Продолжение моих прогулок по Будапешту. Начало в предыдущих постах:
Прибытие в Венгрию Будапешт, район Бельварош Будапешт, район Йожефварош и вокзал Келети Стадион "Ференц Пушкаш", несчастный Рудольф и принцесса Стефания Будапешт, городской парк Варошлигет Площадь Героев и Монумент Тысячелетия Насмотревшись на прекрасную Площадь Героев, я свернул на проспект Андраши - одну из главных (если не главную) транспортную артерию Будапешта. Его ещё называют Елисейскими полями венгерской столицы. Проспект тянется на 2,5 километра от станции метро "Байчи-Жилински" до Площади Героев. Но мой путь пролегал в обратном направлении - с востока на запад.
Этот жилой дом весьма нетипичен для проспекта Андраши, да и находится он не на самом проспекте, а на одной из прилегающих улочек.
А почему я забрёл на эту улочку? Да потому, что там располагается посольство России! Улица Байза, 35. Это VI округ Будапешта, он же Терезварош. В XVIII веке этот район представлял из себя сады, высаженные за городскими стенами Пешта, а своё название он получил в честь визита императрицы Марии-Терезии в Пешт в 1751 году. А VI округ появился в уже едином Будапеште в 1873 году. Население Терезвароша по переписи 2011 года составило всего 38 тысяч человек (в 1990 году было почти 60 тысяч), из которых свыше 200 - граждане России. Возможно, как раз в посольстве живёт и работает большая часть этих двухсот наших сограждан. Но, кстати, здесь находится не только наше представительство: на проспекте Андраши и улице Байза находятся ещё десятки посольств, в том числе китайское, индонезийское, катарское, австрийское, южнокорейское и другие. Улица Байза примыкает к проспекту с северо-запада и соединяет его с улицей Подманички.
Возвращаемся на проспект Андраши... Кстати, своё нынышнее имя улица получила не сразу. Построенный в 1872 году новый проспект сначала был назван Радиальным, а в 1885 году получил имя Дьюлы Андраши (ударение на "А") - видного венгерского дипломата и политика, премьер-министра Венгрии в 1867-1871 годах и министра иностранных дел Австро-Венгрии с 1871 по 1879 годы. В молодости Андраши участвовал в революции 1848 года, был заочно приговорён к смертной казни и бежал во Францию. На родину он смог вернуться в 1860 году. В 1867 году Андраши активно участвовал в создании двуединой Австро-Венгрии и смене политического режима в государстве. На Берлинском конгрессе 1878 года Дьюла Андраши стал одним из главных действующих лиц, сумев сколотить антироссийский блок с англичанами и добиться оккупации Боснии и Герцеговины имперскими войсками. Тем самым Андраши заложил смертельную мину под фундамент только что созданной двуединой монархии. Но в 1885 году, когда ещё при жизни Андраши проспект получил его имя, об этом никто не знал.
В 1950 году новые коммунистические власти Венгрии переименовали проспект Андраши в улицу Сталина. В 1956-м во время осеннего восстания название изменили на "Проспект венгерской молодёжи". После подавления бунта магистраль стала улицей Народной Республики (Непкозтаршашаг утца). И, наконец, в 1990 году имя Андраши снова воцарилось на уличных табличках. А в 2002 году проспект Андраши был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перекрёсток проспекта Андраши с улицей Фелшордёшор, станция метро "Кодай кёрёнд". Перекрёсток выполнен в форме круга, закольцованного вот такими мощными зданиями конца XIX века:
Более крупным планом - памятник Дьёрдю Сонди, коменданта замка Дрегей на севере Венгрии в 1540-е годы. В июле 1552 года Сонди во главе гарнизона из 200 человек был окружён в замке 12-тысячной османской армией. В первый же день осады турки пушечным огнём разрушили часть стен замка и бросились на штурм, но были отбиты. Ещё несколько дней маленький гарнизон держался, отказавшись сдаться, но 9 июля турки пошли на новый приступ. В бою Сонди был убит, как и почти все его воины. Десятерых выживших врагов османы отпустили с миром, а Дьёрдя Сонди похоронили с почестями в особом саркофаге. Кстати, памятник не такой уж и старый - он был установлен в 1955 году, а изготовил его знаменитый венгерский скульптор Ласло Мартон (о нём ещё будет разговор позднее).
