Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:
Прибытие в Венгрию Будапешт, район Бельварош Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания Будапешт, городской парк Варошлигет Площадь Героев и Монумент Тысячелетия Проспект Андраши: от Площади Героев до Дома террора Проспект Андраши: венгерский Диккенс и венгерский Маяковский Район Липотварош и площадь Эржбеты Набережная Дуная Улица Ваци и Центральный рынок От моста Эржебет до моста Сечени После моста Сечени я прошёл дальше по будайской набережной. На площади Адама Кларка (выезжая с моста Сечени в Буду, вы сразу упираетесь в неё) я увидел трамвайные колеи. Это в районе остановки "Кларк Адам тэр", где проходят "прибрежные" маршруты будапештского трамвая - 19-й и 41-й. Вблизи площади они идут через неглубокий тоннель.
Там же рядом - прекрасный тоннель под Замковой горой (Будаи-варалагут). Справа - автобусная остановка, где можно сесть на автобус 16-го маршрута, который привезёт вас на верх горы - к королевскому дворцу. Тоннель, между прочим, тянется целых 500 метров (или около того). Нелегко поверить, но тоннелю - более полутора веков: его начали прокладывать ещё в далёком феврале 1853 года. Собирались и раньше, но венгерская революция 1848 года спутала планы инженеров, главным из которых был англичанин Адам Кларк, в честь которого ныне и названа площадь. Неприязнь венгров вызывало и активное участие венского двора в строительстве стратегически важного тоннеля.
Так или иначе, уже в октябре 1853 года тоннель был пробит, а в апреле 1857 года его открыли для движения пешеходов и лошадей. Возможно, столь быстрые темпы работы были связаны с тем, что Замковая гора сложена в основном известняковыми породами. До 1918 года проезд по тоннелю был платным и приносил немалые деньги в бюджет. В 1944-1945 годах тоннель активно использовался немецкими войсками для переброски подкреплений и доставки боеприпасов. Западные ворота были разрушены в ходе боёв, их восстановили только в 1949 году. А в 1973 году, к 100-летию единого Будапешта, Будаи-варалагут был подвергнут общей модернизации. Ныне движение пешеходов внутри тоннеля запрещено.
Великолепный вид с правого берега Дуная на левый:
Реформатская церковь на площади Дежё Силадьи. Это ещё один объект, построенный к празднованию тысячелетия венгерского "Обретения родины" в 1896 году. В том же году церковь и освятили, строительство продолжалось три года. В 1915 году здесь венчался венгерский поэт Эндре Ади (о нём уже говорилось ранее), а в 1940 году - Иштван Хорти, сын венгерского диктатора (и об Иштване тоже упоминалось). Храм вмещает около 600 человек. Высота башни, стоящей рядом с храмом, составляет 62 метра. Автором проекта церкви был архитектор Саму Печ (1854-1922), который создал ещё многие архитектурные шедевры Венгрии. В числе прочего, Печ принимал участие в работе над украшениями будапештского Центрального рынка.
Как прекрасен венгерский парламент с противоположного берега Дуная!
Набережная Бема (Бем-ракпарт). Она названа в честь польского генерала Юзефа Захарияша Бема (1794-1850) - одного из главных деятелей венгерской революции 1848 года. Бем воевал в армии Наполеона против России в 1812 году, потом занимался вопросами ракетостроения, в 1830 году опять сражался с русскими, бежал в Пруссию. В 1848 году он сначала бунтовал против Австрии в самой Вене, а затем возглавил крупные военные силы восставшей Венгрии. В нескольких сражениях с русским экспедиционным корпусом Бем был разбит и бежал в Османскую империю, где и умер (в сирийском Алеппо).
Дом на Бем-ракпарт, 47 (угол с улицей Ганц). Это "Информационный бизнес-центр", который работает с иностранцами. В соседнем корпусе (белого цвета) находится венгерское министерство иностранных дел и торговли.
Ещё один будапештский мост - арочный Маргит (Маргит-хид). Он был построен в 1872-1876 годах французскими инженерами - Эрнестом Гуэном и всемирно известным Густавом Эйфелем. Таким образом, Маргит-хид стал вторым по возрасту и вторым по величине мостом в Будапеште. На фото видно, как в своей середине мост изгибается - этот изгиб, собственно, и сделан для соединения моста с островом Маргит. Общая длина моста - 607 метров!
Памятная доска в честь строителей моста и описанием его истории. В 1930-е годы прошла первая реконструкция моста, в ходе которой увеличилась его ширина. 4 ноября 1944 года (перед началом боёв за Будапешт) восточный пролёт моста рухнул из-за случайного взрыва. Погибло более 600 гражданских лиц. Среди погибших был Эндре Кабош - многократный олимпийский чемпион по фехтованию. Вместе со многими другими будапештскими евреями Кабош был мобилизован на принудительные работы, и как раз в момент взрыва он находился на мосту. А 18 января 1945 года отступающие немцы взорвали и западный пролёт моста Маргит. После войны часть конструкций разрушенного моста была извлечена из вод Дуная и использована для восстановления Маргит-хид (с 1946 по 1948 годы).
Вид на Маргит-хид снизу. С 2009 по 2011 год мост Маргит был на реконструкции, проведённой при помощи Евросоюза. Изначально мост строили из железобетона, но после реконструкций он стал стальным. А ещё это любимое место будапештских самоубийц. В Венгрии очень много суицидников - 11,8 самоубийств на 100 тысяч населения в 2019 году, это 54-е место в мире. В Европе с самоубийствами хуже только в России, Литве, Украине, Беларуси, Черногории, Латвии, Словении, Бельгии, Финляндии, Швеции и Молдавии. При этом ещё в 2012 году уровень самоубийств в Венгрии был почти вдвое выше, и республика занимала 19-ю строчку в мировом печальном рейтинге. Видимо, всё-таки в Венгрии жить стало лучше, жить стало веселее.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!