Прощание с Будапештом: метро и автовокзал Неплигет. 5 марта 2020 года

Sep 26, 2021 00:26

Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:

Прибытие в Венгрию
Будапешт, район Бельварош
Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети
Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания
Будапешт, городской парк Варошлигет
Площадь Героев и Монумент Тысячелетия
Проспект Андраши: от Площади Героев до Дома террора
Проспект Андраши: венгерский Диккенс и венгерский Маяковский
Район Липотварош и площадь Эржбеты
Набережная Дуная
Улица Ваци и Центральный рынок
От моста Эржебет до моста Сечени
От моста Сечени до моста Маргит
Остров Маргит

...Пройдя полностью остров Маргит с юга на север, я вышел к мосту Арпада (Арпад хид) - ещё одному из самых важных мостов через Дунай в черте Будапешта. Первые мосты на месте нынешнего Арпад хид были построены ещё при римлянах. А нынешний почти километровый мост начали строить в 1939 году по проекту архитектора Яноша Кошалки. Мост должен был соединить Обуду (один из трёх городов, ставших единым Будапештом в 1873 году) с тогдашними северными окраинами Пешта. В 1943 году строительство моста было прервано из-за войны, хотя многие железобетонные столбы уже стояли на своих местах. Эти столбы были использованы как укрытия в январе 1945 года атакующими советскими войсками во время боёв за остров Маргит. Благодаря своей недостроенности, мост Арпада избежал разрушения во время осады города, и после войны его строительство продолжилось. В 1950 году мост был запущен под именем Сталина (Сталин хид), а в 1958 году ему вернули проектное название в честь венгерского князя Арпада. В 1980-е годы мост подвергся крупной реконструкции, в ходе которой был значительно расширен.


.
Вид с моста на берег Дуная и Обуду:


Я прошёл по мосту Арпада и вновь оказался в Пеште. "Добро пожаловать в 13-й район!" Ну, 13-й район Будапешта - это, конечно же, не 13-й район из одноимённого французского фильма. Этот район очень большой, он раскинулся в Пеште слева и справа от моста Арпада и улицы Роберт Каройи-кёрут. Район был создан в 1938 году, его население сейчас составляет более 120 тысяч человек, а в 1970-е годы было более 150 тысяч.


Вид с улицы Роберт Каройи на мост Арпада. Да, через этот мост ездят и автомобили, и автобусы (пять маршрутов), и трамваи (три маршрута).


Типичные дома эпохи социализма на Роберт Каройи-кёрут. Это микрорайон Визафого, входящий в XIII район. Изначально здесь жили семьи рабочих местных заводов (в том числе автомобильного). Раньше здесь было много болот (их осушили) и лесов (их частично вырубили). С конца XIX века и до 1980-х годов XIII округ был в основном пролетарским. Неудивительно, что в 1944 году здесь действовали группы Сопротивления, совершавшие акции против установившегося в стране режима нилашистов, а в 1956 году накал боевых действий во время осеннего восстания был намного слабее, чем в "буржуазных" кварталах центрального Будапешта.


Пройдя совсем немного пешком (до перекрёстка Роберт Каройи с проспектом Ваци), я спустился в метро, на станцию "Гёнц Арпад варошкёзпонт", что означает "Городской центр Гёнц Арпад". Эта станция 3-й линии Будапештского метрополитена была открыта в 1984 году и до 2016 года называлась куда проще - "Арпад хид". Станцию переименовали в честь Арпада Гёнца - известного литератора и переводчика (он перевёл на венгерский эпопею "Властелин колец"). В годы социализма Гёнц был оппозиционером, в частности, он принимал участие в восстании 1956 года. В 1990 году, после "бархатных революций" в Восточной Европе, Гёнц был избран президентом Венгрии и занимал этот пост до 2000 года. Осенью 2015 года Арпад Гёнц скончался в возрасте 93 лет, и вскоре его имя было увековечено в названии станции метро.


В будапештском метро нет турникетов. Зато здесь, как говорят, есть контролёры, которые безжалостно выписывают штрафы пойманным за уши зайцам. Я решил не испытывать судьбу перед самым отъездом, поэтому купил в автомате с хорошей многоязычной навигацией один билет (он обошёлся мне в 77 рублей). После покупки билет надо ещё и прокомпостировать у входа на платформу.
Мне нужно было ехать на автовокзал Неплигет, что на юго-востоке Будапешта, на границе районов Ференцварош и Йожефварош. Кстати, автовокзал есть и в районе моста Арпада, но мне нужен был именно Неплигет, так как оттуда ездят автобусы фирмы "Фликсбус".
А вообще будапештский метрополитен - один из самых старых в мире и самый старый в континентальной Европе. Он был построен всё к тому же 1000-летию венгерского "Обретения родины" и начал работать в мае 1896 года. Первоначально это были 11 станций, в том числе две надземные. Теперь в Будапеште 52 станции метрополитена, а длина четырёх линий составляет почти 40 километров.
Вагоны в метро Будапешта - в основном советские и российские, тем более на линиях М2, М3 и М4. Причём обновления составов проводятся довольно регулярно.


Именно в марте 2020 года на третьей линии начались ремонтные работы, поэтому мне пришлось проехать не 11 станций, а 10, и сойти на "Надьварад тер". Надьварад - это венгерское название нынешнего румынского города Орадя. От этой станции я прошёл пешком по улице Иллёи, по левой стороне которой увидел красивую реформатскую церковь, построенную с 1930 по 1935 годы. Её воздвигли в честь венгерских солдат, павших на Восточном фронте в годы Первой мировой войны.


А чуть ближе к автовокзалу и по правой стороне находится "Групама арена" - стадион клуба "Ференцварош", самого титулованного и популярного клуба Венгрии. "Групаму" открыли в августе 2014 года на месте снесённого стадиона "Флориан Альберт", который вмещал 18 тысяч зрителей. Новая арена может вместить почти 24 тысячи человек. Кстати, в 2021 году истекает 7-летний срок названия стадиона, и вскоре "Групама" может стать уже совсем не "Групамой".


Автовокзал Неплигет назван так в честь одноимённого парка, находящегося тут же поблизости. Собственно, "неплигет" - это "народный парк" по-венгерски. Этот автовокзал изначально создавался как международный. Здание вокзала было построено в 2001-2002 годах.

Старый добрый "Икарус", ехавший по какому-то местному направлению. А вообще таких "Икарусов" в Венгрии ездит ещё очень много.


Зелёный новый автобус "Фликсбуса" подошёл на перрон точно в указанное время. Оказалось, что он едет из хорватской Джяковицы, и номера у автобуса тоже были хорватские. Конечным пунктом маршрута была, разумеется, не Братислава, а Вена - там живёт и работает много хорватов. Я поздоровался с водителем-хорватом и прошёл на своё место, оно было слева, в задней половине автобуса. Слава Богу, автобус был заполнен менее, чем наполовину, и со мной рядом никто не ехал.

В два часа дня наш автобус выехал с Неплигета. Прощай, Будапешт! Думаю, ещё увидимся!

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

история, метро, районы Будапешта, автобусы, Дунай, стадион, Будапешт, Вторая мировая война, мосты, туризм, Икарус, Венгрия, вокзал, церковь, Великая Отечественная война, футбол

Previous post Next post
Up