Мосты города Будапешт: от Сечени до Маргит. 5 марта 2020 года

Sep 19, 2021 12:30

Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:

Прибытие в Венгрию
Будапешт, район Бельварош
Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети
Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания
Будапешт, городской парк Варошлигет
Площадь Героев и Монумент Тысячелетия
Проспект Андраши: от Площади Героев до Дома террора
Проспект Андраши: венгерский Диккенс и венгерский Маяковский
Район Липотварош и площадь Эржбеты
Набережная Дуная
Улица Ваци и Центральный рынок
От моста Эржебет до моста Сечени

После моста Сечени я прошёл дальше по будайской набережной. На площади Адама Кларка (выезжая с моста Сечени в Буду, вы сразу упираетесь в неё) я увидел трамвайные колеи. Это в районе остановки "Кларк Адам тэр", где проходят "прибрежные" маршруты будапештского трамвая - 19-й и 41-й. Вблизи площади они идут через неглубокий тоннель.


Там же рядом - прекрасный тоннель под Замковой горой (Будаи-варалагут). Справа - автобусная остановка, где можно сесть на автобус 16-го маршрута, который привезёт вас на верх горы - к королевскому дворцу. Тоннель, между прочим, тянется целых 500 метров (или около того). Нелегко поверить, но тоннелю - более полутора веков: его начали прокладывать ещё в далёком феврале 1853 года. Собирались и раньше, но венгерская революция 1848 года спутала планы инженеров, главным из которых был англичанин Адам Кларк, в честь которого ныне и названа площадь. Неприязнь венгров вызывало и активное участие венского двора в строительстве стратегически важного тоннеля.
Так или иначе, уже в октябре 1853 года тоннель был пробит, а в апреле 1857 года его открыли для движения пешеходов и лошадей. Возможно, столь быстрые темпы работы были связаны с тем, что Замковая гора сложена в основном известняковыми породами. До 1918 года проезд по тоннелю был платным и приносил немалые деньги в бюджет. В 1944-1945 годах тоннель активно использовался немецкими войсками для переброски подкреплений и доставки боеприпасов. Западные ворота были разрушены в ходе боёв, их восстановили только в 1949 году. А в 1973 году, к 100-летию единого Будапешта, Будаи-варалагут был подвергнут общей модернизации. Ныне движение пешеходов внутри тоннеля запрещено.


Великолепный вид с правого берега Дуная на левый:


Реформатская церковь на площади Дежё Силадьи. Это ещё один объект, построенный к празднованию тысячелетия венгерского "Обретения родины" в 1896 году. В том же году церковь и освятили, строительство продолжалось три года. В 1915 году здесь венчался венгерский поэт Эндре Ади (о нём уже говорилось ранее), а в 1940 году - Иштван Хорти, сын венгерского диктатора (и об Иштване тоже упоминалось). Храм вмещает около 600 человек. Высота башни, стоящей рядом с храмом, составляет 62 метра. Автором проекта церкви был архитектор Саму Печ (1854-1922), который создал ещё многие архитектурные шедевры Венгрии. В числе прочего, Печ принимал участие в работе над украшениями будапештского Центрального рынка.


Как прекрасен венгерский парламент с противоположного берега Дуная!


Набережная Бема (Бем-ракпарт). Она названа в честь польского генерала Юзефа Захарияша Бема (1794-1850) - одного из главных деятелей венгерской революции 1848 года. Бем воевал в армии Наполеона против России в 1812 году, потом занимался вопросами ракетостроения, в 1830 году опять сражался с русскими, бежал в Пруссию. В 1848 году он сначала бунтовал против Австрии в самой Вене, а затем возглавил крупные военные силы восставшей Венгрии. В нескольких сражениях с русским экспедиционным корпусом Бем был разбит и бежал в Османскую империю, где и умер (в сирийском Алеппо).
Дом на Бем-ракпарт, 47 (угол с улицей Ганц). Это "Информационный бизнес-центр", который работает с иностранцами. В соседнем корпусе (белого цвета) находится венгерское министерство иностранных дел и торговли.


Ещё один будапештский мост - арочный Маргит (Маргит-хид). Он был построен в 1872-1876 годах французскими инженерами - Эрнестом Гуэном и всемирно известным Густавом Эйфелем. Таким образом, Маргит-хид стал вторым по возрасту и вторым по величине мостом в Будапеште. На фото видно, как в своей середине мост изгибается - этот изгиб, собственно, и сделан для соединения моста с островом Маргит. Общая длина моста - 607 метров!


Памятная доска в честь строителей моста и описанием его истории. В 1930-е годы прошла первая реконструкция моста, в ходе которой увеличилась его ширина. 4 ноября 1944 года (перед началом боёв за Будапешт) восточный пролёт моста рухнул из-за случайного взрыва. Погибло более 600 гражданских лиц. Среди погибших был Эндре Кабош - многократный олимпийский чемпион по фехтованию. Вместе со многими другими будапештскими евреями Кабош был мобилизован на принудительные работы, и как раз в момент взрыва он находился на мосту. А 18 января 1945 года отступающие немцы взорвали и западный пролёт моста Маргит. После войны часть конструкций разрушенного моста была извлечена из вод Дуная и использована для восстановления Маргит-хид (с 1946 по 1948 годы).


Вид на Маргит-хид снизу. С 2009 по 2011 год мост Маргит был на реконструкции, проведённой при помощи Евросоюза. Изначально мост строили из железобетона, но после реконструкций он стал стальным. А ещё это любимое место будапештских самоубийц. В Венгрии очень много суицидников - 11,8 самоубийств на 100 тысяч населения в 2019 году, это 54-е место в мире. В Европе с самоубийствами хуже только в России, Литве, Украине, Беларуси, Черногории, Латвии, Словении, Бельгии, Финляндии, Швеции и Молдавии. При этом ещё в 2012 году уровень самоубийств в Венгрии был почти вдвое выше, и республика занимала 19-ю строчку в мировом печальном рейтинге. Видимо, всё-таки в Венгрии жить стало лучше, жить стало веселее.


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

технологии, Венгрия, история, французы, суицид, церковь, Дунай, Будапешт, Вторая мировая война, мосты, туризм, архитектура

Previous post Next post
Up