Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:
Прибытие в Венгрию Будапешт, район Бельварош Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания Будапешт, городской парк Варошлигет Площадь Героев и Монумент Тысячелетия Проспект Андраши: от Площади Героев до Дома террора Проспект Андраши: венгерский Диккенс и венгерский Маяковский Район Липотварош и площадь Эржбеты Набережная Дуная Улица Ваци и Центральный рынок От моста Эржебет до моста Сечени От моста Сечени до моста Маргит Остров Маргит ...Пройдя полностью остров Маргит с юга на север, я вышел к мосту Арпада (Арпад хид) - ещё одному из самых важных мостов через Дунай в черте Будапешта. Первые мосты на месте нынешнего Арпад хид были построены ещё при римлянах. А нынешний почти километровый мост начали строить в 1939 году по проекту архитектора Яноша Кошалки. Мост должен был соединить Обуду (один из трёх городов, ставших единым Будапештом в 1873 году) с тогдашними северными окраинами Пешта. В 1943 году строительство моста было прервано из-за войны, хотя многие железобетонные столбы уже стояли на своих местах. Эти столбы были использованы как укрытия в январе 1945 года атакующими советскими войсками во время боёв за остров Маргит. Благодаря своей недостроенности, мост Арпада избежал разрушения во время осады города, и после войны его строительство продолжилось. В 1950 году мост был запущен под именем Сталина (Сталин хид), а в 1958 году ему вернули проектное название в честь венгерского князя Арпада. В 1980-е годы мост подвергся крупной реконструкции, в ходе которой был значительно расширен.
.
Вид с моста на берег Дуная и Обуду:
Я прошёл по мосту Арпада и вновь оказался в Пеште. "Добро пожаловать в 13-й район!" Ну, 13-й район Будапешта - это, конечно же, не 13-й район из одноимённого французского фильма. Этот район очень большой, он раскинулся в Пеште слева и справа от моста Арпада и улицы Роберт Каройи-кёрут. Район был создан в 1938 году, его население сейчас составляет более 120 тысяч человек, а в 1970-е годы было более 150 тысяч.
Вид с улицы Роберт Каройи на мост Арпада. Да, через этот мост ездят и автомобили, и автобусы (пять маршрутов), и трамваи (три маршрута).
Типичные дома эпохи социализма на Роберт Каройи-кёрут. Это микрорайон Визафого, входящий в XIII район. Изначально здесь жили семьи рабочих местных заводов (в том числе автомобильного). Раньше здесь было много болот (их осушили) и лесов (их частично вырубили). С конца XIX века и до 1980-х годов XIII округ был в основном пролетарским. Неудивительно, что в 1944 году здесь действовали группы Сопротивления, совершавшие акции против установившегося в стране режима нилашистов, а в 1956 году накал боевых действий во время осеннего восстания был намного слабее, чем в "буржуазных" кварталах центрального Будапешта.
Пройдя совсем немного пешком (до перекрёстка Роберт Каройи с проспектом Ваци), я спустился в метро, на станцию "Гёнц Арпад варошкёзпонт", что означает "Городской центр Гёнц Арпад". Эта станция 3-й линии Будапештского метрополитена была открыта в 1984 году и до 2016 года называлась куда проще - "Арпад хид". Станцию переименовали в честь Арпада Гёнца - известного литератора и переводчика (он перевёл на венгерский эпопею "Властелин колец"). В годы социализма Гёнц был оппозиционером, в частности, он принимал участие в восстании 1956 года. В 1990 году, после "бархатных революций" в Восточной Европе, Гёнц был избран президентом Венгрии и занимал этот пост до 2000 года. Осенью 2015 года Арпад Гёнц скончался в возрасте 93 лет, и вскоре его имя было увековечено в названии станции метро.
В будапештском метро нет турникетов. Зато здесь, как говорят, есть контролёры, которые безжалостно выписывают штрафы пойманным за уши зайцам. Я решил не испытывать судьбу перед самым отъездом, поэтому купил в автомате с хорошей многоязычной навигацией один билет (он обошёлся мне в 77 рублей). После покупки билет надо ещё и прокомпостировать у входа на платформу.
Мне нужно было ехать на автовокзал Неплигет, что на юго-востоке Будапешта, на границе районов Ференцварош и Йожефварош. Кстати, автовокзал есть и в районе моста Арпада, но мне нужен был именно Неплигет, так как оттуда ездят автобусы фирмы "Фликсбус".
А вообще будапештский метрополитен - один из самых старых в мире и самый старый в континентальной Европе. Он был построен всё к тому же 1000-летию венгерского "Обретения родины" и начал работать в мае 1896 года. Первоначально это были 11 станций, в том числе две надземные. Теперь в Будапеште 52 станции метрополитена, а длина четырёх линий составляет почти 40 километров.
Вагоны в метро Будапешта - в основном советские и российские, тем более на линиях М2, М3 и М4. Причём обновления составов проводятся довольно регулярно.
Именно в марте 2020 года на третьей линии начались ремонтные работы, поэтому мне пришлось проехать не 11 станций, а 10, и сойти на "Надьварад тер". Надьварад - это венгерское название нынешнего румынского города Орадя. От этой станции я прошёл пешком по улице Иллёи, по левой стороне которой увидел красивую реформатскую церковь, построенную с 1930 по 1935 годы. Её воздвигли в честь венгерских солдат, павших на Восточном фронте в годы Первой мировой войны.
А чуть ближе к автовокзалу и по правой стороне находится "Групама арена" - стадион клуба "Ференцварош", самого титулованного и популярного клуба Венгрии. "Групаму" открыли в августе 2014 года на месте снесённого стадиона "Флориан Альберт", который вмещал 18 тысяч зрителей. Новая арена может вместить почти 24 тысячи человек. Кстати, в 2021 году истекает 7-летний срок названия стадиона, и вскоре "Групама" может стать уже совсем не "Групамой".
Автовокзал Неплигет назван так в честь одноимённого парка, находящегося тут же поблизости. Собственно, "неплигет" - это "народный парк" по-венгерски. Этот автовокзал изначально создавался как международный. Здание вокзала было построено в 2001-2002 годах.
Старый добрый "Икарус", ехавший по какому-то местному направлению. А вообще таких "Икарусов" в Венгрии ездит ещё очень много.
Зелёный новый автобус "Фликсбуса" подошёл на перрон точно в указанное время. Оказалось, что он едет из хорватской Джяковицы, и номера у автобуса тоже были хорватские. Конечным пунктом маршрута была, разумеется, не Братислава, а Вена - там живёт и работает много хорватов. Я поздоровался с водителем-хорватом и прошёл на своё место, оно было слева, в задней половине автобуса. Слава Богу, автобус был заполнен менее, чем наполовину, и со мной рядом никто не ехал.
В два часа дня наш автобус выехал с Неплигета. Прощай, Будапешт! Думаю, ещё увидимся!
Спасибо за внимание! Продолжение следует!