Как на проспекте Андраши в частности, так и в Будапеште целом очень развит прокат велосипедов:
А вот и знаменитый музей - Дом террора (Тэррор хаза) на проспекте Андраши, 60. Само здание музея было построено в 1880 году в стиле неоренессанса. В 1944 году, после фашистского переворота в Венгрии и свержения адмирала Хорти, здесь обосновались нилашисты, тут же они держали в заключении своих политических противников, тут проводились пытки и казни. Нилашисты называли здание кратко и претенциозно - Дом Веры. В феврале 1945 года Будапешт был полностью занят советскими войсками, и дом на Андраши, 60 перешёл "по наследству" спецслужбам коммунистического режима - PRO, с 1946 года AVO, а с 1948 года AVH. Глава венгерской политической полиции Габор Петер специально выпросил это здание для своего ведомства. Постепенно дом всё сильнее наполнялся новыми узниками, и в подземной части здания были обустроены лабиринты с камерами для новых заключённых.
В 1952 году еврей по происхождению Габор Петер был арестован по обвинению в "сионистском заговоре" и приговорён к пожизненному сроку. В 1959 году его выпустили на свободу, и оставшиеся годы бывший глава госбезопасности ("венгерский Берия") работал библиотекарем и портным, скончавшись в 1993 году в возрасте 86 лет. А сменивший Петера Ласло Пирош в октябре 1956 года успел убежать в СССР, спасшись от неминуемой расправы со стороны повстанцев. В Венгрию он вернулся только в августе 1958 года, став главным инженером завода по производству салями в Сегеде (до Второй мировой войны Пирош работал мясником). Со своей новой должностью гэбист справлялся настолько хорошо, что в 1969 году стал директором завода и занимал этот пост до 1979-го, попутно восстановившись в венгерской компартии. Ласло Пирош прожил ещё дольше - 88 лет - и скончался в январе 2007 года.
Во время восстания 1956 года несколько десятков сотрудников AVH были убиты или жестоко казнены. Кроме того, сотрудников ведомства считают виновными в провокации, случившейся 25 октября 1956 года возле здания венгерского Минсельхоза на улице Алкотмань. Тогда были обстреляны жители Будапшта и советские солдаты, общавшиеся с гражданами на площади. Решив, что огонь ведётся из толпы, советские танкисты открыли огонь по людям, и погибло множество мирных жителей. Были и другие провокации. Неудивительно, что решением Имре Надя от 28 октября 1956 года AVH была ликвидирована, а следующее руководство Венгрии во главе с Яношем Кадаром не стало отменять это решение. Здание на Андраши, 80 перешло в ведение венгерского комсомола, а в 1990-е годы заполнилось различными фирмами.
В декабре 2000 года здание на Андраши, 60 было выкуплено венгерским Фондом исследований истории и общества Центральной и Восточной Европы, и в 2002 году здесь был открыт музей "Дом террора", посвящённый двум репрессивным политическим режимам - фашистскому Салаши и коммунистическому Ракоши и Гёрё. Формально тут соблюдается равновесие, но, конечно, же основная задача музея - критика советского режима (то есть и России) и коммунистического прошлого Венгрии. Судя по проводимым здесь выставкам, режим партии "Скрещённые стрелы" (то бишь нилашистов) волнует руководителей музея совсем немного, в основном с точки зрения Холокоста и несчастных евреев. А какое отношение к венгерскому террору имеют Александр Солженицын, расстрел в Катыни и Пражская весна 1968 года - это риторический вопрос.
"Тудйук, мерйук, тессук" - "Знаем, смеем, делаем". Видимо, это девиз партии "Альянс свободных демократов" ("Сабад Демократак"). Ну и куда же без поцелуя Брежнева с Хонеккером? Эх, Леонид Ильич, знал бы ты, как сильно нагадишь имиджу СССР и России своими долблениями в дёсны с мужиками. Ну и спасибо за русский язык, хоть в таком качестве он пусть присутствует в Будапеште!
Спасибо за внимание! Продолжение следует!