, что французские военные пропагандисты находятся именно в форте Иври. На сайте ECPAD можно найти много фотографий и видеосъёмок об обеих мировых войнах, а также о конфликтах в Индокитае и Алжире и других операциях, проводившихся французской армией в ХХ веке.
Так что фотографировать форт Иври надо очень осторожно, то же самое касается и других зданий, принадлежащих министерству обороны Франции и расположенных вблизи форта:


Обойдя форт Иври, я потихоньку двинулся обратно в сторону хостела. По пути увидел, что в Иври-сюр-Сен, оплоте французских коммунистов, есть даже красные балкончики ))


А на некоторых балконах вывешены красные флаги ))


Вот такую листовку мне вручили в центре Иври-сюр-Сен. Оформлено всё хорошо, в лучших традициях французского печатного искусства. На этой странице написано про то, что больницы Парижа задыхаются от нехватки медицинского персонала. Также власти страны обвиняются в проведении пенсионной реформы под шумок коронавирусной истерии.


Оборотная сторона листовки, она уже посвящена женщинам. Тут написано, что французские женщины в среднем 34 часа в неделю проводят за домашней работой, что, таким образом, является для них действительно вторым рабочим местом. Также написано, что ежегодно в среднем 94 тысячи француженок подвергаются насилию или попытке насилия со стороны мужчин. Упоминаются и низкие пенсии, которые, по мнению антикапиталистов, служат основой для обогащения страховщиков - "друзей Макрона". Вот так, вот. Очень интересно.


В Иври есть проспект Казанова. Назван он, естественно, не в честь итальянского обольстителя Джакомо, а в честь французской коммунистки и героини Сопротивления по имени Даниэль. Настоящее её имя было Винчентелла Перини, она родилась в 1909 году на Корсике. Ещё до начала Второй мировой Даниэль была видной коммунисткой, после оккупации Франции немцами работала в подполье, а уже в феврале 1942 года её арестовало гестапо. В январе 1943 года Даниэль Казанова отправили в Освенцим, где она и скончалась от тифа 9 мая 1943 года - ровно за два года до Победы.


Я вернулся в хостел, отдохнул и перекусил. Потом понял, что надо что-то делать с основательно надоевшим мне дырявым кроссовком. У меня не было с собой тапок, поэтому по хостелу приходилось всё время ходить в кросачах и мокрых носках, что, естественно, никак не могло меня порадовать. Посмотрев на гугл-картах, что вблизи - на проспекте Фонтенбло - есть гипермаркет "Ашан", я решил сходить туда. На улицу уже спустилась темень, но я шёл быстро, рассчитывая успеть до закрытия. Идти нужно было через два кладбища, от хостела путь занимал 20 минут пешком.
По пути я наткнулся на строившиеся трамвайные пути. Уже позднее, в апреле 2021 года, действительно была запущена линия Т9 парижского трамвая, идущая от Порт-де-Шуази через проспект Верден до аэропорта Орли.


В "Ашан" я зайти успел и даже нашёл подходящий магазин с обувью и подходящие кроссовки, но купить не успел - магазин уже закрывался. Я не стал упрашивать продавщицу поработать ради меня, так как вспомнил слова марокканца Муаммара, что в социальной столовой, где мы обедали сегодня, можно разжиться нормальной обувью. Поэтому я без особых сожалений пошёл обратно в хостел - благо, что и погода вроде бы нормализовалась.
На уже потемневших улицах Иври-сюр-Сен увидел вот такую машину. Чем-то напоминает "Шевроле Монте-Карло", на котором в начале "Тройного форсажа" гонял Шон - главный герой фильма.


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, Иври-сюр-Сен, автомобили, Шарль де Голль, фильмы, транспорт, Париж, Вторая мировая война, крепость, туризм, Франция, трамвай, политика, Первая мировая война, террор, магазины

Previous post Next post
Up